Рецензия на The Last Airbender Повелитель стихий

Андрей Ходосов
"Что это? Зачем оно тут? Кто все эти люди?"
Дмитрий Пучков

"Я делаю особую, уличную магию. Кто хочет увидеть немного магии?"
Дэвид Блэйн

"Губит людей не пиво, губит людей вода"
к/ф "Не может быть"


Есть такой режиссер, Роберт Родригес. Свой первый фильм он снял за семь тысяч долларов, причем три из них он заработал экспериментами, а если быть точным, он предоставлял себя для медицинских экспериментов, и так он заработал три штуки зеленых. Его друг подкинул ему еще четыре, и он смог снять свой первый фильм. Фильм назывался "Музыкант", и был о музыканте, как несложно догадаться, который крошил плохих ребят из всевозможного оружия для устранения ближнего и дальнего своего. Сам этот фильм у нас не очень-то известен, а показывали его по нашему ТВ несколько раз в районе часа ночи. Вот самое то время для того, чтобы посмотреть кино.

"Музыкант" у нас плохо известен, но все знают его ремейк, снятый самим Родригесом, и выдержанный полностью в том же стиле и с тем же сюжетом. Фильм называется "Отчаянный", "Десперадо".

Родригес после "Десперадо" как будто сразу стал суперизвестным и знаменитым режиссером, который снимает то, что в простонародье именуется емким словом "МЯСО". Еще бы, количество пальбы, взрывов, покойников и просто кровищи в его фильмах могли позавидовать многие ужастики. Кроме, разве что, Фредди, у него кровища неиссякаемым фонтаном бьет прямо из кровати.

Месилово потом получило продолжение, но еще до него Родригес отметился такими, например, лентами, как "От заката до рассвета", поучаствовал в междусобойчике "Четыре комнаты". Он произвел на свет "Город грехов", культовое нуар-кино, продолжение которого мы ждем уже года четыре. Он снял на пару с Тарантино "Грайндхаус", а точнее его вторую часть "Планета страха", откровенный хлам и треш, который и смотреть-то не очень хочется. Хотя многие смотрели. Как раз потому, что это Родригес. Этой осенью, кстати, выйдет фильм, анонс которого был в том самом "Грайндхаусе". Речь идет о "Мачете", в роли которого снимется один из любимцев Роберта Дэнни Трэхо. Это, между прочим, один из персонажей "Отчаянного", которого наняли убить Бандераса, а так получилось, что замочили свои.

Ждем круговерть рубилова с отрезанными конечностями и разрезами и кровищей прямо в экран.

Но у Роберта есть несколько фильмов, которые, как бы это помягче сказать, немного выбиваются из общей канвы.

Дело в том, что у Роберта есть дети, и он в них, как настоящий правильный отец, души не чает. И, подобно Толкину, сочинившего для своих детей сказку "Хоббит", которая вылилась сами знаете во что, Роберт Родригес снял несколько фильмов, что называется, для своих детей. Ну и для других тоже. Это "Дети шпионов" три раза и один раз "Приключения Шаркбоя и Лавы". Третьи "Дети..." и "Шаркбой с Лавой" еще тогда, в 2004-6 годах были сняты в формате 3D. Правда, в отличие от современных тридэ-фильмов, там эффект объема все сделал еще хуже чем было, а не маскировал огрехи.

Как в той же "Битва титанов", например.

Но за исключением этих досадных выкидышей, рассчитанных исключительно на детей, мы любим Родригеса, и ждем его новые "МЯСО", за которые мы ему все простим. И чем больше тем лучше. Особенно ждем второй "Город грехов".

"Аватар - Легенда об Аанге"

Это не ошибка и не опечатка.

