Глава 50. Вопросы теологии

Марина Еремина
 

Много раз оспариваемые вопросы теологии мало интересовали собравшихся, которые  стали косо поглядывать на  чтящего Святое писание, который выступал перед ними. Никто не любил задавать расхожие вопросы. А на «завальные» юнец вряд ли мог ответить. Но все-таки один из таких вопросов прозвучал на общем собрании:
- А что вы думаете о том, что один народ на земле Избранный, а другие народы – нет? – это был Рака, который хоть и обладал множеством внешних физических изъянов и был зол на весь этот мир, но, как оказалось, был не лишен начатков ума.
Кройкс молча обдумывал, что ответить ему на этот весьма непростой вопрос. Он старался найти должное объяснение, чтобы его ответ не был ни спонтанным, ни надуманным. Надэль, увидев, что мысли Кройкса находятся в замешательстве, и вот-вот «мудрецы», которые, кстати, тоже притихли в своих креслах, уничтожат его за незнание, решила спасти ситуацию:
- А вам не кажется, что давно уже нет никаких отдельных народов! – сказала она громко и отчетливо. Собрание сделало вывод, что этот бесшабашный выпад свидетельствовал о том, что девушка относится к самобытности народов крайне легкомысленно.
- Девушка, отойдите и не мешайте. Вы просто не знаете законов Моисея! – сказал один из сидящих в креслах старых «мудрецов».
- А вы не знаете одного южно-российского стиха прошлого века! – и неудержимая в порывах, неуемная девчушка начала весело декламировать стих:
В наших венах сколько
Намешалось крови!
Разны мы настолько
Под единым кровом…
Значит, мы – метисы!
А Адам и Ева?..
Пляшут наши мысли –
  Ведь гуляли девы,
Да и парни тоже
В сторону глядели…
Рассуди, о Боже!
Кто мы, в самом деле? –
Русские иль греки,
Чехи иль монголы,
Чудо-человеки
    Пред Всевышним голы!*

Люди улыбнулись ее находке, кто - от души, кто – со снисхождением. Но взор Кройкса был неумолимо суров:
 – Нельзя так, Надэль… - он повернулся к собравшимся мудрецам, -  Но в словах ее есть доля правды. Нельзя теперь ножом и топором отделять разные народы друг от друга – иначе большинству из нас придется разломиться на десятки частей.
Факты многочисленных захватнических войн, миграция  различных народов мира, насилие и поругание традиций в пределах чужих государств – факты исторические, они неминуемы. Да и то, что подметила Надэль, скорее всего, тоже  имело место быть. И если даже вы спросите меня о моей национальности, разве смогу сказать вам со сто процентной точностью? Мой отец – угор, а мать – из немок, но разве это доказуемо? Не исключаю, что в моих жилах тоже течет капля израильской крови. Нельзя сказать так же однозначно по всем  народам не только Европы и Азии, но и всего земного шара. Многие антроморфологические находки свидетельствуют об этом.
 Мы все родственники – этому есть сотни доказательств, опровергнуть это очень трудно. Но даже если прийти к тем временам, когда народы еще сохраняли свои пределы и не взаимодействовали друг с другом так интенсивно, можно говорить об Избранности одного народа, только как об его особой Одаренности, но не как унижении всех остальных народов… Как я понимаю, вы задали мне вопрос об еврейском народе. Ведь так? – спросил Кройкс, обращаясь к Раке.
- Абсолютно точно, - подтвердил Рака с нездоровым блеском в глазах.
- Прекрасно. Думаю я по этому вопросу вот что… Не многие готовы стать Избранными по душе своей, а не по рождению. Потому как Избранность подразумевает высочайшую культуру духа и мысли, мудрость в каждом малом поступке и честность в большом, высочайший дух помощника своего народа и всех остальных братских народов.   Я много дружил с израильтянами в своей жизни. Люди они грамотные, мудрые, целостные и очень разные. Может быть, самая отличительная черта этого народа – ошеломляющая разница между самыми добродетельными и самыми жестокосердными. Я помню своего любимого учителя из «запрещенных». Он был свят и был, действительно, одним из Избранных. Он всегда помнил о народе, о том «маленьком человеке», который волнует политиков только на словах в период их предвыборной влюбленности в электорат. И это несмотря на то, что сам он имел приличный достаток. Мне очень нравятся такие люди. Он научил меня многому. Что-то, может быть, уже и забыто, а что-то до сих пор  применяется мной в повседневной жизни. Он научил меня любить историю и искусство, я всегда восхищался его отношением к детям и семье. Причем в силу его возраста, «детьми» для него был и стар и млад, и свои и чужие.
