Красный

Старый Лео
«Жизнь – борьба и странствия на чужбине.
Но что может вывести на путь?
Ничто, кроме философии».
Марк Аврелий



Красный


 Случай этот произошёл как-то летом. У нас во дворе, задолго до этого, поселился БОМЖ. Причём, когда и как он появился, никто не помнит. Вернее, утром он частенько проводил время в нашем дворе, а днём куда-то исчезал.  И хотя местом его проживания определённо являлся наш двор, статус такой он получил из-за неимения собственной жилплощади. Никто точно не знал, как его зовут. Его все звали Красным, так как всё тело его было как одно родимое пятно, покрытое красно-розовыми оттёками. Но, не смотря на это, он был довольно таки чистоплотным, в отличие от других населявших наш город лиц без определённого места жительства. И видимо, заработанные неизвестно где деньги, он тратил не на алкоголь, а ходил в баню и следил за своим внешним видом. За это он и не был гоним жителями нашего дома.
 Красный был довольно общительным человеком и умел находить общий язык. Он никого не докучал своими просьбами и не клянчил денег. Лишь иногда стучал в окна первых этажей и просил либо кусок хлеба или спрашивал кусочек мыла. И никто практически ему не отказывал в просьбах. Одним из жителей первых этажей был я и частенько вскакивал с места на стук в окошке. Но тогда я и не думал, что познакомлюсь с ним намного ближе и узнаю о нём то, чего себе представить не мог. Да и в моём мировозрении он внесёт значительные изменения. 

Часть первая
День Рожденья

 Как-то, рано утром возвращался я из длительной командировки. По пути домой, я зашёл в булочную и купил свежевыпеченную французскую булку. Отломив хрустящую горбушку, я шёл к подъезду, с аппетитом поедая её.
«Что-то Красного не видно»- подумал я: «Он бы сейчас с удовольствием поел бы свежей булки». С этой мыслью я зашёл в подъезд.
 Почтовый ящик как всегда забит ненужной рекламой. «Потом им займусь. Всё равно мне письма никто не пишет. Зачем он вообще нужен в наш век высоких технологий?» - продолжая размышлять, я направился к двери. «И тут реклама!» На дверной ручке висело меню от кондитеров с доставкой на дом кондитерских изделий. Это был листок с яркими и аппетитно сделанными фотографиями пирожных и фруктовых пирогов. «Может заказать вечером и пригласить соседа на чай» - думал я, открывая дверь в квартиру. Уж очень сильно мне захотелось творожного пирога, залитого ягодным конфитюром. 
 Я запер дверь, снял рюкзак, и только было направился на кухню, чтоб убрать булку в хлебницу, как раздался знакомый стук в окно.
«А вот и Красный. Почуял всё-таки запах булки» - улыбнувшись от этой мысли, я потянулся к окну и открыл его. Каковым же было моё удивление, когда в окне появилась пластиковая тарелочка, накрытая прозрачным пластиковым колпачком и с творожным тортиком внутри.
- У меня вчера День Рожденья был, - раздался хриплый голос Красного.
 Я стоял в некой растерянности от такого неожиданного подарка.
-Ну, бери же, а то не удержу и на пол упадёт.
 Красный стоял за окном на цыпочках с вытянутой рукой вверх. Я дёрнулся к тарелке и взял её.
 - Спасибо тебе, Красный. Я как раз… - Вдруг новая мысль в голове прервала меня,   - А заходи ко мне, чаю попьём.
