Карельская топонимика на карте России

Василий Вейкки Иванов
Если верить древнерусским летописям, первому упоминанию о карелах около тысячи лет. Посему народ сей этносом должен быть молодым. Но молод только этноним, а сам по себе этнос, думается, гораздо древнее самых древних египетских пирамид, а эпос «Калевалы» своим возрастом не уступит возрасту мифов Древней Греции, а тем более Древнего Рима. Это доказывается, в том числе и находками однокоренных слов, идентичных словам из древней латыни, санскрита и древнегреческого. А потому споры о первородности того или иного языка, на мой взгляд, беспредметны. Но среди исследователей продолжаются неутихающие дискуссии. И каждый из оппонентов, будучи патриотом своей страны, лоскутное языковое одеяло тянет на свою национальную квартиру: русские – на русскую, греки – на греческую, более умеренные – на санскрит и так далее. Но думаю, многие сотни и тысячи лет назад не было никаких национальностей, а был какой-то один народ, назовём его просто людьми. Возможно, было несколько родов. Если верить славянским и индийским Ведам, родов было четыре: Д’Арийцы, Х’Арийцы, Святоруссы и Рассены. И можно сделать вывод, что все эти четыре рода, согласно тем же Ведам, являются прародителями многих ныне живущих европейских и частично азиатских народов. Какой из этносов и от какого рода произошёл, остаётся только догадываться, поскольку все мы, ныне живущие, косвенно являемся потомками скифов и сарматов, а чьими потомками были они, – вопрос остаётся открытым, но думается, всё же вопросом времени. Но на сегодняшний день я готов заявить, что какая-то часть карельского языка является частью того самого праязыка, о котором так долго спорят исследователи-специалисты.
Всеясветная азбука насчитывает более ста сорока букв, каждая из которых имеет своё божественное значение. И даже в урезанном старославянском алфавите, который мы именуем кириллицей, по имени якобы его создателя, можно прочитать Божественное начало: Аз Боги Ведаю Глагол(ь) Доброь Есть; Живете Земля Иже, И краткое, Како Люди Мыслете… Смысл сказанного понятен здесь даже первокласснику.
Анализируя основные языки, на которые ссылаются исследователи, а это, прежде всего, древнегреческий, латынь, старославянский и санскрит, сходство, пусть и далёкое, но можно отыскать со многими современными языками. Ошибка традиционалистов-языковедов, на мой взгляд, заключается в том, что они изначально все языки поделили на так называемые родственные и неродственные. А белую (индоевропеоидную) расу людей разделили на индоевропейцев и финно-угров. Финно-уграм, которых апологеты от науки считают малыми народами, на Земле отведена роль пасынков. Некоторые из языков так называемой финно-угорской группы Уральской семьи гораздо древнее языков арабского, древнегреческого, санскрита и латыни, и я попытаюсь это доказать, анализируя те или иные слова, гидронимы, топонимы, корневую основу которых мы запросто найдём в ниже означенных языках древности, если захотим. Более того, думаю, существует непосредственная связь между старославянским, в частности старословенским, и карельским языками. Во всяком случае, между некоторыми из их диалектов.
До Рюрика и во времена его, на севере Руси, в Новгородской республике между собой соседствовали словене, весь, чудь, лопь, ижора, меря, корела, русь и многие другие народы. Из данного ряда народов отметим, что только словене, согласно летописям, имеют славянское происхождение, все остальные народности могут похвастать происхождением сарматским или варяжским, что, в принципе, одно и то же. Но все они, будь то праславяне или сарматы, родом вышли из скифов, а те, в свою очередь, от четырёх родов белой (индоевропеоидной) расы. Осевшие в лесах, степях, у рек и водоёмов и продолжавшие между тем кочевать в поисках благодатных земель, поскольку воды после ледникового периода было еще предостаточно, они стали называться сарскими (саарскими) скифами, а позднее – сарматами. Саари (saari) – это остров, ма (ma) – земля, а значит, можно предположить, что сарматы – островитяне. В Карелии до сих пор можно встретить населённые пункты с основой saari: Сааримяги («остров-гора», царь-гора), Саарикиви («порог-остров», «царь-порог») в Олонецком районе. Также словом saari называются все острова. (На воде  слово kivi может означать не камень, а именно порог).
