Места - Новый Уренгой

Александр Гурьянов
Новый Уренгой для меня всегда, наверное, будет снежным городом. Я там бывал сперва зимой, потом - поздней осенью, стынущей в зиму, которая проходила через Новый Год и молниеносно плавилась под ногами весной. Но весна в Новом Уренгое для меня не разразилась зеленью, она осталась все так же в памяти - мокрой снежной и теплеющей зимой.

Когда я впервые узнал, что у меня будет командировка в этот чудесный город. я стал искать его на карте. Попытался узнать про него в Интернете. А это небольшой город. Он находится в приполярье. Поэтому, как и в Сургуте,в пятницу женщины работают до полудня. А после обеда, оставшись на рабочих местах в томительном одиночестве, мужчины, разумеется, не пылали трудовым азартом. В этом городе, на одном из компьютеров я увидел игру - компьютерную рыбалку. До сих пор мне трудно понять, как это...

В Новый Уренгой я летал через Москву. Когда из Перми, это было через аэропорт Домодедово, с восьмичасовым перерывом между рейсами - на всякий случай. чтобы из-за задержки не вышла неприятность. Кто-то сведущий в географии может указать, что есть путь, например, через Екатеринбург и будет, безусловно, прав. Один раз я даже пробовал пробраться этим маршрутом. Я доехал электропоездом из Перми до Екатеринбурга, где как раз ночью встал лед. То есть, был сперва злой мелкий дождь с сильным северным ветром, который, окончательно рассвирепев, заморозил капли дождя в снег, застудил выпавшую влагу и, когда я весело выловил таксиста на волге рядом с железнодорожным вокзалом, мы мчались по великолепному гололеду. Надо отметить, что в тот день электропоезд задержался и времени было впритык. Тем не менее, я успел на самолет, который, правда, в тот день задержали на восемь часов. Да, к тому же, этим самолетом был АН-24. Старый милый АН-24. И пока мы смотрели на взлетающие и садящиеся "тушки", наша забавная стрекоза не решалась поднять свое брюшко в небо. А когда все-таки решилась, полет длился пять с лишним часов. Итого, я был в пути заметно дольше, чем если бы летел через Москву. Так и получается, что Уфа из Перми лежит ближе через Москву, так же, как и новый Уренгой, так же, как Иркутск... Одним словом, Москва представляется пупом России.

Вот, например, в один из таких полетов, в Новый Уренгой через Москву, я взял с собой аудиокнигу Салтыкова-Щедрина, "История одного города", чтобы не уснуть за время ожидания рейса. Вообще, Домодедово - один из самых современных аэропортов России. Здесь светло, футуристически красиво, светло и много всяких указателей, табло и прочего. Кроме того, здесь хорошо организовано пространство и толпы людей, бродящие по этому аэровокзалу, почти не мешают друг другу. Интересно смотреть на суетящихся пассажиров разных рейсов. Правда, в Домодедово неудобно спать сидя.

Когда сон терпеливо подкрадывался ко мне на расстояние прыжка, я вставал со своего места и бесцельно, лишь бы занять себя движением, шел по аэропорту, проходил на третий этаж, заглядывал в бутики, опускался на первый этаж, устраивал там сам себе экскурсию и, когда казалось, что сон побежден, устраивался на приглянувшемся месте. А потом пришло время моего рейса. Здесь главное - дойти до места рядом с иллюминатором, пристегнуться так, чтобы стюардесса видела пристегнутый ремень и модно спать совершенно спокойно.

Не знаю, почему, но где-то минут за сорок-пятьдесят до посадки, я проснулся. Это было чудесно. Во-первых, в салоне были погашены огни, во вторых, мы летели в восход. Эта картина едва ли поддается адекватному описанию. Кристально чистое небо севера, яркие, незяпятнанные огнями людей краски неба. Звезды, холодными и пристальными зрачками прожигающие черное покрывало ночи, а впереди - красный, первозданный непорочный восход! Так что, для меня, новый Уренгой. в первую очередь, это такое вот небо - от края до края, от полюса до полюса, а вокруг - спящие люди.

Когда прилетаешь, тебя сразу встречают все местные жители. Ну, то есть, самые бойкие, которые еще не успели присосаться к Газпрому. И все они - из солнечных краев - из Баку, Сухуми... Здесь очень много горячих таксистов, которые готовы отвезти тебя за "сколько не жалко". Им здесь прохладно. С некоторыми из них я разговаривал в такси - хорошие люди. У одного дома, далеко отсюда, жена и восемь детей. Старший в университет поступил, строителем будет! Дома работы совсем нет, а здесь - зарабатывают. Здесь он впервые узнал, что такое "котёл", если не ошибаюсь, что-то вроде кипятильника, опущенного в масло автомобиля, чтобы машина утром завелась. Очень забавно видеть вечером или рано утром машины, к которым из окон тянутся провода таких вот кипятильников.

Здесь сухой и колкий воздух. Если  ветер не дует, то даже минус сорок не холодно, главное, не проморгать, когда замерзнет нос или ухо. Как-то поздно вечером, когда мы с проектной командой отметили в кафешке День Рождения одного из коллег, я пошел в гостиницу пешком. Было как раз безветренно и около сорока градусов ниже нуля. Доложу вам, это так чудесно, упасть в мягкий снег пластом и смотреть на бездонно-черное небо с ясными-ясными звездами. Именно в это время, когда вокруг почти ночь и все сидят по домам, когда каждый прохожий стремится скорее забиться в дом и испуганно глядеть в окно, или, наоборот, рутинно закутавшись в одеяло поквитаться с уходящим днем, когда лютый но притихший холод разогнал все намеки облаков, и вычистил небо, звезды становятся близкими, а ты ощущаешь какое-то неуловимое единство со всей вселенной. А еще, если повернуть голову на бок, то видно далекие-далекие фонари, которые тянутся своими длиннющими пиками к небу. И еще, если прищурить глаза, то эти пики, казалось бы, белого цвета, наполняются искристыми цветами радуги. А вокруг - тишина и ни одного человека!

Я любил ходить от гостиницы, а позднее - от квартиры - до работы пешком. Вставлял в уши наушники, одевал пуховик, ботинки и шел на работу, подняв капюшон. Выходишь из гостиницы и "пробуешь" мороз. Если пуховик начинает хрустеть, будто изламываясь, сразу, то около сорока градусов. Но мороз не страшен, если двигаешься, если есть хорошая музыка и не продувает штаны.

Новый Уренгой небольшой город, который делится на "Север" и "Юг". Город очень небольшой. Здесь ходит пара автобусов и куча маршруток. Мы работали на юге города, рядом с небольшим прудом, который мне так и не довелось увидеть без льда. Окна столовой выходили на запад и иногда можно было видеть приполярный закат. Огромная простыня белого заснеженного поля, из которого то там, то здесь пробивается искрученная ель, чуть дальше - стройная стена леса, вокруг - посеребренные дома, столбы, деревья, искристый иней покрывает буквально все и над всем этим очень торжественно и очень медленно плавится закат, яркими красками заполняя небо, выжигая у горизонта голубизну от бледно-желтого, до огненно-красного пятака солнца. Иногда я довольно долго глядел на этот сдержанно пылающий шар, после чего он несколько минут прятался под моими веками, стоило мне моргнуть.

И еще вспомнилось, просыпаешься утром в субботу, на работу идти надо, а за окном - светло! То есть, организм привык, что зимой до солнца еще далеко, а тут, только открываешь глаза, а уже вот оно, солнце! Очень настроение поднимает! Жалко, закат тоже ранний.

--Will be continued---