От партийных религий - к единым основам духовности

Вячеслав Зенин
               
                «О, Небо и Земля, храните нас от зла».
                Риг-Веда
                *  *   *    
Человечество недавно вошло в новое тысячелетие. Это порождает неизбежные вопросы о нашем будущем. Что ожидает нашу цивилизацию? Какие идеалы и маяки будут светить на этом пути? Будет ли создано гуманное, справедливое жизнеустройство?  Сможет ли человечество придти к устоям жизни, которые соответствуют законам Космоса?
Недавно все земляне отмечали приход нового тысячелетия. Эта дата стала первым общим праздником для всех народов. Но праздник прошел, и все вернулось на свою избитую колею. Опять «заработали» разные «эталоны»: «правда» христиан, мусульман, буддистов, коммунистов, демократов, «либералов» и т.д. Однако рассмотреть поставленные выше вопросы можно лишь при глобальном подходе ко всей истории человечества и к самой Земле. Необходимость такого рассмотрения диктуется, как минимум,  тремя факторами. Во-первых, в нашу эпоху идет быстрое формирование человечества, как единого целого. Во-вторых, разные религиозные «истины» вошли в противоречие с общими задачами, стоящими перед народами России и всеми землянами. Необходимость в глобальном, планетарном мышлении диктуется также и проблемами экологии.
Первая партийно-догматическая религия, созданная в начале «нашей» эры, превратилась в реакционную, наднациональную организацию, опутавшую своими сетями более половины земного шара. Под полным диктатом одной идеологии оказались все страны Европы, включая Россию. Затем в процессе «географических открытий»  христианские «эталоны» была насильно внедрены в Америке, Африке, Австралии и т.д. Идеологи христианства на протяжении многих веков утверждают, будто они нашли «истину» и «путь к Богу»! Но вот парадокс: даже в пределах самого христианства (идеологи которого будто «нашли истину»), всегда шла конкуренция и вражда. Не говоря уже о трех «мировых религиях»: христианстве, исламе, буддизме.    Бесконечная вражда религиозных партий подтверждает, что они НЕ НАШЛИ ни путь к Богу, ни путь к Истине. Ведь если земляне действительно найдут единую Истину, то тогда исчезнут вражда и насилие на почве разных религиозно-партийных догм. 
Несмотря на жестокости при насаждении христианства и главную цель партийных религий – держать народы на уровне покорного стада – до сих пор раздаются голоса о том, будто бы религии несут в «массы» «хорошую» мораль и даже основы гуманности. Но вот жестокая историческая реальность: народы Европы, вооруженные религиозными «эталонами» морали и «веры», вели бесконечные войны. Наличие огромного количества религиозных заведений не устранило насилие и зло. Более того, сами религиозные партии принесли народам новую форму насилия, связанную с внедрением своих партийных «истин». Именно христианские фанатики впервые стали преследовать и убивать по идеологическим признакам. 
                *  *  *
Ради краткости напомним лишь о некоторых крупных событиях, произошедших уже после того, как стали насаждать христианство…  Во-первых, во всех странах Европы при насаждении христианства начались религиозные войны и вражда в пределах каждого этноса. Это были первые, кровопролитные,  гражданские войны на основе разных представлений о Боге и «вере».  После объявления христианства единственной разрешенной религией началось преследование всех инакомыслящих во всех европейских странах. Затем наступила жестокая христианская инквизиция. Тысячи людей были сожжены на кострах за неприятие новой религии. Например, великого мыслителя Дж. Бруно сожгли только за то, что он не признавал несколько христианских догм. Под знаменами «мудрого» христианства и под причитания типа «возлюби ближнего» были уничтожены миллионы коренных жителей Америки, Африки и т.д. А на Востоке, включая территорию нынешней России, насильно внедрялся ислам…
Позже все христианские страны вели нескончаемые войны друг с другом.  Перед каждым сражением христиане  противоборствующих сторон усердно молились и шли убивать, снова молились и шли убивать. И так до бесконечности… Что-то подобное, только еще в больших масштабах, произошло в годы очередной массовой бойни – во время первой мировой войны. Всего было убито около 30 миллионов мирных жителей. И что особо поражает: все организаторы этой бойни и в основном все жертвы являлись «верующими во Христа»…
Кроме преследований инакомыслящих христиане планомерно уничтожали материальные и духовные достижения всех исходных культур: разрушали древние храмы, скульптуры, сжигали рукописи. Христианские вандалы полностью уничтожили комплекс олимпийских игр, который существовал почти 2000 лет! Наконец, третья особенность христианства (как и других «мировых религий») является стремление к богатству. Например, на Руси Церковь (самая «правильная») владела не только землями, но и деревнями крепостных, т.е. имела своих рабов. Именно после укрепления позиций христианства на Руси крестьян отдавали в собственность князьям целыми деревнями. Может быть, все это делалось для повышения «духовности» у крепостных? Такой «порядок», такая христианская «нравственность» просуществовали в России 300 лет!