Противников моей версии найдётся, думаю, предостаточно. Но их слабое место в том, что они, исследуя ту или иную область исторической реальности, не берут во внимание так называемые сарматские (финно-угорские) языки, будто они все напрочь канули в Лету. Они оперируют только общеизвестными знаниями языков – санскритом, древнеславянскими и заимствованиями из древнегреческого. Так, например, уважаемый мною автор книги «Россия: мы и мир» Сергей Алексеев название столицы нашей Москвы переводит как Подлунная река, а реку Волга – буквально Движущаяся вода. Но если рассматривать историческую данность Киевской Руси от летописей Нестора, то нам известно, что пришли истинные славяне с Дуная-реки, а до них здесь проживали народы совершенно другие – полагаю, что сарматские. Лавируя между многочисленными водоёмами, болотами и реками, оставленными ледником, они искали места, пригодные для жизни. Эти места, как мы уже отмечали, назывались и называются саарами – то есть островами. Москва (Moskova – Muo se kova) – это Твёрдая земля, а луна (месяц) здесь вовсе ни при чём. Луна, как и Солнце, светит везде и над каждой рекой, кроме разве как нет её над рекой подземной. А река Волга в древности именовалась рекой Ра. Если говорить о гидрониме Волга, то здесь имеет место быть другое имя Бога Ра – Вало (Валу), что, кроме того, означает ещё и «Свет», свет разумеется, белый. А так как «га» общепризнанно имеет отношение к движению, то Волга – это, возможно, Движущийся Свет. Хотя в карельском языке есть и слово valgei, что также означает «белый», «светлый». А посему Волга – это, скорее всего, Светлая (Солнечная) река (поток). Не думаю, что исключительно правильным будет считать, что нынешние русские «произошли» только от славян. Мне ближе постулат Льва Николаевича Гумилёва, заметившего, что русские – это удивительный конгломерат славян, финно-угров и монголо-татар. Но, с другой стороны, никак не вяжется то, что Русью когда-то могли володеть монголы. Вот что об этом написал тот же Сергей Алексеев в своей книге «Россия: мы и мир»: «… вся основная топо- и гидронимика Сибири, и особенно Восточной, где, казалось бы, и русским духом не должно пахнуть, на 90% состоит из праславянских названий. По крайней мере, имеет обязательную индоарийскую корневую основу, чуждую тюркской. Судите сами – Обь (обло – поверхность круга), Ангара (бегущая от солнца, то есть с востока на запад), Лена, Оленёк, Селенга, Алдан, Амга, Яна, … Индигирка, Киренга, Мама, Ока (в Иркутской обл.), Шилка и даже ее приток ОНОН, на котором и родился Чингисхан (Темучин) – высокий, голубоглазый, широколобый, длиннобородый и крепкого телосложения человек, никак уж не похожий на низкорослого желтолицего монгола».
Цитируя здесь Сергея Алексеева, я всё же вынужден буду поспорить с некоторыми его выводами и трактовками относительно гидронимов, которые, как он считает, имеют славянское происхождение. Что касается Оби, то здесь автор, по всей видимости, отчасти прав, хотя, по большому счёту, с большой натяжкой. Земля тоже имеет поверхность, однако называется она Землёй, а не Обью и не Обло. Образуется Обь от слияния двух рек – Катуни и Бии, реки эти между собой почти равнозначны, но если Бия и полноводней, да к тому же судоходна, то Катунь всё же начало берёт от горы Белухи и характером своим фору даст любой другой такой Бие. Если бы какая-то из них была чьим-то притоком, то, соответственно, дальше была бы не Обь, а либо Бия, либо Катунь. Но, сливаясь воедино, они образуют Обь. Вот и получаются две реки в одном русле (два в одном) – Обе, а точнее – Обь.
        Название реки Алдан, предполагаю, происходит от слова Aldo (Алдо), что в переводе с того же карельского языка означает «Волна». Ока в Иркутской области, равно как и её тёзка, впадающая в Волгу, предполагает быть просто рекой, ибо joka на финно-угорских языках означает реку. Киренга – Заворачивающаяся (Сворачивающаяся) от слова kieri; (заворачивать). А на берегах Шилки, вероятнее всего, росли заросли крапивы, ибо ;iiloi (shiloi – шыйлой) – это крапива. Равно как и берега питерской реки Охта когда-то шелестели зарослями лопуха с колючками (ohtoi). Ангара же, если переводить это слово с санскрита, означает древесный уголь, который больше не горит, но краснеет. Обратите внимание, при анг(ине) горло всегда красное. Изобретать велосипед, который давно уже изобретён, можно сколько угодно, но от этого правда не станет правдивее, истина – истиннее. Другое дело, что не все, на мой взгляд, финно-угры были или могли быть сарматами. Например, современные ненцы, ханты и манси, чертами лица напоминающие тюркские народы. Полагаю, через их кочевья когда-то давным-давно проходили сарматы (скифы, гипербореи, бореалы…), оставили им свои язык, веру, знания. Возможно, не весь язык, какую-то его часть. А то, что непосредственно карелы, которых, по мнению некоторых исследователей, до Рюрика и Олега именовали русью-варягами, участвовали в становлении Русской государственности, тому есть множество подтверждений.