М. Найт Шьямалян (надеюсь, написал без ошибок), тоже режиссер, и тоже известный, но его известность другого типа. Этот индиец в свое время совершил настоящую революцию, из которой, я так думаю, потом выросла такая серия, как "Пила". Во всяком случае, очень и очень похожий почерк. Кто не в курсе, товарищ Найт (буду его звать так, для краткости) снял такой суперхит проката и супербомбу для разрыва мозга, как "Шестое чувство", с Брюсом Уиллисом. Наверное, Брюс согласился сразу же, как прочел последние строки сценария, ибо ничего подобного еще никто не видел. Нет, вру, было подобное, но не такое. Фильм о детском психотерапевте и его пациенте, который видит мертвецов, собрал восхищенные отзывы ото всех подряд. А ведь я готов спорить, что все, решительно все, кто смотрел этот фильм, даже понятия не имели, чем же он закончится.

"Здрааасьте! Я Линдсей Лохан!" (Ахмед, мертвый террорист)

Я не буду рассказывать об этом фильме, так как вы либо смотрели и все знаете, либо НЕ смотрели, и вам нужно сейчас же все бросать и бежать искать, покупать, качать этот фильм и смотреть. Дочитаете потом.

Затем Найт снял менее неожиданный по концовке, но все равно хороший фильм "Неуязвимый", с тем же Брюсом Уиллисом, но на усиление позвал Сэмюеля Джексона, который гениален от и до, в чем бы ни снимался. Фильм собрал не такие же восторженные отзывы, но собрал.
Дальше все поехало под откос. "Деревня" (в нашем прокате окрещенная по-дурацки "Таинственный лес", что делать, у нас в кино-локализаторах работают дегенераты) провалилась. Хорошо и бойко начинавшаяся, создавала благостное впечатление, но такой концовки точно никто не ждал, все ждали чего угодно, но не такой лажи. Найта поругали и так, и рублем кассовых сборов. Его следующую "Девушка из воды" я не смотрел вообще, до сих пор, не помню почему, надо бы восполнить этот пробел.

Надо было как-то выкручиваться, и Найту дали последний шанс: провалит еще один фильм, и поедет обратно в свою Индию. Причем это не шутка, не гипербола, ему действительно поставили такой ультиматум. И он снял, так снял, как уже давно не снимал никто. Но не в своем ключе. Перед выходом фильма по инету полетели рекламный ролики, а когда репортеров, говоривших о новом фильме с Найтом, спрашивали, о чем же его новый фильм, они пожимали плечами и отвечали "О чем-то".

И эта реплика - цитата, а не вымысел.

Для меня загадка, чем же таким он вдохновился, но снял он такой триллер, с такими сценами жестокости, что весь мир затрясло. Написанный специально под Марка Уолберга сценарий не пытался поразить нас непредсказуемостью, он напугал нас всех. Благодаря этому фильму Найт остался в Голливуде. Имя ему "Явление". Фильм о борьбе природы с людьми собрал кассу, и режиссер стал думать, за что же ему взяться теперь. И, как и Роберт Родригес, что-то в нем, видимо, дрогнуло, и он взялся снимать фильм по мультсериалу "Аватар - Легенда об Аанге".

Немного о сериале: альтернативный мир, четыре народа по четырем стихиям. Когда-то все было тихо и мирно, потому что мир хранил Аватар, воплощение бога (или богов) на земле. Только он один мог управлять всеми четырьмя стихиями. Но однажды он исчез, и люди Огня воспользовались шансом. Они развязали войну и очень преуспели. Зная, что новый Аватар появится среди магов Воздуха (там какая-то типа цикличность), было приказано истребить всех магов воздуха. Всех и перебили. Ну, кроме одного, разумеется. Имя его было Аанг. Он, в сопровождении своих друзей, колесит на шестилапом летающем звере по миру, ищет свитки с заклинаниями и мастер-классами разных школ магии, чтобы овладеть всеми стихиями, и принести мир в этот мир. Сказано коряво, но что вы хотите от не очень высокобюджетного мультсериала, в котором фон не двигается, герои почти всегда неподвижны, мультяшные спецэффекты слабы, как в каком-нибудь "Покемоне" или "Шаман кинге" (в последнем вообще хрен поймешь, что творится).

