Спокойно! Граница на замке

Владимир Зангиев
  Июнь 1986г. Таджикская ССР, Кулябская область. Зона Московского погранотряда.

-...а ты читал, что в газетах пишут? У нас граница на замке - мышь не проскользнет,-
напрягая надсадно артерию на шее, выходил из себя Поликашка.
- Но в Бешкапе такие сомы водятся!- Олег широко развел руки в стороны сколько позволяла
их длина.- Можно ниже по речке не спускаться, где она впадает в пограничный Пяндж.
- У нас вообще нет разрешения на въезд в пограничную зону. Кто нас туда пустит?- привел
и я свой довод.
- Да я много раз туда ездил на рыбалку еще когда в школе учился. Я знаю как с
пограничниками договориться, лишь бы офицера не было,- настаивал на своем Олег.- Там и
поохотиться можем на нырков и водяных курочек. Среди зарослей тугаЯ и камыша нас никто
не найдет.
- Нет, ты совсем сдурел, Олежка!- окончательно заключил Поликаша.- Если нас поймают с
нашей малокалиберной винтовкой, да в погранзоне, да без пропуска... За одну только
винтовку - как огнестрельное нарезное оружие приличный срок светит. А еще сети лежат
в багажнике - это же статья за браконьерство. Что, если на пропускном пункте погранцы
вздумают машину проверить?
  Тут и я беспокойно встрепенулся:
- Это значит, кроме общего срока на всех, еще у меня машину конфискуют! Ну, нет.
Я так не согласен.
- Да что вы раскудахтались как в курятнике, в который проникла лиса? Вон мне сосед рассказывал
как он с друзьями целые фуры гоняют в Афган - контрабанду возят. Отстегнут начальнику
заставы причитающуюся сумму - и все довольны. А что там мы со своим "жигуленком"? Давайте
так договоримся, раз вы в напряге: если что, я скажу что винтовка и сети мои.
- Ну зачем так рисковать?- не сильно упирающимся тоном еще продолжил оппонировать я.
- Я вам обещаю там такую рыбалку и охоту, что долго потом вспоминать будете.
- А если все-таки не пустят?- не унимался Поликашка.
- Это я беру на себя!- самодовольно убеждал нас упрямый товарищ.- В крайнем случае
проедем по грунтовке через ближайшие кишлачки - дорогу я знаю. Просто машину не хочется
насиловать, легче здесь по асфальту.
- А-а! Была не была!- махнул я рукой отчаянно.- Где наша не пропадала! Поликашка,
давай-ка попробуем, а? В конце концов, на работе бригадир рассказывал как однажды
их всей бригадой отправили где-то здесь, под Пархаром, какой-то объект строить. Месяц
они жили прямо на месте в погранзоне в вагончиках. И вот, как-то, рано утром 
отправились ловить бреднем рыбу на Пяндже среди многочисленных островов и проток.
Был сильный туман. Там кругом непролазные тугаи и заросли камыша непроходимые.
Но рыбы - непочатый край! Рука устанет вычерпывать. Вошли ребята в азарт, увлеклись -
и заблудились. Когда опомнились - не знают как выбраться назад. Плутали-плутали в
тумане, наконец, достигли берега. Видят, там трое дехкан обрабатывают кетменями землю.
В бригаде были таджики, они и обратились к незнакомцам, мол, далеко ли до Пархара?
Те изумленно показали на противоположный берег: это, должно быть там. А сейчас вы в
Афганистане... Короче, здорово перепугались тогда незадачливые рыболовы. Резво рванули
назад в родное отечество. Выбрались на свой берег благополучно. Никаких пограничников
втечение всего своего вояжа не встретили. Вот так и стерегут неприступную нашу твердыню
от мерзких посягательств хитроумных шпионов доблестные  воители.
- Тогда и я, как все,- сдался наконец несговорчивый наш приятель.
  Последним аргументом, перетянувшим чашу весов, видимо, стал для него мой убедительный
рассказ...
  И вот, я остановил свой автомобиль перед полосатым шлагбаумом. Из-под тени вагончика
неторопливо вышли двое потных солдат с автоматами через плечо. Один наклонился к окну
с водительской стороны и лениво вопрошал:
- Куда едем?
  Олег, сидящий с правой стороны от меня, придвинулся ближе к служивому:
- Слушай, командир, мы порыбачить едем на Бешкапу. Пропусти нас.
- А у вас пропуск есть?- казенным тоном полюбопытствовал страж.
- Не-а!- невозмутимо признался Олег.- Но мы всегда там рыбачим.
- Ты что! А ну, разворачивайтесь и езжайте отсюда,- солдат срочной службы попытался
проявить уставное рвение.
- Да подожди ты, командир. Неохота мне трястись огородами, чтоб через какие-то кишлаки
объехать ваш пост. Возьми-ка вот лучше от меня, из уважения к твоей службе, пачку
сигарет и разойдемся красиво,- настырно искушал воина сатанинствующий Олег.
- А сигареты хоть с фильтром?- заметно оживился защитник неприступности рубежей.
- С фильтром, с фильтром! "Космос", производства Душанбинской табачной фабрики. Кури,
наслаждайся памятью о забытой гражданской жизни,- словно коварный демон, умелый
искуситель прямо на наших глазах за несколько жалких серебряников выкупил бессмертную
душу несчастного стража границ.
  Подвергшийся соблазну грешник подал знак напарнику по дозору и тот поднял шлагбаум.
Путь в запретную зону был нами распочат.
- Да-а-м-м... Оказывается все так просто. А я-то думал...- разочарованно протянул
Поликашка.
- А где  офицер, командующий пропускным пунктом?- вспомнил я.
  На что Олег разразился нелестной тирадой в адрес военной элиты собственной страны:
- Пока нижние чины несут караул, их начальник особенно не обременяет себя рутинными
служебными заботами. Он терпеливо отбывает смену под сенью несущего прохладу
кондиционера, в тени служебного помещения пропускного кордона. Не станет он упитанный
зад свой отрывать от насиженного места, дабы на 50-градусной жаре проверять какой-то
проезжий автомобиль.
- Вот вам и - граница на замке!- саркастически заключил мой друг Поликашка...