Болезненная и безграничная тяга религиозных «учителей» к богатству показывает, что Церковь (как партийная организация) не имеет практически ничего общего ни с верой в Бога, ни с проблемами духовности. Эту совсем не божественную черту Церкви подчеркивал  И.В.Гете в «Фаусте»:
                «А церковь при своем пищеваренье
                глотает государства, города и области...»
В Европе и в России Церковь собирала с крестьян дань, т.е. наши «духовники» поступали так же, как и монгольские оккупанты во времена диктата Орды. Грабеж христианской Церкви в Европе и в России привел к мощным восстаниям крестьян. Папа римский (главный «отец» такой «духовности») направлял на подавление восстаний крестьян огромные армии крестоносцев. На Руси произошли два восстания (С.Разина и Е.Пугачева) против рабовладельцев и грабежа Церкви. Только после подавления сопротивления народных масс диктат и грабеж Церкви были превращены в «наши традиции». И в наше время скрывают то, как реально были внедрены эти традиции. Об этом разрешено говорить только одной,  заинтересованной стороне – представителям  Церкви.
Таким образом, совершенно очевидно полнейшее несоответствие между жестокой реальностью и заявлениями разных религиозных партий о том, что они открыли какую-то «истину» и несут людям «спасение». Религиозные догмы сами стали «генераторами» зла и одной из причин гибели миллионов людей. Объективные особенности христианства, подтвержденные столетиями реальной истории, говорят о реакционной, антинародной, рабовладельческой сути догматических религий. Вот эти объективные особенности:
 – насильственное внедрение партийных «истин» и преследование инакомыслящих;
 – разрушение и уничтожение материальных и духовных памятников древних культур всех народов;
 – болезненная тяга к накоплению богатств, «освящение» неравенства людей и даже рабства.
Необходимо подчеркнуть, что два первых пункта (как минимум) роднят христианство с идеологией фашизма. Что касается третьего пункта, то напомним о том «изменении курса», которое было совершено в области «теории» христианства после завершения его первого, «стихийного» периода. Только этот короткий период христианства (до создания партийной организации) можно назвать «настоящим», «правильным» христианством. Основывался он на тезисе о равенстве всех людей (по этой причине первыми христианами были рабы и просто бедняки). И еще они искренне надеялись на «скором» приходе Христа и «скором» наступлении «царствия небесного». Причем, это «скоро» означало буквально через два-три года…
Но проходили десятилетия, а Христос все не появлялся, чтобы «навести порядок». И тогда «отцы» Церкви, для которых накопление богатств являлся основным признаком «духовности», подправили первое, «стихийное» христианство. Они заявили, что Христос УЖЕ ПРИХОДИЛ! Что же вам еще надо? Этого УЖЕ ДОСТАТОЧНО! Так что «стаду» разрешили просто «поклоняться» Христу. Короче говоря, «любите Христа» на здоровье и прославляйте его. А вот «основы» общества затрагивать запрещено. Ибо УЖЕ все устроено правильно! В том числе неравенство и рабство…    
 С учетом отмеченной «подмены идеи» общество должно четко понимать: с тех пор и до наших дней  все христианство (католики, православные и т.д.) отражает и защищает именно такую идеологию. От первичного, «настоящего» христианства не осталось практически ничего. Точнее, осталось одно имя «спасителя» и некоторые помпезные ритуалы. Начиная  приблизительно с четвертого-пятого века «нашей эры», христианство стало орудием террора и подавления людей. Христианство, как реакционная идеология, задержала развитие человечества приблизительно на 1000 лет. Только в эпоху Возрождения, Гуманизма и Просвещения общество стало возвращаться к высотам культуры, имевшим место в Древней Греции. Но это 15 – 16 века «нашей» эры. А на что же ушло 1000 лет? Они были потрачены на мракобесие, на кровавую инквизицию.
