Костёр рябины

Кира Ратова
Текст, заключённый в кавычке принадлежит Вадиму Заводюку, а эта статья - мой ответ ему.

В проблесках утраченного я. Экспериментальное
http://www.stihi.ru/2010/02/05/7135

Очень кратко:
«Как полагал Дженсен, причиной того, что показатели "Ай Кью" у негров в США в среднем на 15 пунктов ниже, чем у белых, является наследственность. По его мнению, только один фактор среды серьезно влияет на результаты тестов на интеллект- это дородовые воздействия.
2)Расхвалите, а потом раскритикуйте какое-нибудь стихотворное выражение. Например, «природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». Время - три минуты».

Расхвалить – запросто, раскритиковать – не смогу, поскольку тупая я. Нахожусь под гипнотическим воздействием магии этих строк. Можно искусственным путем (усилием воли, задать установку) включить аристотелевское логическое мышление, но зачем? Короче, с заданием справлюсь лишь наполовину, потому, что не вижу смысла. Вероятно, нечто подобное происходит с людьми другой культуры, при ответах на вопросы европеизированного теста. Кстати, за употребления термина «негры», в Штатах не погладят по головке.



«Хотите научиться думать - готовьтесь принять мир поначалу в черных красках. А если вы уже давно видите мир в черных красках, а думать все еще не получается, заканчивайте расцвечивать будущее, медленно переходите на настоящее, только ничего не приукрашивайте».

А здесь нет противоречия? Ежели мир принять в черных красках, то будущее (как часть), тоже будет чёрным, с какого перепугу или радости индивид начнёт его расцвечивать, коль принял уже, что всё вокруг чернее чёрной ночи.



«Честно- честно. Средний коэффициент интеллекта (СКИ) у защитивших диссертацию примерно такой же, как у еще 2-5% населения. Наивысший СКИ среди защитивших диссертации имеют физики, математики, инженеры. Наименьший у педагогов и биологов.(6)»

Здесь можно долго рассуждать о  тестовой валидности, но не буду, доля правды есть. Вероятно, поэтому, и развиваемся странноциклически (нечто похожее на социализм – анархия, пещерный феодализм + базарный капитализм). Подозреваю, что следующей стадией развития, ежели коэффициент интеллекта педагогов и лиц сопредельной деятельности резко не возрастёт, станет рабовладельческий строй (для нашей многострадальной отчизны) и клинический дебилизм для всего мирового сообщества.



Дорогой Вадим, Вы накормили меня плодами американской психологической школы, основанной на теории бихевиоризма. Плодов много, экспериментальная наука блестяща.

Но…
Выдающийся русский психолог Выготский – создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций человека, полагал, что правильная постановка вопроса есть не меньшее дело научного творчества и исследования, чем правильный ответ, и гораздо более ответственное дело. Законы мышления и законы природы необходимо согласуются между собой, если только они надлежащим образом познаны.

Если Вы профессиональный психолог, то не станете отрицать, тот факт, что советская психологическая школа сохранила лучшие традиции психологии российской. Как известно, крепостное право в России было отменено в 1861 году и далеко не все помещики были заинтересованы в интеллектуальном развитии своих рабов. Вообще, надо прямо сказать, что с образованием в среде крестьянской, затем и рабочей было, мягко говоря, не совсем хорошо. Религию же адаптировали к нуждам владельцев земли, то бишь, ценилось послушание и трудолюбие в крестьянской среде (по Аристотелю), а подавляющее большинство населения России принадлежало к этому сословию.

После революции 17-го возврат к классической психологии и её расцвет, приходится на период правления Сталина. Я полагаю, вы не станете отрицать и тот факт, что среднее образование в этот период было переведено в русло классического гимназического. И это образование должны были получать ВСЕ, началось введение всеобщего семилетнего обучения. Учителями работали наиболее образованные люди, зачастую,  дворяне. Коэффициент интеллекта педагогов был, в массе своей, выше среднего уровня. И развивалась та система и дальше по инерции, пока глохнуть не начала (старели и уходили учителя, зарплата в период правления Сталина у педагогов была весьма и весьма достойной, затем, начала снижаться, начал снижаться престиж профессии и общий уровень кадров). Те, кто учился в средней школе в сороковые и пятидесятые годы, утверждают, что их учили очень хорошо даже в деревенских школах, потом детей стали учить хуже, потом, ещё хуже…

Хотите ли вы не хотите ли, но дело, господа, в том, что все мы вышли из сталинской шинели, перекроенной хрущёвским волюнтаризмом под себя любимого, а к такой шинели индивиду полагается фирменный колпак непуганого идиота (мышление, быстрое, что вижу, то пою, либо логическое, потерявшее точку опоры.

Разум человека при рождении - не чистый лист (по Локку), душа полна врожденных идей, что можно сравнить с прожилками мрамора (по Лейбницу). В российской психологической традиции, со времен Ломоносова, исходным моментом исследования психики является человеческая личность и ее качества, направляющие внутриличностную активность.

В заключении, попробуйте проанализировать строки С.А. Есенина: « В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть».