Ушёл из жизни не тот, кто умер, а тот, кто забыт

Михаил Михайлович Рожин
      Название этой статьи воспроизводит эпиграф, а ее текст – предисловие к книге «Духовное наследие нашего рода. Исповедь предков».




                ПРЕДИСЛОВИЕ


       Написать книгу заставил меня простой вопрос – почему я могу прочитать сочинения огромного числа пишущего народа, но совершенно не знаю взглядов и помыслов самых близких мне людей, своих старших родственников? А ведь было бы интересно и полезно знать про жизнь и про эпоху не из привычных книжек, не от «посторонних» авторов, а именно из первых рук, из самых достоверных источников, от самых близких, родных людей. Как жили эти люди, как они дружили и любили, как ссорились и мирились, кто и почему их притеснял, что их волновало и огорчало, в чем они преуспели, а что им не удалось осуществить в жизни.

       Случилось так, что мои давние предки не оставили письменных свидетельств о своей жизни. Это огорчает, но не вызывает претензий. Они же не умели ни писать, ни читать. А сейчас-то – совсем другое дело. Все же грамотны. Сейчас-то почему не пишут? Не для публики, а для своих, родных людей? Кому-то надо же начать! А почему не мне? И я взялся за эту книгу. Пусть, думалось, полезное дело в моём роду начнётся именно с меня. Пусть моим потомкам лет через сто или двести в поисках своих корней не придётся рыться в архивах. Конечно, не всё, но кое-что они найдут в начатой мною книге. Пусть свидетельства своих предков сравнивают со свидетельствами традиционных книг. Пусть видят, где больше искренности и правды. Пусть решают, что принимать в качестве руководства к повседневному действию.

       Эта книга, следовательно, предназначена для чтения в семьях моего рода. Но не только для чтения. Меня не покидает надежда, что мои потомки книгу не только прочитают, будут не только передавать от поколения к поколению, но и систематически пополнять её новыми текстами и другими материалами. Чтение, сохранение и пополнение книги, неизбежно будут вызывать в людях чувство причастности к общему и значимому для рода делу.

       Всё написанное выше – пока лишь мои надежды. В них помимо радостных предчувствий, признаюсь, есть и тревожные ноты. Не окажутся ли надежды благородными только в намерениях, не выродятся ли на деле в пустые хлопоты? Можно ли их осуществить на практике? Да и были ли в моей жизни поучительные для потомков события и чувства? Что вообще полезного может поведать людям «простой» человек?

       «Простой» человек, конечно, не может сравниться с «великим» по своей популярности. Так устроена жизнь. Но по духовному богатству и благородству он не только сравним, но часто и превосходит самого «великого». История тому даёт немало доказательств. Поразмышляйте о своей жизни, и вы согласитесь, что она действительно неповторима и по-своему поучительна. Этот опыт «простых» людей бесценен. Особенно для родственников-потомков.

       Но люди вновь и вновь повторяют ошибки ушедших. Разве не жалко, что ваша воспитательная функция прекращается с уходом из земной жизни? Разве не обидно, что ваш опыт и мудрость, достигнув максимума, перестают работать, наследуются только детьми и частично внуками? Используются только те опыт и мудрость, которые вы успели передать им при жизни?

       Материальные ценности наследуются естественным путём. Их не возьмешь в могилу. Ценности, рождённые умом и сердцем, большинство людей уносят с собой, оставляя самые скромные следы.

       Такое положение можно и нужно исправить. Для этого потребуются совсем небольшие усилия. Ведь духовный опыт у каждого накапливается естественным путём, непрерывно, в течении всей жизни. Лучше, конечно, если этот «процесс» будет заранее продуман. Само же оформление наследия для передачи потомкам можно отложить и до старости, когда появится достаточно времени для тихой, полезной и увлекательной работы. Старость неожиданно станет радостной. Накопление материалов можно свести к ведению непритязательного дневника, а оформление – к написанию столь же непритязательных текстов-заметок, как фрагментов особой родовой книги. Ваш опыт и житейская мудрость, как у настоящего писателя, будут работать и после ухода из земной жизни. Такова вот стратегия.

       В книге, которую вы держите в руках, эту стратегию я попытался реализовать применительно к своему роду.

       Само собой разумеется, что количество соавторов и срок написания книги ничем не ограничены. Соавтором может стать любой мой родственник-потомок, а также любой человек, который пожелает написать о людях моего рода что-то интересное и поучительное. Чем больше будет соавторов, тем полнее духовный опыт будет представлен в книге. Публиковать книгу нет необходимости. Достаточно будет нескольких её экземпляров. Для этого вполне подойдут домашние компьютер и принтер. Поскольку тексты будут писать люди для своих родственников, книга эта будет особо доверительной, искренней, поучительной и потому полезной.

       Я стремился к тому, чтобы в книге всегда находилось место для автобиографий, рассказов о родственниках, поучительных историй, размышлений о жизни, для документов и других реликвий рода. Этому требованию, как мне кажется, отвечает сложившееся оглавление книги.

       В начале работы мне казалось, что книга должна быть интересной и полезной именно и исключительно читателю. Ближе к её завершению понял, что она не менее полезна самому сочинителю. Она позволяет ему заново «проиграть» и прочувствовать всю свою жизнь, реализовать естественную потребность научить других тому, что выстрадал сам. Теперь я уверен, что книга делает лучше не только читателя, но и «писателя». Обоюдный интерес позволяет книге реализовать в роду связь и преемственность поколений. Она сможет внести свой вклад в изменение жизни к лучшему, как отдельного человека, так и всего рода.

       С надеждой, с замиранием сердца рисую я в своём воображении, как с годами и столетиями растёт генеалогическое древо нашего рода, как увеличивается начатая мною книга, как добавляются к ней новые тома, брошюры, оригинальные фотоальбомы, письма, завещания, документы.

       Если уж и не книгу, то некоторые для неё материалы полезно бы оставлять своим родственникам-потомкам всем людям. Пусть для начала это будет обычная папка для бумаг. В каждом роду со временем найдется человек, который оформит и книгу. Не обязательно грамотно написанную. Родственники «простят» любые погрешности правописания. Не обязательно большую. Даже несколько листочков будут восприниматься, как духовный завет, без которого воспитательная обязанность человека на земле исполненной до конца считаться не может.

       Я был студентом, а мама писала мне письма. Задушевные по тону и мудрые по содержанию. Теперь-то я понимаю, что эти листочки – и есть духовный завет мамы. Вернее, был завет, да я не сохранил его. И живёт в моей душе несмываемая вина перед мамой – Августой Никаноровной Рожиной, дочерью – Наталией Михайловной Чебан, внуками-близнецами – Иларионом и Степаном Евгеньевичами Чебанами, перед всеми родственниками-потомками.

       Господи, благослови!

       Октябрь 2007– декабрь 2008.

       М.М.Рожин.