Мать Тереза

Николай Максимов
"МАТЬ ТЕРЕЗА"



***


Она приехала на Сент - Мартин в качестве учительницы... Учить детей грамоте на далеких Островах -
весьма достойная обязанность - считала она - ведь многие даже достигая совершеннолетия в тех краях не умели ни читать
ни писать - во всяком случае по английски. Владея несколькими местными наречиями - темнокожие жители побережья весьма сносно
могли объясняться и по испански. А Тереза владела помимо espa;ola еще  французcким и немецким. Потратив годы на их совершенствование  - ей было не стыдно называть себя специалистом - хотя она все равно при этом краснела и опускала глаза.
Но в целом она была не склонна к унынию - она - веселый , жизнерадостный ребенок, как называла её тетя Софи, была уже  далеко не молода - однако при этом производила впечатление только что закончившей колледж аспирантки, с задорными
искрящимися  глазами и звонким отзывчивым голосом. Но скорее всего молодо выглядела она из - за кожи...
У неё была светлая бархатистая,  с медовым оттенком кожа, которая вызывала восхищение мужчин и зависть у женщин,  так как найти морщинку на её лице -  было делом практически безнадежным...
Лишь взгляд выдавал иногда некую настороженность и наличие опыта - и это было неудивительно.
Два образования, литературный кружок, увлечение живописью.. Конечно же общение с разными людьми на разные  темы...
Она любила иногда музицировать по вечерам, играя на клавесине или арфе, и сочинять стихи...
Это отвлекало её от прозы жизни - и вносило некую романтику и таинственность в её обыденную (как ей казалось) работу.
Когда ей предложили ехать так далеко от родины - она загорелась!
Новый Мир! Новые знакомства! Новые впечатления!...
Это то, ради чего можно было отказаться и от какого то комфорта...



***

Впрочем... Ей даже выделили здесь собственный дом!
На Большой Земле об этом можно было только мечтать...
Маленький, но светлый!.. Две комнаты, кухня, веранда... Из дали виднелось Море - синей полоской притягивающее взгляд!
Вокруг - местные фермы с ананасовыми плантациями и куча мандариновых деревьев - это Тереза особенно обожала!
Свежие фрукты, солнце, море - что еще нужно для счастья молодой девушке?!
Конечно мужчина...



***

- Вы не знаете кто это?
Вопрос явно не застал местного бармена в расплох.
- Кто? Вон тот темнокожий парень?
- Ну да.. Он самый..
- Вообще то он мулат.. То есть много крови в нём намешано.. Потому и так красив, наверное...  Вы ведь им заинтересовались? Не так ли?
- Ну.. - смутилась Тереза, - Не важно... Так вы скажите мне его имя?
- Его зовут Марис.... Марис Жак... Он говорит по испански - так что вы вполне сможете с ним побеседовать! - работник бара улыбнулся своей  широкой улыбкой в которой помимо профессиональной сквозила всё таки и некая доля искренности.
- Спасибо! - улыбнулась в ответ Тереза, - А то я и не знала с чего начать!...
В баре в эту пятницу было особенно людно и потому шумно. И Терезе пожалуй стоило огромного труда перекричать музыку чтобы пригласить  выйти нового знакомого на крыльцо.. Перекурить..




