Старик

Василий Манченко
Объект 00237063 тупо смотрел в потолок. Собственно,  потолка видно не было - было темно, но 063-й знал, что там, куда он тупо смотрел, должен быть потолок. Не спалось,063-й нажал кнопку квантового  комнатного    симулятора.  Из  тьмы  потолка  на  него навалилось  звездное  небо.  Со  стороны  Млечного  пути  начала приближаться и увеличиваться в размерах светлая точка. Секунд через двадцать точка выросла до размеров человеческого тела. Обнаженная красотка с лицом мадонны и фигурой  Венеры облизнула губы. 063-й нащупал в темноте  ручку регулятора. Через пару минут перед ним уже была  голенастая  девчонка с острыми коленками и веснушчатым лицом с слегка   курносым носом.  Последним штрихом 063-й  накинул на нее легкое белое полупрозрачное платьице и отпустил ручку  регулятора. Девчонка открыла рот и произнесла:
- Дорогой,  наконец-то мы с тобой встретились. Я  всю свою недолгую жизнь  жила мечтой о тебе. Возьми мое тело и с ним мою душу...
Она говорила томным обволакивающим голосом,  проводя руками по бедрам и продолжая облизывать губы языком.
“Черт! Теперь еще и тембр голоса надо регулировать, а потом еще и тему разговора. Боже, как все это надоело! Неужели эти кретины не могут подбирать логотип под изображение?” - 063-й вырубил симулятор. Потолочная тьма снова навалилась на него.
Сна не было и не предвиделось.
Объект  00237063 встал,  оделся и вошел в шахту лифта.  Нашел нужную  кнопку.  Секунд  через  двадцать  063-й  вышел  из  лифта    в освещенный коридор. Он открыл дверь своей мастерской и был неприятно удивлен - в мастерской были люди.
Объект  01700231  разрисовывал  ритуальное  полинезийское  копье. Объект 00278187 ставил какой-то бесформенный горшок в обжиговую  печь.
“Боже! Он все еще бьется над своим китайским фарфором, да еще династии Тан. Интересно, а тогда уже был фарфор?.. А то, может быть, этому бедолаге надо бы повнимательней прочитать учебник истории вместо того,  чтобы мучить бедную глину.  И почему я,  дурак,  не взял себе отдельный    кабинет?!  Хотя,  раньше  тут  было  весело  и  хорошо работалось.”
231-й поднял глаза на 063-го и открыл рот для приветствия:
- Что,  тоже не спится?!  Присоединяйся!  Похоже, мы все  скоро перейдем  в ночную смену. Хочешь анекдот? Свеженький!
- Не хочу, - отрезал 063-й.
Он прошел к своему столу,  достал краски,  положил их обратно, достал карандаш,  сел за стол,  нащупал в кармане кнопку карманного симулятора и нажал ее. Работать тоже не хотелось. Только пусть эти кретины думают, что у него все в порядке, и он пашет, как вол.
“Черт меня дернул заняться творчеством! Надо было идти в науку. Ставил  бы  сейчас  какой-нибудь  бесконечный  эксперимент...  Глядишь, и увидел бы свет в конце тоннеля...  и шагал бы на него... до бесконечности... Да и разве это творчество?!  Так - поделки под ретро.  Любой самый примитивный симулятор сбацает   все лучше и качественней.  А мы - художники  от  слова  “худо”  -  увидели  красоту  в  собственном несовершенстве. Какой  цвет! Какое неожиданное сочетание красок! Как это пробуждает воображение! Легче сходить в зоопарк. У матушки-природы было куда больше воображения, чем у любого из нас! Ну, всё! Довольно! Боже, как все это надоело!”
Объект 00237063 встал из-за стола, достал из кармана симулятор и положил его на стол - пусть они продолжают думать, что он тут пашет, как вол.
В лифте  063-й долго выбирал, на какую из кнопок нажать.  “К девочкам - в номера!” - вспомнилась фраза забытой книги и 063-й нажал, наконец, на кнопку лифта.
Девочки тоже скучали - это было видно по их лицам, хотя они и пытались выглядеть весело.
“Вся наша жизнь - погоня за экзотикой. Ну, какого черта этим девицам надо в этом средневековом борделе? Фактор случайности? Да чем же он так привлекателен? Ведь в любой картотеке им подберут идеального партнера -  там ведь тоже есть фактор случайности. Идеальных партнеров - тысячи, а тебе подобрали именно этого. Странное хобби выбрали себе эти девочки. А, может быть, это - их  работа? Ведь я тоже выбрал себе довольно древнее занятие - малевать красками цветные пятна на холсте. А их профессия, вообще, самая древняя. Бедняжки, как им, наверное, все надоело! Все-таки в моей работе больше разнообразия...”
