Размышляя над лентой Мебиуса

Лауреаты Фонда Всм
ГЕННАДИЙ ЛАГУТИН - ПЯТОЕ МЕСТО В ТЕМАТИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ "КАК БЫСТРОТЕЧНО ВРЕМЯ" ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ


«Бутылка Клейна - это поверхность, где нет "внутри" и "снаружи", при этом она внешне напоминает сосуд. А deja vu тогда - это момент, когда мы замечаем, что вот мы - и внутри, и снаружи. Внутри чего? Снаружи чего? Ничего!»
(Аглая Морозова)

 
Думать – вредно. Вот так сидишь, думаешь и выдумываешь порох. Или еще что-то в этом же роде, посильнее.
Лежит на столе полоса бумаги – отрезал что-то. Взял ее, в руках повертел, один конец повернул на пол-оборота, прижал к другому и склеил. Простенькая такая операция. И теперь у ленты этой только одна поверхность. А не две.
И лежит теперь у тебя на ладони модель всего живого, «сукрутина в три четверти»*, дорога в неизвестность туманная.
Выдумал эту витушку математик немецкий Мёбиус, сам не понимая того, что Богу уподобился, расчислил все как он, ибо лента эта и есть жизнь человеческая, лента по которой тебе бежать предстоит.
А и невдомек тебе еще, что конец пути совсем недалек…Где-то там он, впереди, в туманной темноте дороги, неведомо, но чувствительно… От метки первой своей, тронулся ты в путь ползком, пыхтя от усердия, передвигая всеми четырьмя конечностями, постепенно вставая на две, обретая силу, легкость в движении и во всем теле, приобретая на ходу счастливую праздность и легкость мысли…
И понимать начинаешь, что не остановить движения по ленте этой односторонней, ибо не ты по ней идешь, а она из под ног назад убегает.
Не остановить это движение, не заклинить движение ленты той безжалостной, неумолимой…
И понимая это, сворачиваешь свой страх в комочек маленький, прячешь в самый дальний, самый потаенный карманчик своего сознания, подальше, поглубже, чтоб не видеть, не думать…
Только по мере пути пройденного, мысли становятся вязкими и количественные показатели счастливой беззаботности уменьшаются кожей шагреневой. День-ночь, день, ночь…В путь, в путь, в путь! Господи всемогущий, хлеб наш насущный, даждь нам днесь…Дождешься, как же!
Вкалывай во имя хлеба насущного, знания приобретай, паши от звонка до звонка…
А для чего?
Для сохранения живота своего, чтоб еще один день на ленте этой однобокой продержаться….
И держатся все, цепляются за возможность лишний метр прокатиться.
Что ж за жизнь это такая, раз из всей поездки по ленте этой, мы принадлежим себе ровно одну треть времени?
А все остальное – для того, чтобы эту треть сохраниться.
А вот уж лента назад свое движение начала. Нет не назад, а опять, к началу.
И повторяется все в последовательности неумолимой, снова на четыре ноги и мысли как у младенца новорожденного…И ты улыбаешься своей беззубой улыбкой, сморщенным лицом радость излучая, мякушек хлебный меж деснами рассасывая…
А справа и слева ножницы сверкают – ленты чьи-то разрезая. Щелк! И вздыбилась лента, в стенку превратилась. И ты уже за этой стенкой, а что там, никому на свете неведомо. А может и ничего, мрак один беспросветный… Никто еще назад не вернулся, чтоб рассказать, что там и зачем все живое на свете там оказывается? А главное, зачем, для чего, нужна была эта бессмысленная проездка по ленте Мёбиуса?

------------------------------------------- --*******************---------------------- --------------

* «сукрутина в три четверти» - «Экипаж «Меконга»» Е. Войскунский, И. Лукодьянов