- По словам Библии, Израиль есть первенец Божий… что ты думаешь об этом? – спросил Merci.
- Отвечу вам так, представьте, что у Мужа и Жены долго не было детей. И вот, однажды, по воле Бога и посредством Земли, родился такой долгожданный и любимый сын. Первенец монотеистического откровения – израильский народ. Ему было дано  знание  о Боге Едином, он стал одним из первых, кто мудро осознал монотеизм. Ребенка холили, лелеяли, учили и защищали Высшие небесные  силы Бога-Отца. У родителей стали появляться и другие дети, которым стало открываться Знание. Первенцу сначала нравилось учить братишек и сестренок, но потом он затосковал и ему стало не хватать родительской любви. Любому любимому ребенку известна эта ревность. Если первенец будет по-настоящему мудр, то возьмет часть опеки о своих младших братьях на себя, станет  поддерживать их, советовать им в жизни, показывать пример истой добродетели  и радоваться их успехам. Кому бы не хотелось иметь такого старшего брата? – море собравшихся ободрительно прошумело.
- Бог – Отец, один-единственный Бог для всех людей на свете. Братья должны любить и поддерживать друг друга, ведь от их распрей стареет душой и их Бог-Отец, Которому приходится наказывать провинившихся.
- Спасибо вам за ответ, - произнес председатель, - но, может быть, вы хотите что-то добавить к своим словам?
Кройкс без устали продолжал:
- Да, избранность еврейского народа обнаруживается в том, что суть любого израильтянина есть безграничная вера во Всевышнего. Это стержень и правда израильтян! Неверующих евреев не бывает. Откровенно говоря, я преклоняюсь перед этой нацией. Израильский народ – это народ великий. Он первый выжил, поднялся и не погиб в борьбе за выживание, объединившись вокруг своей веры в Единственного Бога. Когда Моисей и те, кто решился доверить свою судьбу Богу, покинули Египет, пытаясь обрести национальное единство через религию и новую свободную жизнь, это был уникальный пример неизмеримой силы настоящей  веры. Этот акт веры, как и многие другие в жизни сильного духом народа, бесспорно, вызывают уважение к ним. Этот народ доверился, он пошел за пророком, он не пожалел о содеянном, редко стеная и проявляя мужество при различных, часто неблагоприятных обстоятельствах. Много неоднозначного происходило потом в истории этого самобытного сильного народа, но безграничная вера первых израильтян по сей день светится в темноте веков ярким светильником беспрецедентного акта веры. Возможно, именно потому, что люди  доверились Богу целиком и полностью, и пошли за Ним, не ведая  - куда идут -  на погибель или на счастье, кажется, что Сам Бог стал  защищать их на протяжении столетий. Подвиг народа – в искренней вере – проявлялся с древних времен существования израильского народа, который хранил заветы предков и свою честь и сохранился до настоящего времени. Сейчас же далекие потомки тех героев от религии, которые покорились власти Бога несколько тысяч лет назад, пользуются плодами их достижений. Я преклоняюсь перед народом, движимым Верой. Всегда уважал людей верующих в высшее, в светлое, в добро, в Бога. Израильский народ одарен благодатью за предков. Ему многое дано, потому многое и спрашивается.


Кройкс с надеждой посмотрел на стоявшую вдалеке задумавшуюся, чудесную своим мерным покоем и скрытой силой, карминовоглазую женщину. Она неспешно размышляла, и в ее глазах проплывали многочисленные исторические примеры, высказывания ветхозаветных пророков против несправедливых царей, времена раскола израильского народа на отдельные общности, многочисленные погромы еврейских поселений в разных странах, многие кривотолки и недоброжелательство, открывшиеся к ним с давних времен, добрые и злые гении.
