Макиавелли и жильё

Александр Анайкин
А какие могли быть проблемы у Макиавелли с жильём? – наверняка воскликнет изумленный читатель.
Действительно, никаких проблем у Никколо с жильём никогда не было. Пятьсот лет назад, думаю, вообще не было никаких проблем по этому вопросу. Не было ни бараков, ни, тем более, коммуналок.
Но, почему же я тогда поднял этот необычный вопрос? Просто меня поразила одна история, рассказанная Макиавелли. История эта произошла две тысячи четыреста лет назад в Риме. Да я вам лучше процитирую самого автора этой занимательной истории.
- После взятия Вейев в римском народе распространилось мнение, будто для Рима было бы полезно, чтобы половина римлян переселилась в Вейи. Говорили, что город этот лежит в богатой местности, близок к Риму и что потому переселение обогатит половину римских граждан.
Вот так всё просто. Решили переселиться. Никто не обсуждал вопроса о невозможности проекта в связи с нехваткой жилья. Вопрос застопорился совершенно по другой причине.
А теперь временно перенесёмся в наше время. Мы теперь имеем возможность смотреть гораздо больше зарубежных фильмов, чем прежде. И зачастую видим, как люди свободно переселяются в другие места. Переселиться в другую местность не представляет трудности даже для малоимущих жителей Америки. Какая мобильность!
А возьмите нашу страну. О какой мобильности может вообще идти речь? Даже когда в городке, где единственное предприятие, это предприятие перестаёт функционировать, то и тогда жители городка не имеют возможности уехать со своего места жительства, где нет ни какой работы, где лишь бедность, нищета.
По сути дела, каждый житель бывшего СССР является сегодня крепостным, поскольку у него совершенно нет никакой возможности сменить место жительства. Каждый житель бывшего СССР держится за имеющееся жильё как утопающий за соломинку. Мы не уезжаем с насиженных мест не потому, что у нас в данном городе родственники или друзья. Нет, мы не уезжаем с насиженным мест из-за невозможности закрепиться на другом месте жительства. А без жилья на новом месте и жительства то не будет. То есть мы из-за своей нищеты не можем сдвинуться с места. Именно отсюда наша не мобильность, наша инертность. Это проблема, которая мешает развитию прогресса и унижает наших людей. Да и какое достоинство может быть у крепостного? А мы именно крепостные по своей сути.