Озабоченные мамочки. История вторая. Берта

Владимир Бунимович
Еще в Минске, в середине восьмидесятых, я искал хоршего стоматолога,нужно было ставить новые мостики и коронки. Поспрашивал у знакомых.
Моя сотрудница Нелла,врач-педиатр,мы были с ней в дружеских отношениях,говорит:
-Володя,есть у меня школьная подруга Берта, как-будто неплохой врач, работает в ведомственной поликлинике . Могу дать телефон, сошлешься на меня. Если только она тебя возьмет.
-Что значит возьмет,разве ей не нужны деньги?
-Берта берет пациентов с большим разбором, и прежде чем усадить больного в кресло,интересуется его местом работы. Возможно, твоя специальность ее не заинтересует...

-Кто же ей нужен?
-Торговые работники - продавцы, товароведы, зав.складами и другие нужники...
-Нужники? Что это еще такое?
-Как, ты не знаешь? - Нужные люди...
-Хорошо,диктуй телефон, там посмотрим.
-Да, еще она живет с сыном.
-Ну и что, какое это имеет значение?
-Ты не понял,она живет с сыном, как с мужем! - сказала верная школьная подруга.
-Ну и что,- тупо спросил я. Какое это имеет отношение к моим зубам? И откуда ты это знаешь?
-Она сама делилась по секрету. Разве это не интересно?
-Но это же секрет?
-Брось, Володя, какие у женщин секреты, она уже всем подругам рассказала по секрету.Так вот, когда ей было двадцать...
-Слушай, мне это не интересно,потом когда-нибудь.

Через несколько дней, я позвонил по бывшему у меня номеру и договорился с Бертой Борисовной о встрече.
В назначенное время пришел на прием в ведомственную поликлинику. Очереди не было.
Передо мной стояла среднего роста брюнетка лет 45 - 50 в хорошо отглаженном белом халате. Черные волосы выбивались из-под шапочки. На лице - полная боевая раскраска: глаза нарисованы на японский манер с накладными ресницами, бледные щеки под слоем штукатурки и губы покрытые темной, почти черной помадой, этакая женщина-вамп...

-Добрый день, я от Неллы, вашей подруги, представился я.
-Да,она мне как-то звонила, но у меня сидел пациент, мы не успели поговорить. Садитесь в кресло. Где вы работаете? - задала онa коронный вопрос
-Я работаю вместе с Неллой.
-Так вы фтизиатр? - спросила Берта с видимым разочарованием.
Откройте рот, посмотрим ,что у вас.
О, да увас совсем плохие зубы! Здесь много работы. Вы хотите золото? -
спросила она.
-Боюсь, золото я не потяну...
-Даже металлические коронки и зубы будут вам стоить... - и она назвала мне заведомо несусветную цифру. -Если бы в могли мне достать какие-нибудь дефициты через ваших знакомых, это был бы дешевле...
-Кроме туберкулезных палочек ничего достать не смогу,- сказал я с улыбкой,но внутренне возмущаясь от такой бесцеремонности.
-Ну, тогда всего хорошего,- строго сказала доктор, и аудиенция закончилась.

Через неделю друзья посоветовали мне другого хорошего доктора и еще через месяц? за приемлемую цену я щеголял полным ртом блестящих стальных зубов. С этими протезами я через несколько лет приехал в Израиль.
Здесь каждый встречный израильтянин спрашивал на иврите:
-Где ты взял эти железные зубы (шинаим борзель)- а некоторые подходили поближе, чтобы лучше рассмотреть...
В Израиле давно перешли на металлокерамику. Пришлось и мне срочно переделывать...

Когда на следующий день после визита к Берте я пришел на работу, ко мне в кабинет ЭКГ зашла Нелла.
-Как тебе моя подруга Берта?
-Все было как ты предсказала - когда она узнала, что я врач и не могу достать никаких дефицитов, кроме палочек Коха, заломила такую цену, что я отказался сам.
-Мы знакомы очень давно и я все же хочу рассказать тебе ее историю...

Берта выскочила замуж в двадцать лет за курсанта военного училища, когда сама еще училась в институте. Жили у ее матери. Через год родился Павлик. Бабушка взяла на себя все заботы и дала Берте закончить институт, не прерывая учебы. Молодой муж ко времени получения лейтенантских погон насмерть разругался с тещей - та хотела,чтобы дочь с маленьким ребенком еще
на год-два остались в Минске. Победила молодость - и Берта с мужем и сыном уехали по месту службы мужа.

Со своей специальностью Берта вюду находила себе работу. Поездили они несколько лет повсюду, куда посылала родина. Муж выпивал,как все вокруг, потом дальше - больше. Начались скандалы. Берте все надоело,она развелась, забрала сына и уехала в Минск к матери.
Берта и здесь быстро нашла и работу и частную практику, с деньгами и дефицитами было свободно - ты видел ее обращение с пациентами...