Но затянуло. Случился нехилый бум. Только на нашем телевидении его периодически показывают заново, а канал 2х2 как минимум раз в полгода проводит марафоны, весь сериал за три-четыре дня. Я пытался его смотреть, правда, не с начала, и мне категорически не понравилось качество исполнения.

Но когда появился ролик, в котором мальчик (даже не парень, а мальчик) тушит ветром свечи в храме, потом светит стрелкой на черепушке, а затем камера отъезжает, и мы видим корабли, пуляющие огненными шарами в гору... захотелось пойти в кино.

Однако ж я, как почти всегда, не питал особых иллюзий и не строил ожиданий по поводу фильма, который в прокате получил название "The Last Airbender", а у нас "Повелитель стихий". Причина изменения названия проста как набивший вам оскомину апельсин. Дело в том, что один Джеймс выкупил все права на использование названия "Аватар". Надо думать, в кинематографе, так как товарный знак "Аватар - Легенда об Аанге" был зарегистрирован задолго до Джеймса.
Пришлось изгаляться.

Вот так жадность одного портит жизнь всем остальным.

От себя замечу, что за последний год слово "аватар" приобрело дикую популярность. А ведь первым на эту тему в том году был фильм "Геймер" за авторством Невелдина и Тейлора, создателей "Адреналин". Дело в том, что, собственно, за геймером мы почти и не следили. Главный герой был Джерард Батлер, точнее его персонаж по имени Кейбл (кабель, хотя там все больше по вай-фай), который выступал АВАТАРОМ геймера, который так, сопляк сопляком, обычный задрот, как выражается нынешняя молодежь, живущая в онлайновых играх. Потом был "Суррогаты", практически на ту же тему. Потом был сами знаете кто, который заставил нас морщится от отвращения при одном слове "аватар". Не потому что фильм плохой, просто заколебало это слово.

Я шел в кинотеатр как обычный зритель, неподготовленный. Я не смотрел оригинальный сериал, просто знал более-менее по лицам героев. Ведь так обычно и бывает, когда снимают фильмы на основе чего-то: либо ориентируют на фанатов, либо на профанов, либо и так и так стараются преуспеть. В первом случае почти всегда нарываются на непонимание профанов и гнев фанатов, потому что не так сняли. Во втором случае нарываются опять-таки на гнев фанатов (мы все знаем, нефиг нам все разжевывать!) и снова на непонимание профанов (ну ладно, вот они, вот все так, и зачем нам это?). При попытке угодить и тем и другим результат... да, да, такой же. Можно еще не ориентироваться ни на кого, но зачем тогда вообще снимать?!

Всегда найдутся недовольные.

Но сколь ни велика была бы армия фанатов, простолюдинов, профанов, всегда больше. Просто концентрация меняется от места к месту.

Итак, я был неподготовлен, и решил посмотреть, как Найт умеет разжевывать, не опускаясь до своих трюков с нашим сознанием. Хотя не стоило исключать, что опять что-нибудь вывернет.

Не вывернул.

Сюжет похож, почти как две капли воды. Да, Найт, выступивший и сценаристом, и продюссером, и режиссером (как и всегда) переписал сюжет для удобства его восприятия, и чтобы не растягивать экранное время до трех часов, он все-таки не Питер Джексон, и даже не Михалков. Ужав все в чуть меньше двух часов, он снял, как заявило само начало фильма, первую часть, и, судя по названию, в ней Аангу предстояло обучиться магии воды, что он и делал весь фильм, хотя ему постоянно кто-то мешал. Включая его самого.

Да, Найт подсократил многое. Это стало мне известно от пары пацанят, сидевших за мной и чуть левее. Они живо, хоть и тихо, обсуждали фильм и его следование канону. Конечно, слово "канон" от них не прозвучало, но вы поняли, о чем я веду речь. Тяжко вместить все, что было в сериале, пускай там и были проходные серии, как и в любом сериале. Но Найт старался увлечь всеми способами, ибо это был для него шаг в бездну.

Хотите, не верьте, но шаг напоролся на мост.

