Глядя под ноги

Юрий Ванеев
   - Знаете, мы делаем опрос….
   В трубке звучал голос и, судя по всему, молодого человека.
   - Сейчас, когда в нашей жизни появились теракты….
   - Извините, с кем имею честь?
   Я не люблю, когда не здороваются и не представляются. Мы – это никто, которого много. И не люблю, когда люди подписываются псевдонимами: значит, стесняются того, что хотят сказать, не уверены. Трусы. Или еще хуже – разновидность анонимов.
   Молодой голос представился.
   - Меня интересует не только фамилия. Организация?
   - Мы….
   - Вам не понравятся мои слова, извините, что перебил, но при Сталине жилось лучше и хуже. Это можно понять. Но при нем такое было невозможно. Тогда боялись. Случалось всякое и перегибы. И поверьте, страх не такое уж плохое чувство.
   - Да?
   - Да! Но не путайте со страхом из-за жестокости и несправедливости. Это разные вещи. Террористы – это извращенцы. Своеобразные, конечно. Вопросы есть?
   - Нет.
   Гудки возвестили, что связь прервана, но я не успел сказать главного. Хотел и не успел: я не жил при Сталине – родился позже, но жил с людьми, которых воспитали в его время. И они были лучше, чем сегодняшние. И жизнь тогда была тяжелее. Тяжелее, но лучше, хотя без телевизоров, холодильников и прочих изысков.
   Любой бы пещерный человек посчитал меня королем, когда есть отапливаемый дом, когда продукты под рукой, когда…. когда есть все. Но понимаешь: нет главного  - счастья. Ведь поставь нас рядом: того, пещерного, и меня, и что? Я не возьмусь утверждать, что счастливее его.
   Я не успел объяснить звонившему, потому что главное пришло потом. То, над чем он заставил задуматься. Не хватило времени даже сделать паузу, чтобы сформулировать мысль.
   Вопросы есть? Это все, что я спросил, потому что основные предназначались не ему.
   Нет - ответил он, потому что для него вопрос оказался риторическим.
   Счастливое поколение, которому не нужно выбирать. Но вопросы придут. С возрастом. И счастье превратится в несчастье, потому что нет выбора. Не побежишь же с копьем на мамонта….
   А у тех хватало смелости….  Или заставила жизнь?
   Люди – это сложно. Три-четыре человека вместе – это нормально, это уже общество. Но есть пословица: что знают двое, знают все. Не дословно излагаю - правильно ли? - но придумано не мною. А соберите вместе сотню-другую людей! И пусть они будут нобелевскими лауреатами, семи пядей во лбу. И что? Один не захочет думать, потому что мысли заняты семейными проблемами. Второму вообще наплевать – его мучит астма. Третий не согласен, так как верит другу, а тот высказывал противоположное мнение. Будут и те, кто начнет отстаивать свое.
   И? И найдется лидер, который поведет стадо. Да, стадо! И не нужно смотреть с горы, чтобы спутать толпу людей, замечу, умных порознь, с отарой. И вблизи такими покажутся.
   Мальчик, страх - это не всегда плохо.
   Я держал в руках молчащую трубку, мысли наконец-то сконцентрировались, но меня уже никто не слышал. И все же досказал:
   - Не было бы страха, и люди не познали храбрость! А терроризм? Это самое низкое проявление страха. Терроризм – это признание в беспомощности. От обстоятельств, от.… Это когда ты идешь в ногу, а рота - нет!
   Я повесил трубку, гудки стихли, и почему-то пожалел, что не пригласил парня к себе. Не дал ему слова сказать, не сказал сам. Не сумел. А жаль. Глядишь, и он, звоня в другую квартиру, представился бы, рассказал… ну хоть часть того, что я думаю о терроре. А тот, другой, еще кому-нибудь. И эхо слов доберется до глупого человека, и тот поумнеет. А, правда? Так не поступают даже животные. Ведь они не умней? Я когда-то считал, что самое умное животное в подметки не годится даже сумасшедшему. Похоже, ошибался, раз существуют террористы. А ведь животные не могут смеяться и плакать, но знают, что такое страх. И никогда хищник не убьет кого-либо из прихоти – только от голода. Но почему люди – это самое лучшее, что есть на планете? И почему люди – это зло, которое животным и не снилось? И как объяснить таким…. Нет, страх наказания – это для нас. Не созрели еще.
   Глядя в небо, мечтаешь, глядя под ноги, думаешь о сугубо земном.
   В Спарте убивали детей-инвалидов. Это – дикость, но моральных уродов, извините, я бы сам, голыми руками…. И это была бы не месть, не возмездие и даже не восстановление справедливости. Это было бы наведением порядка, потому что терроризм – это такая же мерзость как каннибализм.            
   Жаль, что паренек меня не услышит.

                *****

   PS.  И опять на Кавказе прозвучали взрывы. Террористы напомнили о себе. Кто это? Мне самому интересно. Есть женщины-смертницы. Говорят, что крадут их детей и предлагают: или вы, или ваших родственников…. Но есть и мужчины-смертники. Возможно схема та же. Маловероятно, но…. Им обещают еще и райскую жизнь. Ни в чем не уверен. Но точно знаю, что и с такими можно бороться. И есть примеры.
   Террористы в Турции захватили самолет. Хотели, чтобы кого-то отпустили из тюрьмы. Пока шли переговоры, местные службы выяснили, кто скрывается под масками, собрали родственников террористов и погнали их перед собой во время штурма.
   Вы не поверите, но жертв почти не было или не было совсем. Точно не помню, в памяти осталось лишь впечатление. Как не помню страну, которая в законодательном порядке отказалась от переговоров с террористами. С любыми и по любому поводу. /Англия?/ Тоже способ.
   Мы? Мы попутали демагогию с демократией. Давно. Много говорим хорошо и красиво. По любому каналу и по любому поводу. И ругаем тех, кто принимает решения. И ссылаемся на народ….. Народ заслужил тех, кто ими руководит?
   Да?
   Люблю родину, но не страну. И понимаю тех, кто все бросил и вырыл в лесу землянку….
   Терроризм – это очень плохо. Но из-за чего он появился и прижился? Поверьте, это следствие, а причина такая же мерзопакостная!
   Терроризм? Не понимаю! Почему нужно убивать дядю Васю, раз дядя Коля что-то натворил, или больше того, что-то сделал не так? Это даже не женская логика, это логика идиотов.
   Где-то в глубине души сознаю, что есть причины, из-за которых гнев может выплеснуться в убийство. Но если при этом рискуешь погубить и невиновного человека, нормальный человек откажется от него. Не понимаю!

   И еще. Если бы после конфликта с Грузией перенесли штаб Северокавказского Военного округа из Ростова-на-Дону в Грозный, была бы решена масса проблем. Появились бы новые, но мелкие. Правда, латать дыры с экрана телевизора легче, чем принимать решения на земле….

   PPS. Писал постскриптум после того, как получил отклик М. М. Рожина. Имейте в виду, что он /отклик/ написан раньше. Но был бы рад, если бы и в данном вопросе наши взгляды совпали.

                *****