Сын ни в чем не нуждался и еще в младших классах проявил способности к художественной самодеятельности. Он прекрасно танцевал народные и характерные танцы, участвовал в смотрах и конкурсах. Правда, учиться в школе ему было некогда, но выдающегося танцора - гордость школы - учителя из класса в класс перетягивали по указанию директора...

Конечно, после восьмого класса он поступил в Минское культ-просвет-училище и успешно его кончил. Павел не поехал работать в сельский клуб, а мама устроила его на фабрику "Комсомолка" по улице Нововиленской - руководить одним из танцевальных кружков.
На фабрике работало больше двух тысяч молодых женщин и девушек.
Они шили женское нижнее белье. Многие очень любили танцевать и Павел, высокий красивый парень, пришелся там кстати.

Когда Павлу исполнилось четырнадцать лет Берта все ему рассказала о сексе. В 16 лет,когда он поссорился со своей девочкой, взяла с него клятву,что он никому не расскажет и без особого смущения позвала в свою постель.... Она не мешала ему встречаться с многочисленными девушками, но требовала,чтобы каждую пассию он приводил к ней показать и все свидания проходили только у них в доме...

Я с удивлением сказал -
-Не может быть,чтобы она тебе рассказывала такие вещи!
-Что ты удивляешься? Женщины и не такое рассказывают! Павел давно взрослый, она сказала,что специально ждала пока ему исполнится 16 лет,чтобы в случае чего не нести никакой ответственности.
Они и сейчас живут время от времени...

Мало того, Берта подводит теоретическую базу! Она говорила мне:
-Я родила сына.Выкормила его,вырастила... Всю жизнь отдала ему,всему научила,не хотела выходить замуж, чтобы не приводить отчима и не отдавать никому часть тепла и заботы, что полагалась моему Павлику. И теперь я должна отдать его какой-то смазливой девчонке? Да никогда!

Если он приводит домой какую-нибудь финтифлюшку я встречаю их очень хорошо. Ставлю чай, торт у меня всегда в холодильнике. Потом я ухожу на час-другой, а они идут в его комнату. Утром мы встречаемся в ванной и она уходит, а вечером я устраиваю разбор полетов...
Я с детских лет приучила его все мне рассказывать,он и сейчас со мной откровенен.
Однажды я поняла,что с одной девушкой у Павла начинаются серьезные отношения, он стал поговаривать о женитьбе
И в следующий раз, когда она утром ушла, я не нашла на туалетном столике своего любимого кольца с бриллиантом. Павлику я устроила скандал ,сказала чтобы ноги ее больше у нас не было. Что мне не жаль кольца, а жаль подорванного доверия к людям...

Кольцо потом пришлось продать,но девчонку я отвадила.

Через год после визита другой девушки пропала золотая цепочка,правда потом мы нашли ее под диваном, но девушка уже не вернулась. Иногда я вознаграждаю Павла ночью любви и тогда он говорит мне - "Мамочка, ты самая
лучшая..."

-Нелла, и ты веришь в эти истории? - спросил я.
-Есть поговорка "За что купил - за то продал"...

В свои 50 с лишним лет я видел и слышал разное. Ко мне приходила за советом раздатчица из нашей больницы - вся в слезах, лицо и руки в кровоподтеках. Она рассказывала, что сын вернулся из тюрьмы, пил не просыхая, а ночью ее избивал и насиловал...
Совет мой был единственный - обратиться в милицию и поймать изверга с поличным. Она так и сделала и сыночка посадили надолго...

В книге братьев Вайнеров "Петля и камень в зеленой траве" у самоотверженной матери был сын-имбецил и чтобы сделать ему хорошо, она отдавалась ему каждую ночь чуть ли не на глазах у всех соседей коммунальной квартиры...
Но чтобы дама с высшим образованием - позволяла себе такое...да еще подводила теоретическую базу...да еще рассказывла об этом каждому встречному-поперечному...

В конце концов, меня это не касалось, я надолго забыл о случайной знакомой и неизвестном мне ее сыне и муже в одно и то же время...

Прошло больше десяти лет.Я уже давно жил и работал в Израиле.
В один из свободных дней я сидел под грибком на пляже у самого синего Средиземного моря в кругу пляжных знакомых ,таких же пенсионеров и рассказывал медицинские байки. Моя бывшая пациентка Люба, инженер из Новосибирска, сидевшая напротив,сказала -
-Володя, посмотри, вот идет твоя землячка из Минска, зубной врач. Ты ее знаешь?
Я оглянулся. К нам приближалась брюнетка, лет шестидесяти,полная, оплывшая, в ярком сарафане. За ней следовал высокий,полный мужик лет тридцати пяти - сорока в коротких шортах, застираной футболке и сандалях-вьетнамках на босую ногу.
-Нет,я ее не знаю. А кто с ней рядом?
-А это ее сын и муж.
-Но с ней же всего один мужчина!
-А он и есть один в двух лицах,я тебе потом расскажу...