Картинка получилась яркая, сочная. Несмотря даже на тот факт, что там все происходит либо в снегах, либо в темных "локациях" народа огня. Каким-то образом везде, где бы ни находились герои, находится место яркому пятнышку, которое, к тому же, не выбивается из общей палитры происходящего в текущий момент. Цвета, значит, хорошие.

Операторская работа тоже хороша, а местами даже отлична. Исключения составляют периодические крупные планы, которые, как бы так лучше сказать, чтоб неискушенный читатель понял... они СЛИШКОМ крупные. Это, кажется, зовется "местный план". Так, часто показывают Аанга от нижней губы и до середины лба, чтоб не было видно татушки. Зачем?

В драках оператор мастерит по полной, благо хореографы были не как в "Говнодавноподобных" экшенах, когда массовые огрехи постановщика боев компенсируют дерганьем камеры и сменой планов с ракурсами. Но в этих же драках видны огрехи вселенной "Аватара". Драки изобилуют, и, в общем-то, стоятся вокруг применения персонажами магии. Магия нарисована на пять с двумя плюсами (кроме магии воздуха, народ часто улетает до того, как к ним прикасается нарисованный ветер), но драки, именно драки - получились не очень. Хотя лонжи работают как в нормальном китайском боевике про боевые искусства.

Отдельно хочется ткнуть в уровень насилия. Его практически нет. Все насилие умещается в: кучку неопасных скелетов; пару фраз о том, что кто-то кого-то убил (раза два-три за весь фильм); принцу огня, стрелой попав в маску, чуть-чуть разбивают губу (ожог на его морде лица практически не виден, что явно в минус у фанатов); принцесса северных водяных добровольно отдает жизнь, чтоб "свои" победили; генерала флота Огня утопили в шарике воды. Причем последнее сделано так здорово, вода так классно идет волнами, что приходится догадываться, что он утонул.

Актеры не то чтобы хорошо играют, но тоже тужатся изо всех сил. Особенно это видно у главных героев, которых играют подростки, а Аанга (я не зевнул) вообще дитё пухленькое. Но все пытаются как могут. И скорее всего они преуспевают, но отечественный дубляж, как всегда, в говне по колено. Иными словами, голоса подобраны почти всегда отвратно. Хотя, в конечном итоге, это не портит впечатление. Это я, как бы знаток этого дела, бурчу.

Также выделю расовое разделение: Огонь - арабы, Земля - азиаты, Вода - европейцы, Воздух - монахи буддийского типа. Интересное решение, позволяет лишь взглянув на тип лица понять, с кем имеешь дело. Это явно упрощает ориентирование, за что говорю "спасибо" от всех профанов.

Бизон отличный:)

Минус, фактически, один - ориентация на угождение всем. Фанаты явно удовлетворены, слышно по довольному бурчанию в зале. Насчет профанов я такого сказать не могу, хотя своя увлекательность у фильма есть. Найт, прославившийся триллерами с нереально неожиданными концовками, свернул на другой путь, сулящий больше денег. Видимо, он понял, что для души он уже наснимал, пора бы и о пузе подумать.

Итак, вместо экскурса в неведомое с обалдением, пускай не всегда положительным, в конце, Найт предлагает нам купить билет в сказку. Две недели назад отгремела восточная сказка в арабском стиле про Персию, а сейчас нам показывают восточную сказку о кунг-фу и магии, о мире в самом себе и равновесии во внешнем мире. Этот экскурс остается немного непонятным и слишком уж сказочным, но ведь это же сказка, она и должна быть такой.

И пусть я не очень понимаю законы этого мира, изливающего на меня приключения, но мне они понравились, и то, что они мне понравились в обычном формате - представьте, какие впечатления произвела бы версия объемная. Но 3D слишком часто в кино используется чтоб залатать дыры, что я решил специально пойти на "плоскую" версию, чтоб ничто не помешало мне оценить этот фильм. Оценить на 4 с плюсом.

Так держать, Найт!