Власть денег и эсми 1999 г

Сергей Мальцев 3
               
    В средствах массовой информации – печатных и электронных (ЭСМИ) – постоянно ведутся разговоры о монетаризме. Причем порой трудно разобраться в его сути. То ли под монетаризмом подразумевается «чистая» экономика, то ли политика определенного классового содержания.
    Монетаризм предстает, на первый взгляд, как обоснование власти денег. Известный ученый и философ А. Зиновьев, глубоко постигший образ жизни стран Запада, характеризует его сущность как «денежный тоталитаризм». Но деньги и в прежних исторических эпохах играли существенную роль. «Если бы татары в наши дни заполнили Европу, - писал Ш.Монтескье еще в середине ХУIII-го столетия, - было бы трудно растолковать им то значение, которое принадлежит среди нас финансисту». Пришло время, когда и нам татарам не нужно растолковывать это. Что необходимо понять, то это специфику социально-экономических и политических отношений, которую определяет власть денег на современном этапе. Сегодня власть денег олицетворяет финансовая олигархия. Именно в этом состоит специфика нынешней стадии развития капитализма, а не в тех его свойствах, которые определяют как «постиндустриальное», «технотронное», «информационное» и т.п. общества.
    Монетаризм не сводится к разного рода денежным теориям. Абсолютно несостоятельны его претензии на роль «надклассовой», «неполитизированной», «неидеологизированной» теории «чистой» и «естественной» экономики. Такой экономики попросту не существует.
    Монетаризм – основное направление буржуазной вульгарной политэкономии нынешнего исторического периода – периода роста влияния и могущества  финансовой олигархии за счет интернационализации (глобализации, интеграции, обобществления) труда и производства. Это теория и практика обеспечения политического господства олигархии. Конкретизируя известную формулу: «политика есть концентрированное выражение экономики», следует подчеркнуть, что финансовая олигархия является ключевым опосредствующим звеном между экономической мощью транснациональных корпораций и империалистической политикой  ведущих капиталистических держав Запада.
    Эксплуатация олигархией общественного характера труда и производства осуществляется ныне посредством глобальной финансовой пирамиды. Это механизм спекуляции на долговых и платежных обязательствах, манипулирования процентными ставками, отчуждения будущего в пользу настоящего. Он сложился на почве имущественного неравенства, и воспроизводит это неравенство на расширенной основе в форме отношения «кредитор-должник». Он объемлет всю финансовую систему капитализма, подвластную империи доллара. Как паразитический нарост на теле реальной экономики, раковая опухоль, живущая за счет здоровых клеток, пирамида обречена на гибель. Но ей сообщает жизненный ресурс сокращение социальных расходов в госбюджетах, инфляционный налог на население и процесс глобализации финансовой системы капитализма, обеспечиваемый экономической и военной мощью ведущих капиталистических держав.
    Разрастание в рамках глобальной пирамиды долговых и платежных обязательств неизбежно ведет к мировому финансовому кризису. В его основе неплатежеспособность должников. Дело в том, что кредиты международных олигархических центров выдаются получателям под обязательства реформирования «вновь возникающих рыночных экономик» по рецептам монетаризма. Это как раз и подрывает платежеспособность должников. Реформирование экономики по монетаристским рецептам имеет целью низвести ее до уровня приложения, дополнения, придатка к высокотехнологичному, интегрированному хозяйственному комплексу Запада, переложить на страны-должники издержки научно-технического прогресса, закрепив за кредиторами его преимущества. Такое реформирование извращает и уродует естественный процесс международной кооперации и специализации производства, превращает страны-должники в экономических изгоев и банкротов. Олигархи потому и рекламируют конкуренцию, что сами находятся вне конкуренции. В «слабых звеньях» капиталистической системы, таких как Россия и бывшие соцстраны Европы, мировые олигархи добиваются своих целей через свою челядь – местечковых олигархов и политиков, присягнувших на верность либерально-рыночной идеологии, хозяев т.н. «независимых» и «демократических» СМИ. Отношения с соцстранами Азии, которые противятся включению в т.н. «мировую экономику» на условиях политической капитуляции, олигархи вынуждены строить на компромиссной основе.
    Нынешние российские электронные СМИ – продукт политики  мировой финансовой олигархии, навязывающей нашей стране монетаристский курс. Общего со свободой слова они имеют столько же, сколько сама олигархия. Положение на радио и телевидении как средствах тотального пропагандистского воздействия на населения разительно отличается от ситуации в сфере прессы, где сложилось хотя бы подобие свободы слова. Власть олигархии ставит на место свободы слова продажность. Так же как рыночный беспредел дезорганизует и влечет к гибели реальную экономику и само государство, так олигархическая ангажированность ведущих радио- и тележурналистов растлевает и калечит сознание и души людей, разрушает общественную мораль и нравственность. Противопоставление нынешними ЭСМИ индивидуальных прав воле государства имеет целью придать корыстному частному интересу олигархов общечеловеческое содержание. Журналисты «демократических» СМИ, внешне выглядящие как воинствующие индивидуалисты-антигосударственники, являются на самом деле подрядчиками антигуманной и антинародной диктатуры олигархии.
    Нынешние ЭСМИ – воплощение единства экономических и политических интересов олигархии, условие ее существования в качестве «государства в государстве», зеркало монетаризма. Это зеркало отражает конфликт между общественной природой ЭСМИ как высшего достижения обобществления труда и поставщика общезначимой информации – с одной стороны, и ее использованием в корыстных частных интересах олигархии – с другой. Конфликт особенно обострился в связи с провалом монетаристского курса исполнительной власти. Причины провала состоят не только и не столько в некомпетентности правительства России, сколько в самой несостоятельности глобального монетаризма. Сейчас, однако, сложилась ненормальная ситуация, когда информационная и идеологическая продукция ЭСМИ превратилась в тормоз социально-экономического развития страны и ее духовного роста. Сама жизнь потребовала смены правительства, одержимого монетаристскими догмами, на кабинет министров, способный осуществлять государственное регулирование экономики. Но выход из кризиса невозможен без поддержки нового курса со стороны ЭСМИ, а значит, невозможен без реформирования ЭСМИ, преодоления пагубных последствий  приватизации ЭСМИ олигархами. Монетаристы в свое время поставили государственные СМИ себе на службу посредством соответствующего подбора кадров. Теперь тем же самым должно заняться правительство. Мне представляется, что правительство должно воссоздать Госкомитет по телевидению и радиовещанию, который оказывал бы помощь ЭСМИ, свободным и независимым от олигархов-монетаристов.
                ------------------