На Объект 00237063 уже давно смотрел Объект 00078244 и не просто смотрел, а строил глазки.
“Вот он - твой идеал - острые коленки с лицом мадонны - симбиоз моей ночной симуляции. Это и вправду неожиданно - прекрасная модель для сидячего портрета”.
- Эй,  бэби!  Кидай свой якорь  сюда!  Не пожалеешь!  - Объект 00078244 перешел в наступление - ей надоело ждать.
“Да...    выдала!  Ей  бы  еще  в  носу  поковыряться  для  пущего диссонанса.  Говорят,  это  теперь модно.  Из  такого ротика и  такие словечки... да... оригинально. Она, вообще, оригиналка - с лицом мадонны и в бордель! Хотя, что же тут оригинального - и мадонна зачала не от мужа. А, может,  и вправду развеяться с этой голенастой   мадонной? Боже, но сам процесс! Это грубое механическое добывание оргазма! Как все надоело! Даже то, что все надоело.  Я уже и здесь повторяюсь, а повторяющиеся мысли - прямой путь к сумасшествию”.
063-й вышел из борделя. Простояв в лифте минут десять, он так и не придумал, какую кнопку нажать. Даже сплюнул от досады, чего с ним давно уже не бывало. Так ничего и не придумав, 063-й вышел в сквер. На этот раз ему повезло - он оказался на   нулевом уровне и это был настоящий сквер, а не симуляция. Это чувствовалось по  прохладе. 063-й не стал включать обогрев костюма - утренняя свежесть была приятна. Стояли  предрассветные  сумерки,  но  небо  уже  начинало  светлеть  в ожидании солнца.
“Ну, прямо рай для  художника - бери и живописуй! Хотя, это тоже уже было, еще в школе и неоднократно. Боже, как все надоело!”
- Что, маешься, дружок?
Объект  00237063 обернулся. Перед ним стоял Объект 05007003.                “Еще один оригинал. Зачем ему эта седина? Хотя выглядит довольно живописно. Но морщины с лица мог бы и убрать. Где-то я уже видел такое лицо.  У русских мастеров... Крамской... или даже Ярошенко.  Бороды не хватает, а то была бы точная копия. Надо бы ему посоветовать для пущей оригинальности.”
В руке 003-й держал что-то похожее на древнее ведро,  только цилиндрической формы и с крышкой.
“Черт, как это называется? Я же знал! Ну вот, и память стала давать сбои”.
063-й не выдержал и потрогал крышку этого “нечто” - металл, похоже, настоящий.
- Да вот, зашел к приятелю в зоопарк... Он меня молочком снабжает - настоящим, из-под коровки.
- Зачем? - не понял Объект 00237063.
“Действительно, оригинал. Ходил в зоопарк, да еще,   наверное, пешком. За молочком из-под коровки... Чего бы старому кретину не нажать кнопку доставки - и хоть залейся молоком, правда, не из-под коровки, да какая разница.”
- Конечно, можно и на кнопочку нажать - и вот тебе молочко!
 “Да еще и телепат! Надо поосторожней с мыслями!”
- Но я люблю сам ходить, своими ножками. Да и молоко настоящее.
- Из-под коровки! - не удержался и съязвил 063-й.
- Из-под нее родимой, - не обращая внимания на иронию, ответил 003-й, - вы знаете,   все уже забыли,  а ведь молоко - это продукт любви. И получается он от любви. Бычок  любит коровку, у нее рождается теленочек и она этого теленочка  молочком вскармливает, и нам от ее любви немножко перепадает. Так сказать - любовный напиток.
“Что у него с языком? Слишком много суффиксов. Да и этот его “приятель”.  Боже,  какой   анахронизм!  Ну “друг”,  ну “товарищ” или “знакомый”,  а то - “приятель”. От слова “приятно”,  получается.  Он, видно,  филолог -   в отставке.  А ведь  слово-то хорошее - приятно видеть,  приятно слушать - вот вам и “приятель”.  А у меня самого сколько анахронизмов! То - Боже,  то - черт,  хотя ни в того, ни в другого не верю. Вот  оно - наследие средневековья”.
- Я, знаете ли, раньше филологией занимался.
“Черт, а он и, вправду, телепат! Надо бы потактичней в мыслях”.
Так что,  простите мне мою   велеречивость.    Так сказать, профессиональное заболевание. Не хотите ли молочка попробовать?
- Да вы что?! Там же инфекция! Или вы его уже простерилизовали?
- Да что вы! Какая инфекция! Я и парное пил и никакой инфекции.
- Ну, уж нет! Я в изолятор не хочу. Это ж такая древность! Пока определят, что ты там подхватил - с неделю проваляешься.