Вот уж не ожидал, что когда-нибудь приглашу Красного в гости. «Ну и что, что БОМЖ? Такой же человек, как и мы. Тем более он чистый и ухоженный». Хоть напою человека хорошим чаем и накормлю чем-нибудь в его день рождения.
- Хозяйка твоя ругаться будет потом, - обиженным голосом сказал он, отвернулся и направился в сторону котельной. Он имел ввиду мою жену, она  плохо к нему относилась и откровенно была порой возмущена его присутствием в нашем дворе.
- Не будет. Она в деревню уехала, - сказал я вдогонку ему, - Заходи!
В ответ он лишь отрицательно покачал головой. Затем он проделал ещё шагов пять и вдруг встал как вкопанный. Красный резко повернулся и жестом руки дал понять, что идёт ко мне. Я направился к двери, вспоминая изречения из Библии: «Возлюби ближнего своего…» и тому подобные.
Немного было не по себе, но я понимал, что надо справиться и победить в себе чувство пренебрежения.  Жена точно объявила бы протест против такого гостя.
Ну и ладно, у неё своё собственное восприятие к окружающему миру.
 Я открыл дверь, а за нею уже стоял Красный с опущенным взглядом на свою перекошенную обувь.
- Можешь не разуваться. – Сказал ему я, поняв его переживания.
Провожая его на кухню, по пути открыл дверь в ванную, и предложил помыть руки. Всё-таки, несмотря на чистую одежду от него разило каким-то знакомым, но непонятным запахом. «Хотя кошачий туалет в квартирах имеет более острый запах, люди всё же живут с ним»- подумал я.
 Красный помыл руки и сел напротив на табурете, на который я указал ему жестом руки.
- Мне жутко не удобно перед…
- Хочешь попробовать «Каркаде»? – перебил его я, думая, что не поймёт о чём речь.
-Хочу… Я пил его постоянно, когда плавал в Индию. – Хитро улыбнувшись, он ответил мне. – Мне он очень нравился. К тому же он такой же красный как я. – Добавил он, подтягивая рукава пиджака, как бы пытаясь получше спрятать свои руки в них.
 Надо признаться, что этот ответ заставил меня немного удивиться и по-новому взглянуть на человека сидящего передо мной. Манера высказанных им слов, словно подталкивала на диалог. У меня уже возникла куча вопросов, хотя когда его звал в гости, то и представить себе не мог, о чём с ним буду разговаривать. 
 - Ты был моряком? – Спросил его, заваривая чай.
 - Да. Я плавал на сухогрузе в Индию, Северную Африку и даже на Кубу.
Теперь было понятно, кого он напоминал мне своей аккуратно постриженной бородкой. Я вспомнил детство, родительский дом, книжные полки. Где-то на них
затерялась книжка про отважного капитана. Я не помнил названия книжки, но хорошо помнил иллюстрации, так как любил их срисовывать. Вспомнил, как с детворой мы бегали возле теплотрассы, сооружали там мнимые корабли и играли в отважных пиратов. И тут я понял, чем пахло от Красного. Это был запах теплотрассы. А вернее запах распаренной смолы, пропитанной в стекловату, которой обматывают трубы. Наверное, там он сушил одежду и ночевал. Я только захотел  задать следующий вопрос, но на этот раз перебил он меня.
- Я пришёл, чтоб… - Он резко прервался и полез во внутренний карман своего пиджака.
 Я смотрел на его суетливые движения и не мог понять, что он оттуда достанет.
- Вот. По-моему это твоё. – Быстро произнёс он, внимательно посмотрев на мои руки, и выложил на стол кольцо.