  И до наших дней «мировые религии» сеют вражду, доказывая свою «истинность». С учетом многих исторических фактов мы неизбежно приходим к очевидному выводу: религиозные  «учителя» завели народы в беспросветный лабиринт. Идеология, тем более, диктат Церкви несовместимы с демократическими преобразованиями. Разные партийно-религиозные системы стали (или скоро могут стать) угрозой мирного сосуществования  народов России и всех народов Земли.               
                *  *  *
Вторым основным фактором, который требует пересмотра нашей «философии жизни», являются проблемы экологии. В последнем столетии обострились многие противоречия, проявляемые в планетарном масштабе. Негативные процессы возникают и развиваются с таким опережением, что на них не успевают адекватно реагировать не только отдельные страны, но даже ООН. И одной из глобальных проблем является повсеместное ухудшение экологии. Истощаются природные ресурсы. Вырубаются леса. Все меньше становится чистой пресной воды. Идет загрязнение пахотных земель, рек и озер. Нагрузка на всю биосферу Земли уже превысила в несколько раз допустимую величину. Такое катастрофическое состояние стало следствием варварского отношения к Природе и выбранных «эталонов» жизнеустройства.
С другой стороны, неудержимо растет народонаселение, увеличивается общий объем производства и степень загрязнения биосферы. Согласно выводам конференций ООН по окружающей среде человечество уже вступило в предкатастрофное состояние… Все это произошло при торжестве религиозных «истин», которые были насильно внедрены в начале «нашей» эры. Во всех странах существуют многие тысячи религиозных заведений. На их создание и содержание «духовников» общество затрачивает огромные средства. Но, как показывает история последних 1500 лет, результат деятельности религиозных партий нулевой, точнее (с учетом жертв) отрицательный. Пожирая средства всего общества, религии «работают» лишь на процветание самих организаций, напоминающих раковую опухоль…
Приведенную выше информацию о двух негативных факторах и явлениях закончим высказываниями двух совершенно разных мыслителей. В.И.Вернадский, изучая историю развития человеческой мысли, пришел к выводу: «Человечество живет в глубоком кризисе религиозного сознания и, вероятно, находится на грани нового религиозного творчества» /1/. Известный индийский реформатор 20-го столетия Ш.Раджниш (Ошо) выразил суть партийно-религиозного диктата таким образом: «Священник и политик хотят, чтобы вы стали мучениками… Политики и священники были вместе – вели заговор против человечества» /2/.          
                *  *  * 
Но есть и другая страница в истории развития человеческой культуры. Во все времена известной истории наряду с процессами реакционности (в той или иной форме) появлялись мыслители, которые пытались понять и объяснить окружающий Мир, несли людям добро, призывали к гуманному отношению к человеку. Именно такие мыслители и просветители вместе с художниками, композиторами, поэтами и т.д. создали всю Культуру, включая тот феномен, который называют духовностью. Поэтому привязка многомерного понятия «духовность» к религиозно-партийным организациям может вызывать только недоумение и смех. Духовность (в широком смысле этого понятия), будучи одной из компонент «интегральной» Культуры, создана в течение нескольких тысячелетий многими народами Земли. Основы этой, общечеловеческой Культуры и Духовности были заложены задолго до «нашей эры». Например, Гомер создал свои произведения на 1500 лет раньше появления христианских инструкций.  Величественные  дворцы и   прекрасные фрески были созданы в Египте,  на острове Крит, в Персии и т.д. за две-три тысячи лет до написания мифа о Христе. Великий Учитель Востока Лао-Цзы создал свое глубокое учение на 1000 лет ранее начала внедрения христианства…
Но в первые столетия «нашей» эры началась замена естественных религий догматическими. Опуская анализ особенностей этих двух религиозных подходов, отметим главную и очевидную закономерность. По мере создания и укрепления позиций партийных идеологий (христианства, ислама, буддизма) произошел УХОД от первичного базиса и природных ориентиров в мир партийного «слова». К тому же, были искажены или запрещены те обряды и символы, которые партийные идеологи переняли у исходных («природных») религиозных систем. Например, саму идею умирания и «воскрешения» Природы подменили «воскрешением» конкретной «персоны». Великий праздник всех индоевропейских народов  Новый Год (олицетворяющий зарождение  нового космического цикла) был вытеснен «Рождеством», который опять же посвящен лишь конкретной «личности».
