Радость евангельская

Александр Раков
О новопреставленном протоиерее Дмитрии Амбарцумове

Удивительна жизнь и смерть митрофорного протоиерея Дмитрия Евгеньевича Амбарцумова (20.07.1948—11.06.2010). Духовник Льва Николаевича Гумилёва, основатель восьми храмов Санкт-Петербургской епархии, отец одиннадцати детей, миссионер, столяр-изобретатель, токарь, наконец, старшина 1-й статьи Северного флота, — он привёл к Богу сотни, тысячи людей с самыми разными судьбами.
Благодаря ему многие его духовные друзья стали священниками и даже наместниками монастырей и благочинными. За огненный дар проповеди Евангелия его почитали даже протестанты и католики и просили за них молиться.
Его пример привлёк к Православной Церкви многих студентов Академии художеств, а также преподавателей вузов, учёных, писателей и поэтов. Вдохновлённые своим отцом, трое его сыновей стали служителями Церкви. Их всегда поражала свобода и сила веры в жизни отца.
Непревзойдённый шахматист, теннисист, турист и автогонщик, отец Дмитрий любил с детьми и друзьями ходить в далёкие походы на лодках или байдарках. Дети с удивлением смотрели, как отец бросался в воду и нёсся торпедой вдоль берега, как грёб без устали и ловил рыбу, пускал воздушного змея и делал им луки и рогатки, приучая правильно и точно стрелять из них.
Этот пастырь строил дома друзьям, ремонтировал квартиры престарелых прихожан, ходил во многие тюрьмы, больницы, дома престарелых, ДК, школы, ПТУ, всюду проповедуя Евангелие. Всегда он был в движении, всегда среди людей и никогда не боялся свидетельствовать о Христе.
Родился о.Дмитрий в Москве в семье знаменитого проповедника протоиерея Евгения Амбарцумова 20 июля 1948 года. В Подмосковье, где в 1937 году был расстрелян дедушка о. Дмитрия, новомученик Владимир Московский, прошли первые годы Дмитрия Амбарцумова. Как-то раз отец Евгений взял своих старших сыновей, Лёшу и Диму, начинавших только учиться, в Псково-Печерский монастырь, и знаменитый старец Симеон обратился к Диме и благословил его на будущее служение Богу.
После школы Дима проучился несколько курсов в Педиатрическом институте и ушёл в армию. Три года (1967—1970) он прослужил на Северном флоте на противолодочном корабле. Был зенитчиком, баталером и начальником службы снабжения. Однажды спас от самоубийства человека. В это время умер его отец, который благословил Диму стать священником. Поэтому после демобилизации Дима поступил в Ленинградскую Духовную семинарию.
Митрополит Никодим 4 июля 1973 года рукоположил Дмитрия в сан диакона, а 20 июня 1976 года — в сан священника, с направлением служить в Свято-Троицком храме г.Всеволожска. Красивый и статный молодой священник не только нёс отлично свою службу, но и просвещал многие посёлки Ленинградской области, в особенности Рахью, Морозовку и Петрокрепость, куда и был направлен в 1990 году. Здесь, в Петрокрепости, он восстановил часовню Казанской иконы Божьей Матери и двухэтажную церковь Святителя Николая. Дети помогали ему на службах.
За свои 34 года священства о.Дмитрий послужил и на Серафимовском кладбище, и в посёлке им. Свердлова и основал много новых храмов: в Свердлове (храм Святителя Николая), в Бернгардовке (храм Свв.Константина и Елены), в Рахье (храм Св.Варвары), в Петрокрепости (храм Святителя Николая), при Всеволожской больнице (храм Св.Пантелеимона), при доме престарелых в Свердлове, а также в Кировске и на Румболовской горе, где он положил начало возрождению храма Спаса Нерукотворного Образа.
Последние годы жизни о.Дмитрий тяжело болел, но не роптал, а благословлял всех. Незадолго до смерти по лицу о.Дмитрия потекли слезы. «Тебе страшно умирать?» — спросила его жена. «Нет, — ответил ей о.Дмитрий, — мне жалко тебя, что ты останешься одна». И вот что поразительно: святой Владимир Амбарцумов, дед о.Дмитрия, в один и тот же день забрал к себе и внука, и свою любимую дочь — монахиню Георгию (Лидию Владимировну Каледу), крёстную о.Дмитрия.
Прихожане о.Дмитрия, видя его уже без сознания, начали в этот день читать страшные молитвы на быстрый исход души из тела, чтобы он не мучился. И когда они сказали «аминь» (ровно в час ночи), о.Дмитрий испустил дух. Несколько минут спустя его дочь Катя, так часто сидевшая у одра больного и занимавшая его чтением книг, вдруг с ужасом почувствовала, как кто-то погладил её по голове, — и у неё волосы встали дыбом. Это была пятница, 11 июня, день святого Луки Войно-Ясенецкого. В воскресенье, на третий день, отпевание возглавил епископ Назарий, а погребён был о.Дмитрий у построенного им храма в пос.Свердлово.
На 9-й день о.Дмитрий разбудил свою жену обычным своим обращением «Лапка! Лапушка!» — и у матушки Елены, лежавшей с давлением и шумом в ушах, вдруг нормализовалось давление, пропал неприятный шум. В тот же день помощник о.Дмитрия Александр увидел батюшку в алтаре у жертвенника. В подряснике, худой, он шёл прямо к престолу.
У родных о.Дмитрия сохранилась пасхальная радость и ощущение могучей поддержки. «Поминайте наставников ваших, — говорит апостол Павел, — и взирая на конец их жизни, подражайте вере их».
Протоиерей Илья АМБАРЦУМОВ, настоятель храма Вмц.Варвары в посёлке Рахья