Она решалась что-то спросить, и, наконец, не выдержала и задала вопрос:
- Скажи же мне, Кройкс! Почему же нас так ненавидят некоторые люди?! Почему миллионы простых израильтян подвергались гонениям, уничтожались, смешивались с грязью, притеснялись по национальному признаку?  Кто ответит мне на этот вопрос?! – с болью, идущей из самого сердца, прокричала женщина. Кройкс хорошо  подумал, прежде чем ответить.
- Потому что агрессия – есть концентрированная изуродованная любовь. Вас очень любят, преклоняются, уважают, по-хорошему завидуют вашим высоким идеалам и чувствам. Агрессия же проистекает оттого, что сильная любовь сливается с разочарованием. Люди ждут от вас чуда, ждут любви и поддержки, ждут от вас помощи, как ученик ждет совета учителя. Люди ждут от вас свого собственного спасения. Спасения в самом высоком смысле этого слова! Но я не хочу оправдывать агрессию, в любом случае!

Кройкс посмотрел в глаза людям и увидел в них свет. Карминовоглазая женщина, к которой обращался Кройкс, казалось, приняла ответ, на лице ее едва намечалась улыбка. Он продолжил:
 -  Позвольте, я поделюсь с вами несколькими соображениями о будущем нашей Земли. Мы всегда думаем о себе и очень мало о Боге, по чьему образу и подобию мы созданы. Приятно ли Ему все то безобразие, которое творится на Земле? Часто Землю называют нашей матерью. С Землей как-то более понятно – она видима и материальна, она стонет и извивается каждый Божий день, потому что неблагодарные дети разоряют ее, используют ее доброту и милость по отношению к ним, делают ее бесплодной и седой старухой. Преждевременно делают это. Она ведь еще так молода! Она была так красива еще несколько столетий назад. А что такое столетие для великой Земли – это как день для человека. Но мы, бездарные, плюющие в ее душу дети, - убиваем свою мать каждый день, не думая о ней, забывая о своем родстве. Некоторые даже задумали предать ее и устремиться к другой матери, более молодой и привлекательной матери – иной планете. Что ж, если человек уже оторвался от материнской груди природы, то думает, что можно теперь уйти к другой? Но пусть те мечтатели только вспомнят, что мать и мачеха – не одно и тоже. Мачеха не будет миловать людей, она будет делать все, чтобы существование их стало невыносимым. И вернутся глупые, неразумные дети домой, но не найдут тепла погибшей матери. Возможно, лишь холодный безжизненный остов бывшей зеленой планеты будет ожидать их по возращению… И захочет ли Бог Отец внять молитвам людей – большой вопрос. Скорее - по всей строгости накажет виновных.
- А думаете ли вы, что это и будет конец света? – спросил кто-то из толпы.
- Для многих. Но, думаю, что Бог воскресит Жизнь. Все начнется сначала, вновь будут зеленеть поля, и реки не будут иметь края. Восстановится рай земной. Но мы этого уже не увидим…
- И у Отца снова будут дети?
Кройкс улыбнулся: - Это, конечно, уже Ему решать. Сможет ли Он посредством Земли, так воспитать своих детей, чтобы не раскаяться потом в этом родстве.
- А что, Бог, по-вашему?  Не убивает ли человек Его своими действиями? – спросил предводитель  «лесных» людей, потирая бороду в раздумье.
- Конечно, Бог – это не Земля… Его «убить своими действиями» невозможно. Но то, что мы расстраиваем Его и обращаем Его гнев против нас самих – это можно предположить с самых древних времен и преданий до последних дней… Он дал нам полную свободу действий, а мы употребили ее во вред. Как себе, так и Земле, и самому Богу, давшему нам чудо свободы…
- А что, по-вашему, такое экологические движения? – надеясь немного разрядить ситуацию, спросил мудрый Любомир.
- Истинные экологи – это раскаявшиеся дети Земли. Но, поверьте, они не ходят и не кричат об этом, укоряя других в невежестве. Они ограничивают себя во многих бытовых вещах, которые связаны с истощением ресурсов Земли. Они ведут скромный образ жизни и никогда не отнимают от нее лишнего. Они любят ее и берегут.
- Простите, что не в тему, но меня этот вопрос очень интересует… с экологической точки зрения! А что такое «клоны» людей, по вашему?  - эта этическая проблема постоянно тревожила генетического инженера Merci.