- Даже если и так - не помрете же. А эта стерилизация весь вкус убивает, уж поверьте на слово. Ну да ладно! Что ж я вас неволить-то буду. Я сам-то - кружечку, а больше и не  выпью. Это я деткам своим несу. Уж больно оно им нравится.
“Да он еще и семейный! Ну, точно - анахронизм ходячий!”
- Я вот тоже, как вы, раньше маялся. Вы уж простите, что я к вам на “ты” обратился - уж больно вид у вас неприкаянный.
“Неприкаянный? Это еще какой? Не при-какой? Да неважно, видно и, вправду, видок у меня тот еще. Эх, дед! Знал бы ты, как  все вокруг осточертело. Боже, как все надоело!”
- Да, мне вот тоже, надоело, в свое время, все до чертиков, -продолжал 003-й.
- Слушай, дед, - не выдержал 063-й, - тебе не стыдно  телепатией заниматься? Я на это своего  разрешения не давал!
“Да что же это я  взбесился? Дедом его обозвал. Может, он моложе меня - просто выбрал себе такой образ - седина плюс морщины. Просто оригинальничает всяк по-своему”.
- Да что ты, милый! Какой же я телепат? Да и нехорошо это - в чужих мыслях копаться, даже с разрешения. Просто все ваши мысли у вас на лице написаны. Вы уж простите, что я вам опять “тыкать” начал - это от волнения. Я ведь со своими на “ты”,  привык уже - вроде как-то сердечнее...
“Ох, уж, этот мне филолог! Половину не понимаю, что он говорит. Хотя... это называется - леность мысли - серьезная болезнь! Слова-то знакомые, только древние... Немножко логики... Итак, “сердечнее” - корень “сердце”. Так...   “дела сердечные”... нет,  тут “сердечнее” и смысл уже другой. Надо будет вспомнить историю романтизма, кажется, это оттуда”.
- Ничего страшного, - ответил 063-й, - так что же у меня на лице написано?
- Да все и написано. Только не так уж и много. Надоело вам все в этой жизни, вот и маетесь...
““Маетесь” - “маятник” - опять верное слово, молодец, филолог. Влево - вправо - влево - и опять вправо и так до бесконечности... Вот почему все это и надоело.”
- ...Я тоже маялся-маялся - так же вот все надоело. А все потому, что один.  Нельзя человеку одному.  Даже в древности,  когда человек оставался один - он погибал. Мне повезло. Когда я маялся, то со скуки забрел в интернат  мутантов. Сначала появилась жалость, затем боль, потом сострадание и, наконец, любовь. Люди часто забывают, что мир, в котором  они  живут,  создан  любовью.  От  любви  мужчины  и  женщины появляются дети и любовь к своему  продолжению в них. Бывает, что дети появляются и просто от похоти, но без любви они сбиваются в звериные стаи и грызут себе подобных. От любви к богу появляются храмы и гимны и любовь  к ближнему,  как к творению божьему.  Бывало,  что   одни “творения божьи” сжигали на кострах другие,   но это случалось, когда люди  подменяли  любовь  к  богу    служением  фетишам.    Мир  всегда разрушается,  когда люди   забывают  о  любви.  И человек  без  любви разрушается тоже.  Потому что без любви нет жизни - есть только  время¬препровождение. Когда пропадает любовь к женщине,  к богу,  к делу, которым ты занимаешься, к мечте, которую ты лелеешь, тогда пропадает любовь к жизни. А это уже  смерть.
Когда я забрел в интернат, мне стало стыдно, что я забрел туда со скуки, и, чтобы не ударить в грязь лицом, я предложил свою  помощь. Вы не подумайте чего, в этом интернате хорошо и   воспитатели любят своих воспитанников. Но детям этого мало. Вспомните себя в детстве -ведь  в это счастливое время хочется, чтобы весь мир тебя любил. А я как раз и был из  того   большого мира,  от  которого  этих крошек отгородили. И я стал им помогать, расширять их маленький мир. У меня на попечении оказалось двое малышей - мальчик и девочка.  Их даже мутантами назвать грех. У них все, как у нас с вами, только нет  ручек - у мальчика - правой, а у девочки - обеих. Родовая  травма.
- Разве нельзя было вживить протезы? - спросил 063-й,  - куда смотрят врачи?
- Вот в этом-то,  как раз, и состоит их мутация - их   ткани отторгают чужеродную ткань, поэтому протезы у них не  органические, а механические. Но ведь от этого они не перестали быть людьми, да и какая разница, какой у тебя протез - механический или органический - только во внешнем виде. Да и то, это заметно лишь у детей, пока они не совсем еще  освоились  с этой механикой.  Ну да  ладно,  дело  не  в протезах. Я вам о любви...