***

- Меня зовут Тереза! - представилась она и протянула руку.
Парень смущенно поздоровался и хотя цвет его кожи действительно был тёмен, Терезе показалось что он слегка покраснел.
- Жак... Марис Жак Франсуа Кадебе! - ответил он ей, - Но... Друзья зовут меня просто Марис!!!..
Она рассмеялась :
- Я знаю!...
- Откуда? Откуда вы узнали?...
- Давай на "Ты"! Хорошо?
- Хорошо! - юноша слегка расслабился, - Откуда Ты знаешь?!!..
- О... В общем... Это было нетрудно!...
Она заметила, что Марис в её присутствии всё равно сильно волнуется.
- Неужели я произвожу впечатление строгой учительницы? - спросила она его.
- Вовсе нет! Тем более что школу я уже закончил!
- Ну хорошо хоть так!
Они оба рассмеялись.
Терезе захотелось, чтобы разговор принял более непринужденную форму.
- А ты давно на Островах?
Это был его вопрос.
- Приехала недавно - пару недель назад! У вас тут как хорошо! Красиво!!!...
- А разве может еще быть как-нибудь?
- Ну... Везде по-разному... А ты что же - нигде не был?
- Мне и здесь неплохо!...
- Но разве не мечтаешь Мир посмотреть?
- Наверное.. Когда-нибудь...
- Я не спрашиваю сколько тебе лет.. Но.. Ты не женат? Случайно?...
- Случайно? - Марис посмотрел прищурившись потом улыбка с какой то легкостью коснулась его губ, - А разве можно жениться случайно?
Тереза поймала себя на мысли, что ответ ей пришелся по душе.
- Ну бывает такое - люди склонны к ошибкам...
- Значит у меня всё ещё впереди!
- Ты интересный.. Не смотря на то, что молод....
- Никогда не оценивал себя со стороны...
- А ты знаешь законы жизни?
- На улице ярко светит Солнце - зачем мне знать законы жизни?
- Ты упрям?
- А ты?
- Мне кажется, ты слишком наивен!!!
- Не одна ты такого мнения - однако я не сужу о людях по их мнению обо мне...
- Ты шутишь... Это забавно!...
- Мне ничего более не нужно... Знаешь - я дышу одним днём - пожалуй этого более чем достаточно...
- В тебе, похоже, нет целеустремленности!
- Есть - просто ты не замечаешь....
- Твои ботинки мокрые - ты не следишь за собой! А волосы растрепаны - тут и говорить нечего - все с тобой понятно! - Тереза сделала вид что усмехнулась.
- Мне так нравится - только и всего...
- Зато другим - нет!
- Мне нет до этого дела - хотя если ты попросишь я обязательно расчешу ботинки и высушу волосы....
Тут Тереза действительно засмеялась!
- А ты весёлый! Чего ты хочешь вообще в жизни!
- Я не скажу - а то не сбудется!
- Ну мне можно - хотя бы на ушко!
- Тебе - тем более нельзя!...
- Ты мне доверяешь?
- В чем то да - в чем то нет...
- Ну это наверное нормально.. Всё таки мы с тобой знакомы несколько минут...  Хотя и несколько обидно звучит...
- Так и должно быть. Доверять можно только неприложным вещам - те которые реальны и неизменны...
- Вечности?
- Ну да... Например своим настоящим желаниям...Мечтам.. Потому что без них - жизнь бессмысленна...
- А без человека?
- Если только ты тоже часть его мечты...
- А…Тебе уже доставлял счастье кто-нибудь?
Этот вопрос остановил их диалог.
- Марис, Марис!! Ну что же ты там? Иди сюда!!! - раздались крики из-под навеса во дворе бара...
- Меня зовут друзья!.. Извини!...
- Где ты работаешь? Как тебя найти?- быстро спросила Тереза.
- Ну... Думаю здесь... Хотя - завтра утром - я ухожу в Море...
- Ты рыбак?
- Отчасти... - Марис улыбнулся и исчез в баре, смешавшись с толпой.


***


Тереза еще несколько минут постояла в замешательстве , собираясь будто уходить...
- Чёрт нет!!!
Она резко развернулась и снова вошла в бар.

***

- Когда ты вернешься? - это было первым что она прокричала шепотом (или прошептала криком), на ухо Марису когда вновь отыскала его за столиком.
- "Месяц..." - показал он на пальцах...
Тереза выдохнула.
- Так долго....
- Я буду думать о тебе.
- И я!...


***


На следующий день, возвращаясь под закат домой со школы, Тереза в задумчивости сбилась с пути, и пошла новой дорогой.
Хотя ей было всё равно. Все мысли её не отнимаясь были прикованы к Нему.
Это было так неожиданно сильно.. Совсем не по детски... Словно ветер сметающий всё на своем пути..
Так долго ждать..
Но она обязательно дождется его - чего бы это не стоило...


