Деревня. 2. Здесь, под покровом небес выросли мы

Кс Мещерякова
                Ленке, Алишеру и Тимоне,
                нашему квартету КЛАТ

Первое утро в деревне! Может быть, у взрослых голова и болит от бессонной ночи, но моей голове болеть ни к чему. Просыпаешься под звуки позднего утра - под тиканье часов, под непонятное жужжание электросчетчика, под голоса во дворе, шум горной речки, вскрики гусей и кур. Над головой голубой дощатый потолок, по нему через всю комнату тянется пара белых проводов… Вспоминаешь, что время здесь волшебно обгоняет московское на два часа. Несколько дней можно будет забавляться, прикидывая, который час в далекой Москве: там только завтракают, а мы уже пообедали, там начинается сериал «Комиссар Рекс», а у нас он закончился уже час назад. Запах деревенского дома еще едва уловим. Радостно-сонный бросок в «столовую» - пить чай с молоком, которое при наливании в пиалушку с чаем расплывается клубами. Ради того, чтобы посмотреть на эти клубы, прошу еще чашку. Сказочное зрелище.

Чай выпит, в столовой и за бело-оранжевой занавеской неразобранные вещи, но какое нам до них дело! Надо сходить в гости к реке, посмотреть, где в этом году родник и как поживают ржавые трубы, на которых когда-то был мост (помню о нем только по рассказам). Нужно проведать «наше» дерево, оцарапать ноги в ежевичных зарослях и найти только зеленые завязи. Ничего, ягод еще поедим! Хочется перебраться на другой берег: там стелятся неизведанные просторы, поваленные деревья, загадочные тропинки, почти выводящие на Безлюдные пространства…

Нам предстоят прекрасные дни! Поездки в гости, для которых надо вставать рано, чтобы успеть на автобус (он ходит один раз в день) и которые подтверждают пословицу «В гостях хорошо, а дома лучше»… Когда возвращаемся после двухдневного отсутствия, то в доме снова витает тот особый прохладный запах.

Периодически бывают визиты родственников, в которые мы особенно остро радуемся нашему единству и чувству локтя. Придумываем сложную систему сигналов для того, чтобы во время игры в дурака подавать друг другу условные знаки о том, какие карты на руках. Учимся спихивать излишек карт в «биту». Все эти изощрения только всё усложняют и запутывают: не взяв «из рукава» у Алишера козырного туза, я бы самостоятельно вышла из игры гораздо раньше, - но зато как интересно чувствовать себя шулером и частью дружной команды!

Украшение лета - походы за малиной. За праведными трудами в малиннике обязательно следует необыкновенно вкусный чай с яичницей и малиновым же вареньем. Нет ничего лучше ягод пополам с колючками и листиками, собранных собственноручно в царапающемся малиннике! Идти надо на другой конец деревни по единственной, плавно заворачивающей улице. Тихо, печет солнце, пасутся телята, дорогу перебегают стаи гусей и иногда за забором раздается собачий лай. Хочется разуться и пойти босиком, но из приличия приходится шагать в сандалиях. Вот на обратном пути можно будет ощутить подошвами горячую, утрамбованную шинами землю, наколоться на мелкие камешки!..

Наша культурно-развлекательная программа - изобретение всевозможных игр: «интеллектуальных» (по образцу «Кто хочет стать миллионером» и даже «Русской рулетки»), игр на смекалку, самодельных настольных и, конечно, карточных: правила изменяются по мере тренированности фантазии. После обеда, пока Тимоня спит, мы втроем сидим по углам, шуршим бумагой, изготавливая конверты для призов и сами призы и напрягая извилины, чтобы составить по два цикла вопросов для нашей викторины «Звездный час».

Футбол во дворе: ворота обозначаются двумя камнями, и вратарю бывает страшно упасть на штангу. Самые настоящие баталии на поле один на один, со штрафными по наитию и с редкими пенальти (задача вратаря – защищать ворота от любых мячей). Потом, когда подрос Тимоня, мы смогли играть полноценной командой «вратарь + защитник/нападающий в одном лице». Довольно часто мы не попадаем по мячу, но суетимся и стараемся так, что чувствуем себя португальцами, бразильцами или моими любимыми турками. Будучи уже довольно большими, мы нашли в летней кухне две пары садовых перчаток и стали использовать их как вратарские – ощущения футбольной подлинности от этой детали прибавилось в десятки раз.

Насыщенные переживаниями конфликтные ситуации – решение таких задачек (сложных для ребенка, но сейчас мне совершенно непонятно, из-за чего надо было так отчаянно ссориться), преодолевая время, приносит плоды уже в сознательной жизни. Дикая горечь обиды, из-за которой хочется оставить деревню и шагать, шагать по проселочной дороге… В пути - разные приключения и странные встречи, возвращаешься домой уже взрослым и обнаруживаешь, что у нас здесь не все гладко: все взвинчены, а мы лишены сладкого за безобразную ссору. Идешь поливать огород: «общественный труд на мою пользу - он объединяет». Таская ведра с водой, обидчики и обиженные (каждый уверен, что обиженный – это он) входят в трудовые отношения, досада стирается, и вот наш квартет уже снова рад, что мы вместе.

Бежит веселая горная речка, порог на пороге, перекатывающиеся на мелководье камешки и искрящаяся на солнце - бьющая ключом детская радость, насыщающая каждую минуту.
Но иногда беззаботная речка замедляет свой бег, скрывается в прибрежных зарослях и намекает на странную глубину, заставляя беспечное сердечко стучать в другом ритме. Об этом – следующий рассказ.