Часть вторая
Талисман

 Это было лет пять тому назад. Я бродил по одному провинциальному городку в ожидании своего поезда. У меня в запасе было три часа, и я решил осмотреть собор, который находился там. Вдоволь нагулявшись в его окрестностях, я забрёл в одну церковную лавку. Там торговали иконами, крестиками, кольцами и многим другим имеющим отношение к религии товарами. У меня на душе было чувство некой неудовлетворённости, так как командировка прошла очень удачно, и я не ожидал, что смогу уехать оттуда на несколько дней раньше, чем обычно. Я решил купить сувенир. В той лавке мне приглянулось серебряное кольцо. И я попросил продавца показать мне его. 
 Продавец, мужчина в рясе лет сорока пяти.  Он очень суетливо вёл себя, как будто находился в ней первый день. Всё перекладывал, что-то с места на место.  Он потянулся к витрине за ним, взял лоток, в котором лежало кольцо, и случайно рукавом зацепился за шкатулку, которая лежала на прилавке. Шкатулка упала на пол, продавец наклонился за ней и нечаянно опрокинул лоток с кольцами. Я инстинктивно потянул руку за падающим лотком, но всё получилось не ловко. Содержимое лотка рассыпалось по прилавку и только то самое, приглянувшееся мне кольцо упало мне в ладонь.
 «Это знак!» - подумал я. Дальше, я крутил его в руке и не мог нарадоваться красотой его. Выгравированный на нём узор в виде плетения, заставлял восхищаться простотой и пропорциями. Оно было великолепно. Я заплатил за него, а сдачу опустил в специальный контейнер в виде копилки для пожертвований на нужды храма.  И когда, надевая его на палец, отходил от лотка, вслед услышал:
-Храни тебя Господь! – Сказал мне в след продавец.
 «Оно принесёт мне удачу» - думал я. И с того дня мои дела, в самом деле, «пошли в гору». Я получил повышение на работе. Если мне нужно было, что-то купить, я находил это по очень выгодной для меня цене. Казалось, что удача повсюду со мной.  Но всегда думал о том, что следует посетить как-нибудь тот самый храм. Я чувствовал какую-то ответственность. И мысль совершить туда своего рода паломничество, меня не покидало.
 И вот уезжая в этот раз в другой город, я сел в поезд и с ужасом заметил отсутствие кольца на моём пальце. Я его потерял. «Но как?» Я отчётливо помнил, что перед тем как выйти из дома я, стоя в ванной комнате, надевал его на палец.
Я не мог себе найти места. Я сильно переживал и мысль о том, что нужно было посетить тот храм, мне не давала покоя. Командировка в этот раз затянулась на долго, и пришлось отложить намеченный отпуск. Моя жена с ребёнком уехали в деревню без меня, вместо намеченной совместной поездки на курорт. 
 И вот, я сидел за столом, на котором лежало то самое кольцо.
- Красный… – Произнёс я на пол тона ниже обычного. -  Откуда оно у тебя?
Я не мог понять, как он нашёл его и откуда он узнал, что оно принадлежит мне.
 - Я нашёл его возле контейнера с мусором, когда собирал бутылки. – С неким недоумением произнёс он.
В день отъезда я выносил мусор в пакете и так как спешил на поезд, швырнул его в контейнер чуть издали, чем обычно. Видимо, тогда он и слетел с пальца.
 - Я увидел его и не сразу, но вспомнил, где я его видел. – Продолжал Красный. -  Каждый раз, когда я видел твою руку в окне, протягивающую кусок хлеба, я видел это кольцо. И про себя думал, что это кольцо тамплиера. Кольцо человека защищающего слабых.  Оно великолепно. И каждый раз желал, чтобы оно приносило тебе удачу.
 Я посмотрел ему в глаза, когда он говорил эти слова. Этот взгляд не был поникшим, а наоборот светился искорками надежды на счастливое будущее. Его даже не подтолкнуло искушение, присвоить найденное им ювелирное изделие.  Передо мной сидел ангел в человеческом обличье, который в этот день исполнял мои желания. Сначала выпечка, а теперь и кольцо, мысли о котором меня не покидал почти месяц. Да и запах исходящий от него, уже не казался таким неприятным, а всё больше напоминал о счастливом детстве, когда играли возле той самой теплотрассы, лазая по трубам, и мечтали, что станем отважными капитанами.
 Радости моей не было предела. Она так и вырывалась наружу. Я хотел кричать и прыгать, как мальчишка, которому подарили мечту.
 - Я хотел его сразу принести но…- он резко замолчал.
 - Что, но? – переспросил его я.
 - Это уже не важно. – Главное, что оно теперь у тебя.
Я понял, что что-то случилось, и попросил его не скрывать, дав понять, что не отстану, пока не расскажет.
 - Я принёс его, а тебя дома не было. А твоя хозяйка была не в духе и хлопнула окном так, что чуть пальцы мне не отшибла. – Быстро и чуть ли не на одном дыхании произнёс он.   
 - Не обижайся на неё, пожалуйста. Мы с ней поссорились перед моим отъездом…
 - Я не обиделся. – Резко перебил он меня и жестом руки дал понять, что не собирается больше обсуждать это.
 - Спасибо тебе огромное! –  сказал я, теребя рукой плечо Красного. – Я даже не знаю, как тебя отблагодарить…
- Мне ничего не надо. – Снова перебил меня он. – Лучше давай попьём чаю.
Чайник уже кипел. Я принялся разливать чай. Нарезал бутербродов с сыром. Затем достал тот самый кусок пирожного, который принёс Красный.
- Давай напополам. - Сказал я, разрезав его на два кусочка. В ответ он только улыбнулся.

Часть третья
Откровение.


 Мы пили чай, а я ему задавал вопросы, стараясь особо не томить человека своим любопытством. Мне казалось странным, что человеку, у которого ничего нет – ничего не надо. Конечно же, он в чём-то нуждался, и я хотел понять - в чём именно. Такой человек как Красный не стал бы просить денег, это уже было понятно. Но видно было, что ему что-то мешает вернуться к обычной жизни, а вернее – уйти с улицы, образно говоря. 
 - У тебя семья есть или была когда-нибудь? – Неловким голосом спросил я.
 - Была. – Сказал он и задумался. Он как будто погрузился в воспоминания. Он смотрел куда то в окно и взгляд его замер. Его безмолвие длилось минуты две, а потом его как прорвало и он начал рассказ:
 - Мы были ещё молоды. Я думал, что у нас всё впереди. Но как-то раз, вернувшись домой я увидел, что меня поменяли на другого. Не буду вдаваться в подробности, но я тогда её возненавидел так, что… - Он прервался и стал покачивать руками, как бы на что-то показывая. На самом деле он показывал на себя, и я понял это, когда он продолжил, - и Бог меня наказал за это. Он дал мне почувствовать, что значит быть проклятым. Он сделал меня неприкасаемым и…  - Он продолжал покачивать руками. Видно было, как слезятся глаза, но он нашёл в себе сил, чтобы воли не дать чувствам. – Никто и никогда ко мне больше не прижмётся и поделится ни грустью, ни радостью.
 - Что с тобой случилось? – Спросил я.
 - Я заболел и видимо на нервной почве. Меня сняли с корабля в первом же порту. Так я и оказался в этом городе. Отлежавшись в больнице, я решил, что домой не вернусь. Я потерял работу, и так и не смог устроиться никуда. Кому я нужен в таком виде, да ещё и без документов? Только, устроился на кладбище работать - ямы копать. Там мне и бытовку выделили. А потом они купили трактор и мне уже хотели помахать ручкой. Но трактор этот начал очень часто ломаться. Я сейчас подрабатываю там, но ночевать там стало опасно. – Он кивнул головой в сторону городского кладбища, которое находилось в нескольких километрах от нашего дома. – Не хочу кончить жизнь, как крыса ритуальная.
 Я исказился в лице. Он отхлебнул чаю и увидел мой недоумённый взгляд.
 - А ты приходи ночью на кладбище, если острых ощущений в жизни не хватает. – Продолжил он, с присущей ему хитрой улыбкой.
 -Что такое? –  Не понимая, о чём он говорит, спросил я, - Духи что ли?
Красный громко рассмеялся, закинув голову назад. Затем, видимо попытался взять эмоцию под контроль и нагнувшись вперёд, схватился за живот и похихикал. 
 - Ага, духи… - Хихикнул ещё пару раз, - Извини.
Он потянулся к кружке и допил свой чай.
 - Лучше бы это духи были. Я бы с ними нашёл общий язык. – С немного гневным тоном продолжил он. – Молодёжь по ночам ритуалы устраивает, могилы вскрывают, зачем-то. Сегодня животных в жертву приносят, а завтра им и этого мало станет. Меня могут покалечить и тогда сгнию тут на улицах.
 Его взор опять застыл нацеленный на какую-то невидимую точку, где-то там за окном. Затем пальцами погладив свою бородку, он с более спокойной интонацией в голосе продолжил.
 - Я на днях к себе на родину поеду, документы получать. И  попробую на корабль вернуться.
- Тебя возьмут?
- Не знаю. А если не возьмут, то поеду куда-нибудь на буровую. – Прохрипев, добавил. - Не могу без моря.
 Он резко встал со стула, как – будто вспомнил о чём-то срочном и направился к двери. От такой внезапности, я чуть не опрокинул чашку с чаем. Я пошёл за ним. Красный подойдя к двери остановился и открывая дверь, хриплым, простуженным голосом сказал:
 - Спасибо тебе!
 - Мне то за что, - Сказал я показывая ему кольцо на пальце.
 - Ты мне тепло подарил. - Сказал он, уже выходя за порог. И широко улыбнувшись, добавил. – Удачи тебе, Прометей! 
«Он назвал меня наверно так, потому что думал, что жена меня «заклюёт», за то, что его в гости пригласил? Как орёл клевал печень Прометея» - Подумал я и рассмеялся. 

Эпилог

 Прошло полтора года с момента той встречи. Я шёл домой по тротуару, засыпанному снегом. Снег приятно хрустел под ногами, а воздух был таким свежим, что не хотелось идти домой. И я замедлял шаги.
  Подойдя к своему подъезду, я увидел. Что кто-то выставил картонную коробку с поношенными вещами. И я снова вспомнил о Красном, которого уже больше года не видел. Я тогда так и не спросил, как его зовут на самом деле. И мне это не давало покоя.
 Я зашёл в подъезд и открыл как всегда почтовый ящик. На мгновение я как будто остолбенел, увидев в нём конверт с заказным письмом. Я резким движением схватил его, как будто оно могло испариться, и прочитал адрес отправителя. Письмо пришло с края света, можно так назвать, с адресом некой бурильной организации.  Но важнее всего были последние строчки.
 
Нефтедобывающая платформа «Звёздочка»
Баженину  Макару А.
«А вот и Красный». – Радостно подумал я.