Таким образом, помимо трех, отмеченных выше негативных особенностей догматических религий, особо следует подчеркнуть явное извращение в области «теории» христианства, связанное с уходом от Мира  в область словесной демагогии. Не случайно христианские идеологи твердят постоянно: «сначала было слово». В их партийной системе это действительно так. Поскольку нет объективной основы, вообще никакой основы, то приходиться обрабатывать «стадо» бесконечной словесной демагогией и еще демонстрировать «портреты», показывающие как выглядит «Бог» и «Дух»! Вот такое «глубокое» учение, которое держится на принципе: «Верую потому что абсурдно»!
 В процессе вытеснения природных представлений догматическими религиями был изменен курс Корабля человечества:  Землю, Солнце, весь МИР и само понятие «Бог» деловые люди заменили догмами и партийными персонами, мифическими или реальными. За многие столетия на базе мифов были созданы мощные наднациональные организации: христианство, ислам, буддизм и многие их ответвления… Однако, реальные процессы, происходящие  в мире, говорят о том, что сейчас формируется новая цивилизация, единая цивилизация землян. И она должна ориентироваться  на единые Законы Космоса. В таких условиях требования новой эры вступают в острое противоречие с узкопартийными потребностями разных религий.  Поэтому необходим поиск новых базовых ценностей, новых основ духовности и нравственности. Сама эпоха требует поиска  и философского осмысления Единого.
                *  *  *
      Говоря о поисках мыслителей прошлых эпох в области постижения Тайны Мира, удивляет близость их представлений и подходов. Глубокие и до конца еще не освоенные взгляды на Единую Сущность изложены в одном из древнейших источников – в индийских Ведах. Более четырех тысяч лет назад создатели Вед поднялись до осознания такого фундаментального понятия, как «Единый» или «Единое Существо». Уже тогда мыслители понимали, что понятие «Бог» адекватно понятию «Космос». Они осознавали единство всех форм того, что через три тысячи лет расчленили на «материальное» и «духовное». Согласно Ведам эти «два мира» есть лишь два состояния (или проявления) Единого.  Авторы Вед впервые осознали родство человека, Земли и всей Природы, они заложили основы бережного отношения к Земле. В Ведах Земля рассматривалась, как живое Существо и как Мать:
                «Чтобы мы не отняли у тебя, Земля,
                пусть оно скорее возвратится вновь» /3/.
      Двадцать пять веков назад великий мыслитель Востока Лао-Цзы дал глубокую трактовку Вселенной через понятие «Дао» /4/:
                «Что было без имени –
                стало началом Небес и Земли»…
                «О, бездна, она, похоже, Праотец сущего!»
 Дао – это «первопричина» и «программа» развития, и то, что позже называли Духом.  Конфуций называл Единое «Первоначалом». Авторы Вед и китайские мыслители обходились без привлечения «персон», похожих на прокуроров. Они создали картину Космоса, где действуют не «вожди» и лидеры земных партий, а периодические процессы. Дохристианские представления были во многом материалистическими. Например, в индоиранской мифологии божество «Мать-Земля» и «Отец-Небо» (или «Отец-Солнце») являлись парой великих прародителей. Но ведь действительно Солнце и Земля рождают все живое! Не случайно в Японии эту древнейшую традицию – поклонение Солнцу – сохранили до наших дней! «Поклонение» Земле и Солнцу (точнее — любовь, восхищение) существовало, в той или иной форме, практически у всех землян.
В представлениях древних иранцев особое место занимало понятие «Арта» - наиболее высший закон Космоса, который регулирует восход и заход Солнца, «воскрешение» Природы и т.д. В древнем источнике индоевропейских народов Авесте «Арта» имеет и нравственно-этическое содержание, это «Истина», «Правда», которая противостоит злу и ложному слову. В Авесте удивительно лаконично выражен критерий высокой нравственности : «Добрая мысль — доброе слово — доброе деяние» /5/. О первостепенности Добра говорил Сократ: «добро есть все, а то, что не добро, то призрачно»… К.Циолковский и А.Чижевский открыли влияние Земли, Солнца и всей Вселенной на человека, считая его частицей Целого. Согласно работам К.Циолковского «Человек… и его воля есть только проявление воли Вселенной».  Стремясь к «недостижимому», мыслители прошлого подчеркивали бесконечность и величие Первичного. Н.Рерих писал: «Новый Мир, если он состоится, явит Любовь к ценностям Природы» /6/. Подобный подход выражал один из крупнейших индийских мыслителей нашего времени Ш.Раджниш: «Любите Мир, потому что это единственный способ любить Бога» /2/. 