 Кройкс приветственно улыбнулся ему в ответ:
- Это очень серьезный вопрос. Как и вопросы эвтаназии, умерщвления смертельно больных людей по их желанию. Человек сознательно преступает важную грань между человеком и Творцом, которая серьезно подрывает многие основы традиционного поведения и морали. Но, думаю, что Богу угодно давать души для тех, кто должен родиться по Его мнению и желанию. Так же Ему решать – оставлять этого человека живым или мертвым. Эти вопросы по-прежнему и всегда будут в Его власти. Бывает, что и после отключения от всех аппаратов искусственного поддержания жизни  смертельно больной человек не погибает, так же бывает, что искусственное создание генетического клона не может быть рождено ни при каких условиях. Хочет того человек или нет! Потому что Творец дает  бессмертную душу и вдыхает новую жизнь, и только Он волен отнять ее.
- Но вы так говорите, какая же это свобода получается – думать плохого нельзя, ничего делать по своему усмотрению – тоже нельзя, улетать на другие планеты – тоже гибель. Что же делать людям тогда? – возмутился желчный старец в кресле-качалке.
- Попытаться помочь матушке-Земле, очистить ее, - но народ как-то слабо принял его слова, -  Не думайте, что это проще, чем построить космический корабль или воздвигнуть на Марсе города и сады. Дело по тщательному восстановлению Земли – гораздо более сложное, необходимое и ответственное. Уверен, что ученые, дойдя до тайны идеальности мира, довольно скоро начнут перемоделировать атомы вредных для земли веществ в атомы полезных, искать совершенно новые способы обращения с земными ресурсами, возрождать традиционное земледелие, но уже на совершенно других основаниях. Причем, я не имею в виду генетическую инженерию, которая в массовом употреблении может нанести колоссальный ущерб организмам Земли. Потому что, я уверен, что почти любое массовое производство приводит к катастрофическим последствиям. Нужны самобытности, индивидуальности. Даже в мире вещей… А, вообще, вполне возможно, скоро профессия землепашца снова станет одной из самых почетных. Кто знает?
А необходимость в восстановлении нашей планеты назрела уже тысячелетие назад. Поймите, при всей ее величине - Земля мала. Сравнить ее существование и жизнь человека можно, посредством аналогии с почти что изолированной квартирой, в которой закольцована канализация и водопроводная вода. То, что мы очищаем с помощью машин, и потом пьем – чисто, но все зловонные остатки НИКУДА НЕ ДЕВАЮТСЯ! Они накапливаются в квартире в скрытых резервуарах. Но это не может продлиться вечно. И когда не будет хватать места для отходов, человек погибнет от своего собственного зловония. Пока мы еще можем предупредить эту гибель. Но действовать нужно уже сейчас. Завтра будет поздно!
- А чем же «питается» человек?
 - Пища человека – и духовная, и материальная. Так как он сам -  симбиоз материального и идеального, земного и Божественного. Вообще, симбиозы – это будущее человечества, да и всей Земли. Симбиоз - это то, что процветает сотрудничая, но не теряет суверенитета составных  частей. Симбиоз расширяет возможности за счет взаимодействующих индивидуальностей, но при этом требует воздуха кристальной честности.
- Вот вы ранее коснулись одного из центральных вопросов философии всех времен и народов, - заговорил сухонький старичок, один из мудрецов, - Что вы думаете – мир наш материальный, или все-таки идеальный?
- Думаю, что идеальное Божественное начало было всегда. Само по себе материальное изначально образовалось из идеального. По моему мнению, даже сейчас материальное есть сильнейшая концентрация идеального. К материальному нужно относиться с уважением. К идее нужно относиться свято. Возьмем пример из обычной жизни – чтобы сделать стальную деталь, нужно знать «идею» – о том, как добыть железо, знать «идею» химического процесса, что даст нам сталь, надо принять во внимание «идею» о том, какой формы должна быть деталь, чтобы служить «идее» машины, для которой она нужна. Идеи роднят человека с Божественным первоначалом. Это Оно впервые дало идею создания человека, а потом воплотило ее в жизнь.