***

Проходя мимо чужих амбаров, она случайно услыхала какой то шум и чьи то голоса..
В этом конечно не было ничего удивительного. Тут же все-таки жили люди...
Однако некое обстоятельство весьма насторожило её..
Один голос - показался ей знакомым...
Она направилась прямиком в амбар - решив выяснить - мерещиться ей это или нет...
Картина которую она там увидела оказалась из разряда необъяснимых для её сознания.. Нет, речь шла не о мистических полотнах Ван Гога, или  монументальной живописи Да Винчи... И до великого сюрреализма Дали там тоже было далеко...  Скорее это напоминало... Нечто вроде  классических сюжетов эпохи  возрождения - если это можно было так назвать...
Обнаженная по пояс девушка.. Молодой мужчина с голым торсом... Сено, солома, лестницы, плетеные корзины в окружении гусиных перьев..  Связки сушеной рыбы в перемежку с рыболовецкими сетями... Еще что то из овощей.. В общем полный набор сельской романтики в одном сарае...
Всё было бы ничего, и Тереза с улыбкой прошла бы дальше, извинившись перед случайной парой... Но..
Тот молодой мужчина - был Марис.


***


- Что ты тут делаешь!!?? - удивлению Терезы не было предела.
- Это.. - Марис осекся, - Это не то, что ты думаешь!!! Просто... Бельё сорвало сильным порывом... Изольда...  Попросила меня  помочь ей!..
Лежащая на сене девушка, заслышав видимо своё имя, словно очнулась от забытья, и быстро прикрыв наготу тряпьем, опрометью выскочила на  улицу, чуть не сметя при этом Терезу...
- А где твоя рубашка?... - Тереза продолжила первым что пришло ей в голову, понимая впрочем что этот вопрос довольно глуп.
- Я запачкал её - и отдал стирать    . Только и всего!... Не волнуйся!! Не о чем волноваться!... - Голос Мариса стал  чуть более уверенным, хотя и дрожал всё равно.
- Да уж.. Действительно - не о чем....- согласилась Тереза и круто повернулась спиной к нему. - Я была права -  ты ещё совсем мальчишка...
- Тереза!...
- Я думала ты в Море!... - голос её слегка подсел... - Ты обещал отправиться с рыбаками...
- Траулер сломался! - поспешил с ответом юноша, - Его починят - и мы уйдем! Я обещаю.!..
- Я это уже слышала...- бросила девушка так резко, что у парня слова застряли комом в горле - Нет нужды мне больше врать!...
Она говорила это совершенно искренне и при этом почти равнодушно. Стараясь выговаривать каждое слово как можно более холодно.
- Я тебе доверяла... - бросила она напоследок... - Решишь одуматься - приходи на Грушевый Холм.. Тебе скажут, где мой дом... Но знай - обратного хода уже не будет....
И она пошла прочь, накинув шаль, чтобы та, укрыв с головой, не выдала никому её слез.
Марис стоял, глядя ей вдогонку, сминая и комкая белоснежную простынь в своих темных руках, так, словно хотел  спрятать её  белизну, но никак не мог..


***

Следующее утро не принесло Терезе ничего кроме слёз.
Однако решив твердо ни о чем плохом не думать, она направилась в сторону побережья, надеясь отыскать  Мариса в баре, и попросить прощения.