-Здравствуй милая Берточка, здравствуй дорогая! Здравствуйте,Павел! - с широкой улыбкой воскликнула Люба.
Как вы поживаете? Сегодня вы опоздали! Присаживайтесь к нашей компании!
-Нет, Любочка, милая, нас сегодня ждут знакомые дальше, у пирса...
-Хорошо, подходите к нам позже.
Странная пара проследовала дальше.
-Володя,ты рассмотрел Повла,что был рядом?
-Что на нем видно? Парень как парень..
-Это ее сын, но живет она с ним, как с мужем.
-Откуда ты знаешь?
-Она сама мне рассказала мне по секрету. Но весь пляж об этом знает...
-Это ты всем рассказала?!
-Вот еще! Она сама всем рассказывает по секрету...

...И я вспомнил восьмидесятые, мою сотрудницу Неллу и свой неудачный поход к стоматологу...

-Так это Берта Борисовна! Однажды я неудачно обращался к ней с зубами, но ей не подошло мое место работы, а мне - ее цены. Я сейчас не узнал ее, она меня -тоже и это очень хорошо... У меня нет никакого желания знакомиться заново.
Люба продолжала -
-Приехали они вдвоем года четыре тому назад и сняли квартиру в одном подъезде со мной.
Повидимому, приехали с хорошими деньгами. Павел сразу купил большую машину. Целые дни сидели на пляже, обедали в ресторане,ужинали в пляжном кафе.
Я, как все наши знакомые олимы, бегала в поисках работы, устраивалась то нянькой к детям,то на уборку квартир.
Когда я спрашивала у Берты нашла ли она работу,та отвечала мне с улыбочкой - "Любочка, ну ты же знаешь, что я ленюсь! Мы живем скромно, нам моего пособия хватает, Павел скоро откроет свой бизнес, будет руководить танцевальным кружком в клубе..."

Конечно...Никому не хватет пособия,все ищут работу,а они такие экономные, живут вдвоем на одно пособие, питаются в ресторанах и бездельничают...

Тогда же Берта рассказала мне, что с мужем развелась давно,Павел не женат,да она и не хочет,чтобы он женился, пока она жива...
-А зачем ему жениться? Он должен быть со мной, я положила на него всю жизнь,пусть сейчас отдает долги...

Иногда он взбрыкивает,ругает меня, что остался из-за меня без семьи и детей, иногда бьет...Я терплю.
Я не мешаю ему встречаться с женщинами, но он всегда возвращается к своей мамочке. Никто лучше меня не знает его привычки и предпочтения, в том числе сексуальные. Он привык ко мне, и мне не надо было думать о других мужчинах - в любой момент рядом сын - молодой и крепкий...

Люба продолжала -
Я слушала этот бред и не нашла слов,чтобы возразить ей, настолько была поражена такой дикой философией, я просто постаралась с ней пореже общаться. Но через неделю услышала эту историю от двух других приятельниц -
Берта "по секрету" поделилась с ними...

Я издали увидел приближающуюся Берту,быстро распрощался с компанией и ушел.

Дней через двадцать вечером раздался телефонный звонок.
-Здравствуйте ,доктор Владимир. Это Берта, ваша землячка, мы с вами виделись на пляже... Любочка дала мне ваш телефон...

Я мысленно чертыхнулся,вспомнив болтливых женщин...

...Вы знаете, я такая несчастная,уже две недели кашляю,лекарства не помогают. Люба рассказала,что вы ее когда-то вылечили ее от пневмонии. Я вас очень прошу, зайдите ко мне,выслушайте мои легкие..Мы же с вами земляки, я принимаю таблетки, ничего не помогает, а теперь...
...Я с трудом нашел паузу,чтобы вставить слово...
-Да,я работаю, но такие визиты не делаю.
Ой, доктор, ну зайдите, пожалуйста, только послушайте,есть ли хрипы, вдруг там пневмония... Мы живем в самом центре,вы каждый день там проходите...Или я возьму такси и приеду к вам...

...Какая настырная! - подумал я... Принимать дома я ее не хотел.
-Где вы живете?
Она назвала адрес.
-Я завтра буду в центре недалеко от вас и могу зайти с половины девятого до девяти утра.
-Спасибо, спасибо,я буду ждать.

На следующее утро без четверти девять я звонил в двери. Долго не открывали.Наконец, я увидел Берту в халатике, непричесанную.
-Ой, я и забыла, что вы придете...Проходите в салон.
Из спальни раздался мужской голос.
-Мамочка, кто пришел так рано?
-Это доктор, ко мне...
-Гони его нах..! Мамочка, куда ты ушла? Иди сюда нах..!, Я же не кончил!..
-Перестань кричать,сейчас иду!
-Доктор,- обратилась она ко мне,- подождите несколько минут, я скоро
вернусь...

Я выскочил из квартиры, как пробка из бутылки и с силой захлопнул за собой двери...