Природа Восточной Европы

Константин Рыжов
                1. Реки

Еще Геродот, описывая природу Восточно-Европейской равнины, отмечал ее главную достопримечательность - многочисленные и многоводные реки. Протекая среди степей и дремучих непроходимых лесов, они издревле служили основными транспортными артериями для местных и окружающих народов.

Из рек, впадающих в Черное море, самой западной являлся Днестр, восточнее нес свои воды к морю Южный Буг, а за ним – Днепр. Роль окраиной, пограничной реки играл Дон, впадающий в Азовское море. Из всех них, основной, магистральной рекой был Днепр. Его притоки служат важными ориентирами  при  географическом описании Древней Руси. Самый южный из правобережных притоков Днепра, часто упоминаемый в летописях и исторической литературе – река Рось. Далее к северу за ней следовали Ирпень  и Тетерев. Еще севернее в Днепр впадает Припять, сама являвшаяся в те времена важной магистральной артерией. Из ее правых притоков часто упоминаются Горынь и ее приток Случь, а также Стырь. Из левых - Птичь и другая Случь. Далее к северу от Припяти в Днепр впадают Березина и Друть. Из левобережных притоков Днепра следует упомянуть (перечисляя с юга на север): Ворсклу, Пселл, Сулу и Десну с ее притоком Сеймом. Севернее Десны в Днепр впадает Сож. Левый берег Днепра на всем почти протяжении значительно ниже правого. Лишь в нижнем течении, где обнажаются выступы твердых кристаллических пород, левый берег уравнивается с правым. Низина левого берега Днепра – большей частью песчана и широко заливалась водой в половодье; после оттока вешней воды здесь оставалось множество озер и болот, которые или держались все лето, или пересыхали. Размытый водой песок становился игрушкою ветра, местами накатывавшего настоящие дюны.

Из рек Балтийского бассейна самой западной для нас является Западный Буг (приток реки Нарев, который в свою очередь является притоком Вислы). Восточнее Западного Буга  протекают Неман и  Западная Двина (с ее притоком Дисной). Еще дальше на восток начинается страна озер, каждое из которых включено в сложную речную систему. Из рек прежде всего следует назвать Великую, которая впадает в Псковское озеро, соединенное протокой с Чудским озером. Последнее через реку Нарву сообщается с Финским заливом Балтийского моря. Восточнее Нарвы в Финский залив впадает Луга. Другая речная система связана с озером Ильмень. В это озеро с южной стороны впадает много рек, самыми важными из которых были Шелонь, Ловать и Мста. Из Ильменя прямо на север вытекает Волхов, который несет свои воды в огромное Ладожское озеро (Нево русских летописей). Восточнее него лежит почти такое же большое Онежское озеро. Оба озера связаны между собой рекой Свирь. Само Ладожское озеро через Неву соединяется с Финским заливом.

Из рек Каспийского бассейна нас интересует Волга, прежде всего, ее верховья. Вытекая из Верхневолжских озер, Волга среди многих других левобережных притоков принимает в себя Мологу, Суду и Шексну (которая в свою очередь берет начало гораздо севернее, в Белом озере). Из правобережных притоков важнейшим была Ока с ее притоками Угрой, Москва-рекой и Клязьмой. В междуречье Клязьмы и Волги располагается несколько довольно крупных озер, прежде всего, Плещеево (древнее название Клещин) и Неро (Ростовское озеро). Вот основные реки и озера, о которых нужно постоянно помнить, приступая к изучению истории Древнерусского государства. Это государство зародилось и окрепло  сразу на огромной территории расселения восточных славян. С запада граница  его проходила  по линии Западного Буга, Березины и Великой. С севера она шла по рекам  Неве и Свири. Восточной границей служила Верхняя Волга, а юго-восточная и южная совпадали   с окраиной степи.

                2. Лес и лесостепь

Между лесом и степью лежала широкая полоса лесостепи. Известно, что в старину лес по берегам рек проникал далеко на юг. Дубовые леса спускались вдоль берегов Днепра до самых его низовьев и покрывали острова его дельты.  Берега реки Роси и ее притоков также были покрыты лесом еще в XVII веке. Леса отмечались  по берегам Суллы, Ворсклы, Пселла и их притоков.

Древние леса не образовывали сплошной полосы или обширных участков, примыкающих к Киевскому и Черниговскому Полесью, а были разбросаны отдельными полосами и островками по речным долинам, лощинам и отчасти по высоким степным нагорьям. Севернее, где было достаточно влаги, леса  чувствовали себя привольнее. Приднепровье, примерно от устья  Ворсклы на восток и запад, занимали величественные  дубовые леса с небольшой примесью  сосны и граба. Западнее, на берегах Днестра, к ним добавлялся влаголюбивый бук.

Северная часть нынешней Черниговской области была покрыта сплошными хвойными лесами, переходившими за Днепр к юго-западу – в Киевское и Волынское Полесье. В южных частях Черниговщины и в пограничных с нею областях Переяславской земли леса тоже были не редкостью, но они чередовались с обширными пространствами степных полей, расположенных по возвышенностям междуречных плоскогорий и кряжей. Леса эти, весьма обширные, занимали верховья рек и частью их берега.

