Историческая проза на Прозару

Минута Славы На Прозару
Поделимся впечатлением от произведения автора А Ленка:

http://proza.ru/2007/01/22-21


Распечатали на бумаге, потратили время, прочли, и даже вслух друзьям на кухне, как в добрые старые времена. Наше общее мнение таково: текст представляет собой попытку создать произведение в стиле постмодернизма, на более понятном языке – исторический винегрет.

Обещали, что не будем врать и льстить, да и не нужно это автору! Поэтому предлагаем просто поговорить на тему исторической литературы.

Не будем брать во внимание историков, на произведениях которых воспитано не одно поколение – повести и романы Тынянова, Яна, Балашова, Югова и других. Не будем ориентироваться на эту литературу, потому что речь идет о сайте Прозару, который «заточен» на другую культуру, то есть на субкультуру маргинальных авторов-любителей.

На Прозару много исторических произведений. Бывшие и нынешние военные пишут о воинской истории, свободные писатели упражняются в исторических исследованиях, издаются, читаются. Этот опус, который мы прочли, тоже может быть востребован современной публикой, то есть определенной группой нашего населения. Почему нет? Тема интересная, язык живой, свободное обращение с историческими фактами, написано в развлекательном жанре.

Но в этом любительском опусе нет искры божьей, потому что не чувствуется одаренность автора. Не все моцарты, это понятно. Владея техникой, можно создать почти гениальное произведение искусства. Почти.

Вернемся к теме исторической прозы. Если все же побеспокоить ушедшего писателя Балашова, можно признаться в нелюбви к нему как к автору – не все у него было настолько интересно, чтобы дух захватывало от сюжета, образов, интонации. Но никто не скажет, что покойный писатель не был личностью, никто не скажет, что он не был профессионалом, никто не скажет, что он не знал предмета, о котором писал!

Для беллетриста, пишущего на исторические темы, необходимо знание предмета. Конечно, современные авторы переворачивают исторические факты как угодно, но все же литераторы владеют базовой информацией.

Перед автором встает вопрос: как написать, чтобы зацепить современного читателя. Можно пойти по пути фэнтези, как Александр Бушков. Но и авторы фэнтези читают первоисточники!

Если автору исторического произведения удается реконструировать голос оттуда, то есть из глубины веков, это высший пилотаж. Но в основном писатели идут по пути стилизации, что тоже вполне оправдано. Великим стилизатором был, например, Лермонтов, написавший «Песню о купце Калашникове». Об историзме Пушкина здесь говорить не будем – не уполномочены.

Конкретно по опусу автора А Ленка: человек очень любит литературу, старается, читает, мечтает, пишет, как и все мы, прозаряне. Мы не хотим топить А Ленку, но не хотим и помогать – потому что все равно человек поступит так, как сам того пожелает.

Мы всего лишь гутарим за литературу, в данном случае за историческую.