Узки дороги ко Христу

Александр Раков
19 августа 2008 года почил о Господе настоятель Свято-Троицкого храма во Всеволожске о.Иоанн ВАРЛАМОВ. Два года нет с нами дорогого батюшки, а его добрые отеческие наставления по-прежнему помогают нам идти ко Христу узкими дорогами добра. Сегодня мы публикуем размышления о.Иоанна о том, как современному человеку выбраться из лабиринта суеты и обрести покой Христов.
Покой Христов называется миром Христовым, ибо сказано: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам…» (Ин.14,27). Свт.Игнатий Брянчанинов говорил, что первый дар благодати Духа Святаго, который даётся христианину за праведную жизнь в духе евангельских заповедей, — это душевный мир. Идите этим узким путём, и он выведет вас из суеты. Ведь что есть суета? Это жизнь по страстным началам. И вовсе не обязательно, чтобы это были смертные грехи, ведущие к погибели. Прп.Амвросий Оптинский вразумлял, что утопить может как большой камень, повешенный на шею, так и песчинки, если набрать их целый мешок. А суета — это и есть мешок с песком, где каждая песчинка — маленький грешок, неприметное отступление от Заповедей Божиих. Но когда их набирается много, они тянут в ад не меньше, чем грех смертный.
Чтобы избежать суеты, надо иметь чёткие евангельские идеалы и твёрдо идти узким путём Евангелия. Тогда человек начинает понимать, что всё — суета сует: «Что было, то и будет: и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл.1,9); «человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он всё-таки не постигнет этого, и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого» (Еккл.8,17), а «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл.1,18). Постепенно приходит ясность и понимание, и даже трезвение и любовь к Богу, к молитве, к своему храму, к служению ближним. Человек понимает, что мир — это порядок, в том числе и в душе человека. Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи. И прежде всего это скажется по-доброму на семье человека, на работе… Ибо настоящего христианина везде уважают, потому что уважают Духа Святаго, Который в нём живёт, — человека любят ради Бога, Который жив в нём.
— Сказано: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф.6,25). Но народная мудрость гласит: «Под лежачий камень вода не течёт».
— Здесь нет противоречия. Просто многие неправильно понимают эту заповедь. «Не заботьтесь, что есть и что пить» — это не значит, что ничего не надо делать, иначе бы земледелец не стал сеять, а мореплаватель не пошёл бы в плавание… Господь говорит нам, что не надо излишней заботы и суеты, что во всём должна быть разумная грань, чувство меры. Некоторые Святые Отцы, действительно, ни о чём не заботились и не имели ничего, кроме Евангелия. Но от всех нас такого и не требуется, совершенства всегда достигали очень немногие, но у них особенный, тяжкий путь, ибо кому много дано, с того много спросится.
С человека мирского, семейного Господь не спрашивает так строго… Человек может иметь некий достаток, ибо обязан заботиться о семье, о детях и их образовании, о здравии, о том, чтобы было им что есть, и что пить, и чем прикрыть наготу тела своего. И в таком миропонимании труд, конечно, дело почётное. Но, трудясь на благо своей семьи, на благо своего Отечества, не надо из кожи вон лезть. Трудитесь шесть дней, а седьмой принадлежит Господу Богу. Господь не два, не три дня взял Себе, а только один, даже несколько часов этого дня, а остальное время мы вольны потратить по своей надобности.
В завершение хочу сказать: не надо брать на себя подвиги, превышающие наши силы: каждый должен нести свой крест. Но должно помнить, что как из дерева можно сделать и дубину, и икону, так из человека можно взрастить праведника или вражину. Выбор — за нами, за каждым из нас.
— Вот вы говорите — выбор. Невелик он: либо узкой тропкой в Царствие Небесное, либо широкой дорогой зла — во ад. А если человек хочет, отжив век здесь и «взяв от жизни всё», уйти в небытие, исчезнуть? Но этого не дано. Какой же это выбор?
— Но мы же выбираем! Да, добро или зло, рай или ад. Выбор невелик? Ну, извиняйте, те, кто недоволен…
По замыслу Отца нашего Небесного человек создан для вечной жизни, для жизни с Ним в раю. Но по своим грехам мы подчас уклоняемся и теряем возможность попасть в рай. У нас есть два пути: или человек обогащается добрыми делами и спасает свою душу, или он её губит, осуждая на погибель и вечные мучения, если Бога не знает и добрых дел не творит. Третьего пути нет. Небытия нет, его просто не существует. И это очень разумно устроено Господом. А как же? Творил человек всю жизнь дела безчестные, безбожные, избегал суда человеческого, и после смерти — просто небытие? Это было бы как награда. А за что грешника награждать? Сказано: «…воздаяние человеку — по делам рук его» (Притч.12,14), и ещё: «…всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние…» (Евр.2,2).
 Записала Дарья НИКОЛИНА