Громадные нехоженые и неброженые леса шумели вдоль Сулы: местами по низкому берегу ее и по низким поймам Рудой, Слепорода, Коровая, Иржавца, Псла, а также прочих речек, речонок и притоков образовывались топкие пространства, поросшие или непроходимым кустарником и лесом, или травою – в виде открытых луговин. В дебрях тех и трясинах находил надежное убежище разный зверь; в дремучих лесных потемках обитало несметное множество бородатых туров, диких свиней и медведей, с ними соседствовала несчислимая серая братия волков, рысей, куниц, стада серн и красный зверь сайгак; в болотах и речных рукавах бобры устраивали свои гоны, а про бобров на Запорожье рассказывали, что меж них попадаются столетние старцы, белые от старости, как снег

Далее к югу обширные леса располагались в верхнем течении Псела и Ворсклы, в верхнем и отчасти среднем течении Северного Донца, а также по притокам этих рек. Господствующей породой в широколиственных лесах был дуб. К нему примешивался клён и вяз.

Чем дальше на восток, тем суше становился климат, и тем дальше на север поднималась степь. Но густые дубовые леса покрывали берега Десны и Оки еще в XVI веке.

Степь не уступала сразу своих владений. Оттесняемая от речных долин, она по водоразделам вдавалась  длинными языками в глубину лесов. Полуострова степной растительности доходили до верховьев Западного Буга, Стыри, Горыни, Случи и Сейма. Только на широте Киева леса окончательно утверждали свое господство. И отсюда на сотни километров, вплоть до северной тундры, простиралось их безграничное царство.

С запада, от Буга, захватывая все правобережье Припяти, тянулась полоса широколиственных лесов. Междуречье Тетерева и Случи покрывал такой густой лес, что через его чащобы еще в XIII веке нельзя было проехать ни зимой, ни летом, и единственный путь лежал по реке Уж. В низовьях этих рек рос «великий», по словам летописца, сосновый лес. Именно в этом бору и был построен Киев. Восточнее Днепра граница широколиственных дубовых лесов за редким исключением не переходила Сожа и Оки.

Севернее – все междуречье Оки и Клязьмы, от их слияния на востоке до Москвы-реки на западе, занимала Мещера – край болот и озер, обширных песчаных дюн и боровых  бескрайних сосновых лесов. Еще севернее, за Клязьмой, чистые широколиственные леса встречались лишь в виде незначительных  островов среди  массива смешанного леса. Наибольший из этих островов – Владимирское ополье, где дуб соседится с кленом, вязом и липой, а подлесок составляют орешня и лещина. Полоса сплошных смешанных лесов начинается к востоку от Москвы-реки. Здесь появляется ель, рядом с которой еще растет дуб, вяз, ясень.

Левобережье Припяти, вплоть до верховьев Случи и Птичи, было покрыто непроходимыми дремучими лесами и топями. Нигде более на Руси не было  такого обилия  заболоченных пространств. Из-за низких берегов все реки весной широко разливались, затопляя огромные территории. Даже в наше время Припять разливается в паводок на 20 км. Тысячу лет назад, когда лесов было несравнимо больше, а реки были не в пример многоводнее, все притоки Припяти в половодье сливались вместе и образовывали  безбрежный поток, шириной до 30 км. Но и летом, после спада воды, влага не успевала испариться, что приводило к заболачиванию огромных площадей. Некоторые болота тянулись на десятки километров. Да и там, где они кончались, лес был сильно заболочен: основным ландшафтом являлись трясины и водоемы с топкими берегами, заросшими ольхой, корявой сосной и березой. Далее на север, в верховьях Птичи и Березины, лес становился суше. В Понеманье  распространены были светлые боры и могучие дубравы.

Севернее линии Западная Двина – Волга господствовали в основном елово-сосновые леса. Дуб и граб исчезали, хотя отдельные вкрапления широколиственных лесов проникали на север, вплоть до Ладожского озера. Северо-восточнее Ладожского и Белого озер начиналась тайга из нескончаемых еловых лесов. Славяне заселили эти районы уже гораздо позже эпохи образования Древнерусского государства.

                3. Животный мир

Вся лесная зона была богата дичью и пушным зверем. Здесь в огромных количествах  водились благородные олени, зубры, лоси, медведи, волки, кабаны, бобры, зайцы, соболи, лисицы и другие звери. В междуречье Днепра и Десны еще в XII встречалось множество диких быков-туров, зубров и сайгаков.

Тур достигал в холке почти двух метров. Быки были чёрными, с белым «ремнём» – полосой вдоль хребта, а коровы-«турицы» – гнедыми (тёмно-рыжими с чёрными хвостами). Тур был куда агрессивнее самого злого домашнего быка.

Еще в XVII в. Боплан писал, что «по степям украинским разгуливают целыми стадами олени, лани, сайги, попадаются также кабаны величины необыкновенной. В древности здесь паслись также  табуны диких лошадей – тарпанов, бродили куланы. Количество видов птиц исчислялось многими десятками (в том числе: утки, куропатки, перепела, тетерева, рябчики и аисты). Реки и озера были исключительно богаты рыбой. Вследствие этого охота и рыболовство долгое время оставались одним из важнейших промыслов местного населения, а пушнина – главной  статьей экспорта на протяжении нескольких веков русской истории.

                4. Климат в Приднепровье

В общих чертах климат на широте Киева характеризовался тем, что зима здесь была довольно продолжительной, но не суровой, с частыми оттепелями, иногда настолько сильными, что земля совершенно освобождалась от снежного покрова. Вследствие расходования значительного количества тепла на таянье снега и льда весна наступала обыкновенно позднее, чем можно бы было ожидать, исходя из широты.  Лето было умеренно-теплое, иногда жаркое, со значительным количеством осадков; осень же, по причине преобладания восточных ветров, отличалась значительной сухостью (особенно сентябрь и октябрь) и  сравнительно слабою облачностью, возрастание которой в осенние месяцы здесь происходило значительно медленнее, чем на севере.

Конспекты по истории России http://proza.ru/2020/07/17/522