        Многие поэты, художники, посвятив свой талант Природе, продолжили традиции великих мыслителей прошлого. Один из создателей теории относительности Анри Пуанкарэ писал: «Ученые исследуют природу не потому, что это приносит пользу, а потому... что она прекрасна». И далее он добавлял, что не будь Природа такой прекрасной, то не стоило бы и жить! Мыслители всех эпох видели в Первичном «Дух», «Начало», «Мать», источник красоты и вдохновения. Разделенные тысячелетиями, они находили для Единой Сущности очень близкие слова. Но при этом они никогда не отождествляли себя с Богом и не выступали от его имени в качестве «уполномоченных» (как это сделали христианские идеологи).   
Человек является родной «клеткой» Космоса. Поэтому первой «сферой»,   отражающей родство человека с Космосом, является Земля и Солнце (и все, что является их порождением: вода, почва, поля, леса и пр.). Это первый уровень «поклонения», уважения и восхищения. А «высшей сферой» является бесконечное Единое, которому народы земли дали разные названия.  Но эти названия представляют собой одно, «интегральное» имя Тайны Мира: БОГ- ВЫСШИЙ ДУХ - ВЫСШИЙ РАЗУМ - ТВОРЕЦ - ДАО - ПРИРОДА - КОСМОС - ЕДИНАЯ СУЩНОСТЬ - ЕДИНОЕ.
Это «интегральное» имя и следует подразумевать как при разговорах о «духовности» (в узком смысле), так и при трактовках «вообще» Тайны Бытия, «запредельного».
                *  *  *
        Великая сущность Тайны Мира познается в уединении, а не на митингах и демонстрациях. Эту сущность невозможно в принципе ввести декретом. Ее можно обсуждать, но только на открытых диспутах, с участием философов, ученых, представителей духовенства. Недопустимо, чтобы разные религии вели жесткую конкуренцию, втягивая в эту борьбу все народы. Догматические религии «приватизировали» всю «божественную» тему, как у нас некоторые дельцы «приватизировали» природные ресурсы, которые Космос создавал миллиарды лет для всех землян. Присвоив право говорить о «вере» и убивать за «неверие», религиозные партии  стали брать дань за одно лишь упоминание о Боге!
    Но нужны ли  церкви и мечети, чтобы любить нашу прекрасную Землю, чтобы жить в мире, чтобы сохранить леса, очистить реки и озера? Все общество должно жить на основе лишь гражданских законов, опираясь на  рациональный анализ и научный подход, а также принципы гуманизма и демократии. Ведь основные идеи о «Высшем Духе» были сформулированы на философском уровне на тысячелетия раньше создания партийных религий.  Это означает, что представления о Творце (как бы мы не относились к Тайне Бытия), не является частной собственностью ни одной из религий. Масштабы Космоса (иначе Тайны Мира) настолько грандиозны и непостижимы, что партийные религии выглядят смешной клоунадой. Солнце восходит и дарует жизнь всем живым существам независимо от всех религий. Космос напрямую, без всяких посредников дарует всем землянам общие ориентиры духовности и единства. Он же дает нам и великие праздники: Новый Год, Праздник Весны и т.д. 
С учетом тупика, в который загнали человечество разные идеологии, у нас осталась последняя возможность поиска Пути — выбора Судьбы. Этот выбор означает единое мировоззрение, единые ориентиры Духовности /7/. Но они были всегда! Все создатели духовных ценностей обращали свой разум и свой дух на окружающий Мир. Партийные религии оскорбляют великую сущность космической Тайны Творения. Она бесконечна, ее не втиснуть в религиозные догмы и «персоны». Само наличие загадок Бытия не является поводом для создания мощных религиозных партий. А брать дань с народа за наличие Тайны это аморально. Поэтому нужно любить не религиозные «персоны», а прекрасную Землю, ибо все человечество совершает космический рейс на этом общем, прекрасном «корабле».
Космос породил все «материальное» и «духовное». Это – первопричина,  это – прошлое и будущее. Это «идея» и ее реализация. Все это и есть Единое. Космос – «Отец». Космос – «Мать». Космос это то, что называют Богом.
                *   *   *
                СПИСОК     ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Москва, 1991.
2. Раджниш Ш. ДАО – путь без пути. «Либрис», 1994.
3. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского
        Клуба, Изд. «Прогресс», 1991.
4.      Лао-Цзы. Дао дэ дзин. (Книга пути и благодати). Москва, 1994.
5. Авеста. Санкт-Петербург, 1997.
6. Рерих Н.К. Избранное. «Советский писатель», Москва, 1979.
7. Зенин В.А. Путь к Единому. Коломна, 2007 г.