Между первым и вторым КПП

Евгений Щукин
Между первым  и вторым  КПП.


Кто учился  в ИВАТУ, хорошо  помнит дорогу  от второй проходной, что ближе к казарме, к первой проходной, вдоль внешнего ограждения  училища.

Мы, курсанты, получив увольнительную,  охотней покидали училище именно через вторую – на первой мог встретиться  комендант и, придравшись к  чему-нибудь, завернуть обратно.

В один из теплых, солнечных осенних  дней 1958 года, я,  успешно сдавший госэкзамены,  и  со дня на день, ожидающий приказа  Министра Обороны СССР о присвоении мне офицерского звания,  решил прогуляться  в город.

Нет ни чего противней -  ждать и догонять!

Представьте картину:  курсанты,  только  что   с огромным напряжением, сдававшие госэкзамены, не знают теперь  чем заняться, - бесцельно  бродят по казарме  и территории.

Даже в увольнение им  идти не хочется – парадная курсантская  форма  потрепана и, в никакое  сравнение не  идет   с  той,  офицерской, что давно висит на вешалках в каптерках, так же как и они, ожидая  приказа.

Да и в  городе многих уже не ждут, -  выпускники,    загодя, намекнули своим подружкам,  что после выпуска жениться на них   не собираются.

У меня же особый случай, - в Иркутске я не заводил подружек  так как   
меня ждет  в Перми  девушка,  и   нашими родителями   уже назначен день свадьбы.

Так вот,  иду я, не спеша   вдоль училищного забора и  под другим ракурсом  рассматриваю казарму,  парк, стадион, в голове  мысли  - скоро я  покину эти места и не известно буду ли тут еще.

Вдруг нагоняют меня  две девчонки и просят вызвать  им из казармы знакомого  курсанта  -  обычное дело.  С первого КПП позвонил  в указанную роту, и даже на  взглянув на девчат уехал в центр города.

Сходил в кино, побродил по улицам и магазинам и  в городском парке забрел на танцевальную площадку.  Там была уже группа курсантов, которая не столько танцевала – сколько   «прикалывалась»  - кто-то, в шутку  приглашал девушку, мягко скажем, с  не очень стройными   ногами или уж как-то  крикливо  одетую.  У всех  - «чемоданное настроение», -  и  ни чего уже  не хочется.

Решил  уже ехать обратно в  училище, но тут на «дамский» танец пригласила девушка. Танцую из вежливости, а она задает вопрос: - «Вы, меня не узнаете?»,  - оказалась одна  из тех, что курсанта вызывали.  Пришел к подружке курсант, а  она лишней оказалась.

Окончились танцы – пошел провожать.

По дороге разговорились. Узнал  -  ее зовут Наташа.     Окончила  школу,      но  по конкурсу не прошла в  институт,   теперь  работает в  пошивочной мастерской не далеко от   училища, которая  шила нашу  офицерскую форму.     Через год снова будет поступать в   институт.

Я же, в свою очередь,  поведал, что скоро буду в Перми,  сыграю свадьбу, и сразу поеду к первому месту службы в  город Тулу.

Провожать пришлось далековато, в район   ипподрома,  куда  курсанты почти не ходят,  район  окраинный,  -  хулиганы   «накостылять»  могут.

Мне этого совсем не нужно.   Каждое утро нас, выпускников, собирают в клубе и  выводят на сцену провинившихся: – попавших в  комендатуру, подравшихся,  и в  назидание другим, рвут   их отпускные документы и теперь  "горемыки" едут не домой, а сразу же в  воинскую часть.

Поинтересовался   у нее, почему одна  ходит на танцы?   Выяснилось, что ее старший брат – боксер,  очень  своеобразно  оберегает ее нравственность,  и она,  как окончила школу  находится в  неком вакууме.

Пришли  к  ее дому, прощаясь, назначать свидания не стали, пожелали друг другу счастья.

Наташа показала мне  самую короткую дорогу к  училищу, по которой она  в 12 часов ежедневно бежит в свою пошивочную мастерскую.  Оказывается,  через пойму реки Ушаковка, путь от ипподрома до училища совсем  близок.

Через  полчаса я уже был в казарме и  окунулся  повседневную жизнь роты.

Все началось на  другой день. С самого утра ощутил какое–то беспокойство,  что-то упущено, что-то не доделано.   Мысли крутились вокруг вчерашнего  субботнего увольнения и, как я  их не гнал, мысль упрямо  возвращались к образу Наташи.

Я уже сожалел, что  так резко оборвал знакомство с хорошей  девушкой, даже адреса не узнал.  Что-то там будет в Перми?  Письма -  письмами, а  за   год  все может случиться.

Воскресенье, казарма почти пуста,  закадычные друзья,- с  кем  можно поделиться сокровенным, - ушли в увольнение, а у меня же все из рук валится.

К полудню я созрел для поступка, – взял в канцелярии бирку посыльного и вышел за  пределы училища.    Ноги сами несли от второго КПП  к  первому, а там, через дорогу на вчерашнюю тропинку.

Я почти не удивился, издалека  заметив   фигуру  Наташи,  в том месте, где мы  вчера расстались.   Вот и не  верь в телепатию  -  обоюдное желание увидеть  друг друга передалось на расстоянии.

День был, как и вчера, теплый, солнечный,  и  хотя  уже  была осень, трава еще  зеленела, а рощица около  стрельбища постепенно   одевалась в  осенний наряд.

Пойма речки Ушаковки – заливной луг с несколькими  мелкими ее рукавами,  любимое место отдыха иркутян.  В летние жаркие дни, десятки семей, с самоварами и снедью,   заполняли многочисленные  полянки,   поросшие кустарником, где можно было,  и загорать и отдохнуть в  тени. Так было летом, а сейчас на всем этом лугу мы были одни.

Наташа рассказала, что  тоже  не смогла усидеть дома, -   казалось, что   какая - то сила,  не  преодолимая и   не ведомая ей ранее, помимо воли, -  влекла    к месту нашего  вчерашнего  прощания. ….

Долгим  было свидание  и не хотедось расставаться, а  на другой и на следующий день не могли не встретиться.

 Но в  моей  голове начала  мелькать мысль  - «что я  делаю?» -  я связан с моей пермячкой  словом,   а каждая встреча с  Наташей заходит  так  далеко,  что  можем оба  не выдержать и отдаться   друг другу.

Позволить этого я  себе не мог, -  в те годы  считалось бесчестным  овладеть девушкой, без твердого желания и возможности  на  ней жениться.  Так я  был воспитан.

На следующем свидании  был очень трудный  разговор. Я просил у  Наташи прощения. Убеждал, что разум должен  преобладать над сердцем. Говорил ей, что  я обязан  сдержать слово, пока мы не совершили непоправимого. Наташа плакала,  а мое сердце разрывалось от жалости к  ней.

Я  твердо сказал Наташе, что больше встречаться  не будем, а в Перми, при малейшем  сомнении в   верности моей невесты, -  свадьба не состоится, и, если Наташа захочет,  я вызову ее в Тулу.

Больше мы никогда не виделись.

В Перми я  сдержал свое слово, – женился и увез  жену  в  Тулу,  а вот   два года назад,  -  мы   уже сыграли нашу «золотую свадьбу.

Как сложилась судьба  Наташи, - чистой, наивной  девушки из Иркутска,  за  неделю вскружившей голову себе и мне, - не ведаю,   но  знаю одно, -   я,  перед ней, – честен.