Прежде, чем предложить вниманию читателей некоторые варианты переводов гидро- и топонимики с карельского языка, я бы хотел процитировать здесь весьма уважаемого мною В. Н. Татищева из его книги «Избранные произведения» (стр. 202): «Бярмия, у северных писателей древних Великая Россия и со всею Помориею имянована, иногда токмо королевство Корельское тако имяновали; у русских писателей имяновано Пермь. И сие, мнитца, едино, ибо сарматы бук не имели, но оная от реки Двины на восток простиралась, западной же стране Двины всё Поморие у русских Емь, иногда Заволочье имяновано». Другой отрывок из той же книги В. Н. Татищева не противоречит, а напротив, только подтверждает то, что карелы принадлежат сарматскому племени-роду: «Гардорики был главный горд в Великой Руси, где ныне старая Ладога. Имя сие сарматское, град Великий, в древних северных гисториях довольно славен был. Славяне, пришед, оным овладали, и хотя во оном князи до Рюрика престол имели, но знатно для частой войны с финскими и северными королями или для других обстоятельств в верховье реки Волхова новый Гардорики построили и славянским новый град Великий имяновали, и по гистории видимо, что Рюрик, в 864 году построя, во оной перешёл, а старой остался пригородом. Но в 1704 году из онаго всё купечество для пользу Санкт-Петербурга в Новую Ладогу переведены».
Сарматы, повторюсь, это, скорее всего, островитяне: saari-ma, sarimaa, saarimaa, suarima – так на разных диалектах карельского языка произносится данное обозначение острова, где «saari» – это непосредственно остров, а «maa» – земля. И как же всё могло происходить? Давайте попробуем пофантазировать.
Сарматские племена (островитяне) в поисках твёрдой земли были вынуждены постоянно передвигаться, кочуя с места на место. Именно в поисках той земли, где можно было бы обустроить своё не временное, а постоянное жилище. «Se ma!» – кричали они, увидев землю. «Se ma-a!» – подхватывали соплеменники, что означает «Это земля!» В своих походах сарматы «обрастали» другими «искателями» pastледниковой суши, войско их (скуфь, скифь) росло. Языки кочевников пусть и немного, но могли разниться. Кто-то кричал «Se ma!» при виде земли, кто-то другой, подхватывая клич, радостно орал «Зе ма!» Так могли родиться слова «зёма», «зема» (земляк) и «земля». Различные народы сохранили все три обозначения: земля, зема и ma (ма). В английском языке местоимение
«se (се) – зe (ze)» могло превратиться в артикль, суть которого осталась та же:
the – это. Язык постоянно менялся. Сарматы – тоже. Среди сарматов (островитян) могли находиться предки различных ныне миру известных народов – англичан, русских, немцев, французов и т. д. Но только в финно-угорских языках сохранились древние слова из первоначальных «сарматских» языков: ma (земля), joki (река), saari (остров), taivas (небо), rahvas (народ) и т. д. Кстати, Сибирь – из той же оперы: Se Pi;rmij; – это Пиармия (Биармия), где Pi; – голова, а mija – земля...
Своими, далее приведенными предположениями-переводами географических названий я вовсе не претендую на истину в последней инстанции. Пусть это будет обыкновенной информацией к размышлению:
Алдан – название реки происходит от слова aldo, что означает «Волна».
Валдай – здесь в одном названии соединились и волна «aldo» и воля с властью «valdu».
Валаам – (Valamo) – Земля Бога Вала (Валу), или просто Светлая (святая) земля.
Волга – изначально река Ра. Волга – река Бога Вала, Valga – Светлый (Святой) поток.
Вологда – Светлый (святой) город.
Венеция (Венесия) – страна (место) венедов.
Калевала – Кали – это Богиня Смерти Kali, Kalma. Более того, kalma (kalmu) – могила. Kalevala – могила света. Место, где долгая полярная ночь. Правда, есть и другое предположение. Калевала – Вращение Света.
Киев – от слова kivi (камень). Kivigard, Kivilinna – Каменный город.
Москва (Moskova) – mua se kova – Твёрдая земля.
Нева, Нево – от слова nevvuo – Учитель, учить.
Полтава – Polta vai – Огнище, пожарище. Возможно, здесь когда-то было капище – огнище, где происходили жертвоприношения Богу Солнца Ра (Valo, Аполлону и т. д.).
Самара – Se ma Ra – Это Земля Бога Ра.
Свирь, Syv;ri – глубокая вода.
Тула – от слова tuli (огонь). Здесь, по всей видимости, добывали и обрабатывали железо.
Тулема – Tuli ma – земля огня. Аналогично городу Туле – место, где добывали и обрабатывали железо.
Список этот можно продолжать долго. И географические названия, имеющие сарматское происхождение, отыщутся не только в Европе, но и в Азии…