***


- Здравствуйте!
Кажется вопрос Терезы оторвал пожилого негра - бармена от очень важного занятия, раз он так недовольно взглянул на неё.
Он протирал стаканы полотенцем - стараясь чтобы каждый из них был кристально чист.. До блеска...
По видимому проделывал он это уже тысячу раз - но всё равно оставался полностью сосредоточенным - будто это дело было  самым важным для него на данный момент в жизни..
- Доброе утро! - повторила Тереза и приблизилась к стойке вплотную.
- Если не шутите - то и вам того же!..  - отозвался негр немного смягчившись в лице.
Что это вы тут делаете в такую рань? Не спится? - говорил он так, словно жевал жвачку всё время… Хотя - может он и жевал её на самом деле.
- Нет.. Не подумайте только что я с утра пришла выпить! - Тереза рассмеялась, - Я просто хотела спросить у вас об одном человеке.
- Я догадываюсь о ком.. - перебил её бармен, - Так они утром уже ушли...
- Куда? -  Тереза нахмурила брови.
- Как куда! В Море конечно!!! Не на тот же свет.. - ухмыльнулся негр. - Сейнер починили еще вчера...
А сегодня отправились спозаранку.
- И ОН тоже?
- Само собой... Что ему тут делать... На берегу то..
- Странно.. Я была уверена, что он этого не сделает.. - проговорила Тереза.
- Ну не знаю о чём это вы... Но они пошли на месяц - как минимум! Топлива и еды под завязку -  должны забить рыбой все холодильники и вернуться к Пасхе... Таков по крайней мере план....
- Мне кажется, Океан в это время не очень то спокоен...
- Да.. Это так... - негр поморщился, - Но это не значит что нужно просиживать дома без дела...
- Луи!.. Ладно тебе… Неужели ты веришь этому лентяю Марису? - вдруг раздался за их спинами хриплый, словно простуженный голос.
Тереза, обернувшись, схлестнулась взглядом с крепким невысоким человеком, с щетинистым лицом и копной рыжих волос на голове.
Тем, что стоял возле навеса и пристально оглядывал её всю. В тот момент они действительно встретились глазами - и Тереза внутренне  улыбнулась - человек был красив своей некрасивостью!
Словно Квазимодо или Шут - внешне уродлив - но внутренняя энергия его заставляла вскоре забыть о том, как человек выглядел.
- А.. Это ты Джефф... - словно нехотя откликнулся бармен, - Что - сегодня у портовых крыс выходной - и ты припёрся к нам - кого бы потравить?
Парень улыбнулся.
- Вот как встречаешь разных посетителей Луи... А раньше помнишь, было время - радовался всякому, кто переступал порог твоего гнилого  заведения...
- Потише с языком - тут дама!...
- Вот даме то как раз и надо услышать как я работаю языком!...
- Господа! Угомонитесь!! - прервала их Тереза, - Мне не хотелось бы портить с утра себе настроение! Думаю и вам тоже!
- Если оно и так не испорчено уже! - отозвался негр, злобно глядя на своего гостя.
- Такие мальчики обычно интересуют вас мадам? - не обращая внимание на реплику старика спросил Джефф у Терезы, по прежнему глядя ей  прямо в глаза.
- А вам что до того? - попыталась оборвать его Тереза. Но получилось как-то невнятно и заминка в её голосе не укрылась от рыжебородого гостя.
- Я знаю - усмехнулся тот, - Настоящей женщине - нужны настоящие мужчины! А не юнцы - оболтусы что палец о палец не ударят...
- Я смотрю вы хорошо знаете женщин?!
- Не могу сказать что совсем - но кое в чем соображаю!.. - похвалил себя Джефф.
- Так почему в вашем возрасте вы все еще не женаты?  - вопрос Терезы явно застал его в расплох.
- А... Мне это и не нужно! - отозвался он, - Я видимо и потому до сих пор свободен - что ловушки женских чар - на меня не действуют!
- Каждому человеку нужна поддержка или хотя бы близкое общение... Разве не так? ...Я думаю вас кое что гложет...  И это не только плотский голод!...
Мужчина несколько секунд стоял молча, а потом громко рассмеялся.
- Ну так давайте побеседуем об этом у меня?! Или хотя бы выйдем на улицу!? А то здесь душновато! - последние слова видимо адресовались бармену, на что тот погрозил неосторожному гостю кулаком.
Тереза, чтобы не накалять обстановку взяла сумочку со стола и направилась к выходу.
- Валяйте! - бросила она -, Расскажите о своих познаниях! Мне было бы очень интересно послушать!