Незаметно для других глаз Надэль, смиренно и совсем по-женски начала ухаживать за своим спутником. Она налила в стаканчик чистой прохладной воды, чтобы он смочил горло, и беззвучно поставила рядом на столе. Если бы Кройкс видел ее тогда, то, наверняка, очень бы удивился такому поведению, совсем женственному и вполне спокойному, что для прежней Надэль было немыслимо. Но он отвечал на жизненно важные вопросы, потому и не мог оценить ничего, что не относилось к обсуждению.

- Но тут вы затронули другой глубинный вопрос о том, что само материальное суть сконцентрированное идеальное, - заинтересовался глубокий философ, который увидел в Кройксе вполне здравомыслящего человека.
- Да, это мое убеждение, которое, думаю, подтвердится экспериментально многими учеными уже в ближайшем будущем. Не хотел бы погружаться в научные «дебри», но уверен, что так же как когда-то в глубочайшей древности считавшийся неделимым атом  потом «расшифровали»,  вскоре будут известны частицы атома, которые не смогут подвергаться обычному земному описанию, кроме как описанию следующего толка –  «сущности» самых мелких атомарных частей, которые имеют вес, но не имеют никакой материальной природы.
- Получается, что эти сущности идеальны. Идеальны, но имеют вес? – глаза ученого-философа заблистали, как алмазы, от неслыханной дерзости.
- Да, так, - ответил Кройкс с не изменявшими ему спокойствием и достоинством.
- Но тогда и мысли – чисто идеальные воплощения  - имеют какой-то физический  вес? – искушал его пытливый старичок.
- Мысли, или идеи – не исключено. Они так легки, что мы едва ли чувствуем их, - сказал молодой человек.
- А я чувствовала, когда общалась с тобой! И даже на расстоянии понимала, что ты мне говоришь, - проговорилась Надэль, которая было притихла на все время  такого ученого разговора.
Толпа заулыбалась, переглядываясь друг с другом.
- Что же это было, по-вашему, Кройкс?  «Тяжелые» мысли? – улыбнулся мудрец и философ.
- Это более «концентрированные» мысли! – ответил Кройкс, недоумевая от такой невоспитанности Надэль.
Тут высказался один из мудрецов:
- А мне ваша идея нравится! Она многое объясняет. Надо будет подумать, чтобы найти ее изъян! – проговорился философ с довольным выражением морщин.
- Вы можете не искать, - неожиданно ответил Кройкс, - Если  эти мысли ложны – они отомрут сами собой. Но если истинны – они не умрут вовек.
Так  ответил Кройкс «мудрейшему из мудрецов» Вайзману Адаму. Председатель подумал, что на такой высокой ноте и надо закончить диспут. Кройкс безропотно и вежливо поблагодарил всех пришедщих.
 - Спасибо, друг! – сказал радостный и возбужденный человек с широкой седеющей бородой, по виду – эколог и демократ,  - Мне так понравилось, что ты сказал про Землю. Она так жаждет, чтобы мы обратили на нее внимание!
 Люди, не желая расходиться, просили Кройкса  рассказать им о них самих и их личных проблемах. На что он смирно и достойно ответил:
- Когда мы с Надэль увидимся с Мамоном и Антиписателем, обещаю, часть ваших проблем разрешится  сама собой! Не желайте ничего  лишнего и сохраняйте преданность Богу! Счастливы будете на земле! Прощайте!
С минуту люди думали, как отблагодарить юношу за его слова. И вот через секунду-другую шквал аплодисментов раздался над поляной, от самодостаточных, взрослых людей, каждый из которых имел немало опыта и знаний. Они поняли, что «мальчишка» понял что-то такое, до чего они не могли догадаться сами… они были очарованы легкостью изложения его мыслей, которой могли обладать далеко не все «мудрецы».
Но для самого Кройкса это было не столь важно. Он хотел одного, чтобы они в своей повседневной жизни помнили хоть что-то из его слов…

Усталый, но внутренне довольный проведенным диспутом, Кройкс в сопровождении своей верной и на удивление внимательной помощницы Надэль, предводителя и целого ряда его друзей  направился к земляному домику Буквицы.
Так закончилось знаменитое совещание самых мудрых на Земле «лесных» людей и совсем еще юного мальчика, сына моряка и писательницы.


стих Валентины Кучеровой (Сочи)