Князь по Макиавелли

Александр Анайкин
В общем, вопрос, кого считал Макиавелли князем, весьма прост. Никколо считал князем людей, прежде всего государственных, тех, кто в первую очередь заботиться о благополучии государства.
Но я обратил внимание вот на какое высказывание Макиавелли по данному вопросу. Никколо пишет:
- часто можно видеть, что князьям дарят коней, оружие, парчу, драгоценные камни и другие подобные украшения, достойные княжеского величия.
Когда я прочитал данное высказывание, то мне невольно вспомнились кадры из хроники, где нашим азиатским президентам дарят коней. Это вроде бы даже стало традицией. Да я и сам много раз видел по телевидению такие кадры.
Но вот ведь какая заковыка, когда я смотрел эти кадры, то ничего кроме презрительной усмешки у меня не возникло, потому что я понимал, насколько запущена экономика этих бывших советских республик. Если бы я смотрел кадры кинохроники, где какой либо шейх дарит, скажем президенту США, скакуна за многие миллионы долларов, то у меня не возникло бы никаких отрицательных эмоций, хотя я и президента США вовсе не считаю князем. Но ведь я вижу князька беднейшей страны, где люди ходят с голыми… задами, задами а ему дарят жеребцов каждый год. Какие могут быть чувства кроме презрения и к этой стране и к этому князьку. Нет, не князю, а именно князьку, ничтожеству, который даже свою биографию скрывает от людей.
То же самое относиться и к оружию. Когда я вижу таких нуворишей, похваляющихся своей коллекцией, то у меня не возникает к ним ни почтения, ни тем более подобострастия. Возникают лишь совершенно непроизвольно вопросы: «Откуда у этого князька, не князя, столько денег?» А так же у меня даже и тени сомнения не возникает, что это человек совершенно не государственный, хотя он и занимает крупную чиновничью должность.
Не возникает у меня почтения и к Брежневу, увешанному множеством орденов, где цена каждого исчисляется сотнями тысяч долларов. Брилики они ведь дорогие, да и оправа к ним сделана из платины да золота.
В последнею же очередь я вспоминаю Иосифа Сталина, которому подарки присылали со всего Союза. Их было так много, что потребовались огромные площади для хранения подарков. И ведь тоже я не считаю этого деятеля князем, а лишь князьком, потому как знаю цену этому фигляру с винтовочкой, позирующему перед кинокамерами. И пусть ему нашлись подражатели, которые тоже позировали то с автоматами в руках, то с ружьишками, из которых они палили в воздух, всё равно я не считаю его князем. Нет, чтобы быть князем, недостаточно занимать высокий пост в чиновничьей иерархии. Нужно нечто большее, ибо присылаемые подарки вовсе не означают искреннее уважение, но чаще лишь подобострастие перед властью. Для собственного самосохранения.