***


Прошел ровно 41 день с того момента как начался Великий Пост и рыбаки ушли в Море...
И ровно в 12 часов по полудни, в Субботу перед Пасхой, в дверь дома Терезы в фермерском поселке раздался стук.
Тереза в это время как всегда, мирно нежившаяся в своей постели, сладко зевнула и потянулась.
"Кого еще могло занести сюда в субботу в такую рань!?"
Она бросила взгляд на столик и увидела что Джефф забыл свои часы и наполовину опустошенную бутылку виски...
Были еще какие то его вещи - не то шляпа, не то перчатки с носовым платком - она удивилась - "Неужели он рассчитал вернуться! И... Неужели он пришел с букетом?!!"
Улыбнулась.
От её мыслей отвлек снова повторившейся стук в парадную.
"Сейчас мне похоже вынесут дверь!"
- Кто там?
Она крикнула стараясь чтобы голос звучал как можно более недовольным. Но получилось это плохо -  она уже снова предвкушала увидеть Джеффа.
- Это я!!!
Голос был явно не Джеффовский.. Пожалуй даже совсем не...
Он очень напоминал...
Не может быть....
Стук раздался громче прежнего.
- Это я!!! Тереза! Открой! Я вернулся!!!
Она, чувствуя что покрывается холодным потом, накрепко, изо всех сил вцепилась пальцами в покрывало.
- Я не поняла - КТО там?
- Это же я!!!
- Кто я!!! Я - нахожусь тут!!! а ВЫ КТО???!!!! - Тереза выкрикнула это словно собака,
лаем решившая отпугнуть нежданного гостя.
Человек за дверью на какое то время опешил, поскольку потерял дар речи.
- Это Я!... Марис!... - сказал он наконец.
Мгновенно, внутри у Терезы всё оборвалось.
Дышать она стала очень тяжело и прерывисто, словно пережила сердечный приступ...
Словно ей не хватало свежего воздуха, вдруг, который в изобилии проникал в открытое настеж окно её спальни.
Краска прилила к её лицу, а потом также быстро отхлынула - выдав несуществующему наблюдателю,  то место где трепетала сейчас её душа.
Она стала похожа на нашкодившего котёнка,  трясущегося от страха, в надежде что большое одеяло скроет его от хозяина.
Но подавив огромное волнение, она собравшись все таки, выдавила из себя твердым тоном :
- Какой еще МАРИС?
На несколько секунд, человек за дверью видимо опять пришел в замешательство.
- Тереза... Ты шутишь?... Это же я!!! Марис Жак!!! Твой Марис!!!... Я вернулся!!!
- Я не знаю НИКАКОГО МАРИСА!!!.... - неожиданно для себя, закричала Тереза так, будто расчитывала выбить стекла во всём доме!
- НЕ ЗНАЮЮЮ!!!! И никогда не знала... - прошептала еще.
- Тереза... Но....- голос за дверью осёкся.
- Я не знаю КТО ТАКОЙ Марис Жак!!! - повторила она еще более отчетливо, теперь уже словно убеждая себя в этом.
 - Я понятия не имею КТО ЭТО!!!

Потом она замолчала.
И молчала она до тех пор, пока не закончился стук в дверь.. Не прекратились крики зовущие с собой...
Молчала и во время того, как умолкали шаги удаляющиеся вниз по ступеням её дома..
Продолжила молчать и тогда, когда стих уже шум отъезжающей повозки и растворилось ржание лошадей на проселочной дороге...
Молчала до тех пор, пока вокруг не воцарилась абсолютная тишина... Не нарушаемая даже пением весенних птиц...
Когда исчез даже ветер, шелестящий по черепице крыши...
И молодые листья перестали вдруг дрожать повинуясь радости Солнца...

И только когда эта тишина, стала всеобъемлющей, мертвой и удушающей...

Она начала плакать.


2010