Парадокс

Сергей Ксенофонтов 0
 Закончилась вечерняя молитва, и умиротворённые духовным возвышением монахи неспешно расходились по кельям. Солнышко, уходя за горизонт, дарило всем свою ласковую, нежно- розовую улыбку. Настоятель монастыря, пожилой мужчина с белоснежной сединой, шел последним.
    На фоне общей благодати и умиротворения его зоркий глаз уловил некоторое смятение. Оно исходило от молоденького паренька, он не так давно был принят послушником в монастырь. Парнишка оказался добродушным и усердным, вся братия сразу полюбила его за лёгкий нрав и любознательность, ему до всего было дело.
    - Ну что, какой вопрос тебе на сей раз не даёт покоя?          
Предвосхитил вопрос настоятель.
    - Учитель, начал смущённо паренёк, я прочитал многие жизнеописания святых. Образ жизни этих людей является подвигом и образцом для всех устремлённых к БОГУ. Они достигли очень высокого духовного уровня. И всё равно в каждой  своей молитве они делают покаяние в грехе.
    - И что тебя в этом удивляет?
    - Парадокс получается, я думаю, что чем дальше человек продвигается по духовному пути, тем свободней он становится от греха. А такие святые как отец Сергий или Серафим Саровский до конца дней своих каялись  грехе. А вот большинство людей считают себя праведными.   Вы, например, являетесь образцом для всех нас, а тоже в  каждой молитве каетесь в грехе. В чём ваш грех?
      Вопрос повис в воздухе, возникла пауза. Монахи, что шли рядом, остановились, а кто отошел дальше, вернулись. Все ждали ответа. Нарушил тишину настоятель,
    - Пойдемте, присядем на скамеечку в аллее, предложил он братии.
  Когда все собрались, учитель начал разговор с вопроса
    - Скажите мне друзья, что такое грех и откуда он берётся?
    - Это неправедные поступки, например воровство, обман, прозвучали голоса.
    - Хорошо, продолжил настоятель, а если я сказал неправду или украл орудие убийства и тем самым спас жизнь. Тогда как?
    - Ну, вот я же говорил парадокс! Вставил свою реплику послушник.
    - Да нет здесь никакого парадокса, вступил в разговор пожилой монах, всё дело  помыслах человека, во имя чего он совершает действие. Если помыслы его чисты, то и в действии нет греха.
    - Хорошо, разошелся послушник, в чём не чисты помыслы нашего настоятеля, ведь он кается в грехе?
  Этот вопрос как заноза застрял в умах присутствующих. Все ждали, что скажет учитель.
    - Человек спас жизнь, неспешно продолжил настоятель, это хороший поступок и помыслы его чисты, это одна сторона. Но он стал гордиться своим благим деянием. Как вы это расцените?
   Среди монахов прокатился восторженный возглас или даже вздох.
    - Давайте размышлять дальше, этот человек не стал гордиться своим поступком, а воздал хвалу БОГУ, направившему его на этот подвиг.
    - Учитель, перебил размышление, нетерпеливый послушник, ты подвёл нас к пониманию безгрешности. В чём же ты каешься, ведь ты так и поступаешь? Настоятель мягко улыбнулся и продолжил
    - Да этот человек воздал хвалу Господу, но не помолился за оступившегося. Воцарилась полная тишина, никто не пытался вставить свою реплику, все ждали продолжения.
    - Предположим, что он помолился за оступившегося, но он позволил себе осудить его, назвав его оступившимся. Этот ряд размышлений можно продолжить и далее.
 Старец умолк, никто из присутствующих не осмелился нарушить молчание. Все находились под впечатлением услышанного. Через некоторое время настоятель продолжил,
    - Парадокс действительно имеет место быть, чем дальше человек продвигается по духовному пути, тем тоньше и острее понимание греха. Но этот парадокс является парадоксом лишь до тех пор, пока человек не расстался с собственной гордыней и полностью не отдал себя во Всемогущие, Любящие руки Отца нашего, Творца всего сущего. Возможно ли это? Думаю что да! Но этому предшествует огромный труд, и вершить его нужно смиренно и радостно, я в это свято верю, чего и вам желаю.
   Вот так закончилась, спонтанно возникшая проповедь.