Когда  я стал их опекать,  я увидел,  как тесен для них мир интерната и стал приводить их к себе домой и к своим  знакомым - в гости. А потом я увидел, как они радовались моим  приходам в интернат и как грустили, когда я уходил, и как им не хотелось возвращаться в этот  прекрасно оборудованный “рай” для мутантов. И вдруг я понял, что малыши полюбили меня. Я-то думал, что погуляю с ними месяц-другой, а потом придет другой “дядя” и  будет уже  его  очередь  осуществлять благотворительность. Как я мог совершить такую ошибку?! Ведь они меня не  только полюбили, в них зародилась надежда  на мою ответную любовь. А я все  это время думал только о себе - ах, какой я добрый - пожалел убогих калек. А оказалось, что убогий-то - я, я - душевный калека.
Я промучался такими мыслями с неделю. Думал о своей - черствости и днем и ночью. И вдруг! О чудо! Я заглянул в  себя поглубже и увидел, что я тоже люблю своих ребят,  просто еще не осознал этого. Я понял, что не могу уже обходиться   без их веселого смеха,  а мое сердце разрывается от их  детских слез, когда случается, что они плачут. И моя ошибка  обернулась моим спасением - ко мне снова пришла любовь!  А вместе  с ней проснулась  любовь  к жизни.  Ведь    настоящая любовь обладает  цепной реакцией, и  окружающий  мир   взрывается  от  любви, наполняясь восторгом и радостью!
Теперь у меня есть любовь двух маленьких существ и  есть, кому отдать свою любовь. И, пожалуй, никто не разберется, что важнее, да это и не нужно, а, скорее всего, одного без другого и быть не может.
Ну, вот я и пришел. Может, зайдете в гости - посмотрите на моих ребят. Они теперь живут у меня - я их забрал из интерната.
“Да,  занимательный  дед.  Болтливый  только  чрезмерно.  Любовь... любовь... Мы и это проходили... и прошли...”
Объект 00237063 только теперь заметил,  что за разговором они прошли километра три.
“Ну и дед!  Вот это заболтал меня!  Сколько ж это мы с ним отмахали? Даже ноги с непривычки устали. Это тебе не на тренажере педали крутить!”
- Да нет, спасибо, - отказался от приглашения 063-й, - мне уже пора. Заболтался я тут с вами.
- Да это я болтал. Вы-то все больше молчали. Вы, уж, простите меня.
-Это за что же?
- Не достучался я до вас. Не смог. Не сумел. Ну, прощайте!
- До свиданья.
063-й двинулся к ближайшему лифту. Перед лифтом он обернулся. Объект 05007003 стоял у порога своей квартиры и смотрел на него. Этот взгляд давил 063-ему на плечи почти материальной тяжестью и не пускал в лифт.
“Не достучался... ох, уж эти мне отставники-филологи! Куда это он стучал-то, интересно мне знать”.
063-й решительно шагнул в лифт и нажал кнопку  наугад.
“Стучал-стучал, но не достучался... Глупый старик - ведь там уже никого нет!  И,  вправду,  глупый старик - ну вырастут его мутанты, начнут самостоятельную жизнь, и где тогда будет его любовь? Улетит в космос?  Или  еще  куда?  Что  тогда?  Опять  бежать  в  этот  интернат подыскивать новую любовь и так до бесконечности? Тот же самый маятник? Только с самообманом. Боже,  как все надоело! И оригиналы тоже! Их оригинальность уже перешла в банальность. Куда это я еду так долго? Ах, как все надоело!”
063-й нажал “отмену” и нашел нужную кнопку.
“Да, пожалуй, так и нужно сделать”.
И он нажал на кнопку. Секунд через двадцать 063-й был на искомом уровне.
“Господи,  даже  временные    интервалы  в  лифте  и  те  стали однообразными.”
Объект 00237063 нашел искомую кабину.  Ключ к кабине оказался банальным тестом.  Объект 00237063 ответил на все вопросы,  дверь в кабину открылась и он вошел.
“Слава богу, хоть тут не стали оригинальничать'”
Объект  00237063  нажал  последнюю  в  своей  жизни  кнопку  и дематериализовался.


Йохайяаа Йоа в раздражении плюнул на экран и выругался. “И это называется исследовательской работой! Угробил целых сорок восемь минут бортового времени и все впустую!  Тащил этого 063-го с нуля, а полезной информации - тоже ноль. Абсолютный ноль! Что я теперь успею за оставшиеся двенадцать минут? Теперь жди своей очереди на новый сеанс! Даже в промежуточных объектах ноль. Лишь с 003-го можно выжать пару-тройку нот для новой симфонии Йоамми. Жаль,  это не мой профиль. Надо ему показать. Может, и вправду подойдет и он с этим что-нибудь сотворит. Все-таки, хоть какая-то польза…”