Госрегулирование рынков в периоды засухи

Пенхаус
Госрегулирование  рынков в периоды  засухи 2010.
Из истории  госрегулирования поставок сельхоз продукции  на внутренний и внешний  рынок в период засухи.
Правдивая история пишется  не тем, кто  наступает  на  грабли из поколения через поколение, а для правящего  слоя, для тех, кто не  наступает на  упавшие  в  прошлом  в траву  грабли.

Текст видеобращения Губернатора. Из-за сильнейшей засухи в нашем регионе введен режим чрезвычайной ситуации.……….. Но самое главное – у нас есть опыт преодоления трудностей, связанных с засухой.
****************************
*************
******
0)Засуха - что это такое?
Автор: Людмила Денисова  Источник: Орский вестник.  «Даже саранче жрать нечего»
6 июля 2010 http://www.openoren.ru/lenta/view/67694/

Цитаты.
Фермеры Оренбуржья, в частности Орска, в удручённом состоянии: посевы этого года сгорели под палящим летним солнцем. По области в результате засухи и суховеев, участившихся из-за аномальной жары, уже погибло 1 миллион 300 тысяч гектаров сельскохозяйственных культур. И поля продолжают «гореть».
Губернатор Юрий Берг 25 июня подписал Указ о введении режима чрезвычайной ситуации во всех тридцати пяти районах Оренбургской области, в том числе в Орске и Новотроицке. В соответствии с постановлением губернатора, руководителям и районным главам области, где был введён режим чрезвычайной ситуации, надлежит организовать срочные работы по проведению неотложных мер для снижения негативных последствий, возникших в результате засухи и суховеев.

Люди сравнивают лето этого года с летом 1975-го, когда из-за такой же аномально жаркой погоды под списание попала большая часть посевов Оренбургской области. Тогда вследствие нехватки кормов народ массово резал скотину и сбывал задарма. Мясо в разы подешевело. Но уже на следующий год значительно подорожало, потому что скотины в хозяйствах было очень мало. Эксперты утверждают, будто история повторится…
– Естественно, проще всего сдать живность сегодня, пока мясо совсем не упало в цене, – уточняет директор крестьянско-фермерского хозяйства «Долинское» Сергей Долинский. – Люди так и делают. И я со стопроцентной уверенностью могу сказать, что на нашей сельской улице примерно в двух дворах из двенадцати к новому году останется какая-то скотина. Остальным придётся продать и коров, и свиней, потому что не будет возможности содержать живность из-за отсутствия кормов. Если в прошлом году с одного гектара мы брали 10 центнеров кормовой травы, то сегодня – всего полцентнера. Эта разница убьёт крестьянина наповал. Сено выросло в цене уже в два раза – один тюк стоит 100 рублей. А поскольку травы в полях нет, стоимость сена будет увеличиваться день ото дня. Чтобы прокормить корову, на зиму, грубо говоря, нужно 20 тысяч рублей. Но какой смысл вкладывать в бурёнку такие деньги, если к весне её придётся зарезать из-за отсутствия корма и выручить за неё, если получится, всего тысяч 15? Никакого смысла нет. Проще сейчас зарезать и продать, чтобы, пока мясо продают не по бросовой цене, выручить неплохие деньги. Без свинины мы в любом случае не останемся, а говядины не будет. Думаю, местного мяса к новому году может не быть даже на рынке.новникиво областное это будет осуществлять.
Орчане, которые содержат подворье скота, удивляются росту городских цен на корм. Отруби на птичьем рынке и у частников исчезли вообще. Так, проехав по рынкам и закупочным базам, одни мои знакомые решили, пока не поздно, попробовать закупить корма в деревне. И если месяц назад деревенские крестьяне охотно продавали корм, то на прошлой неделе дали от ворот поворот: мол, свой скот кормить нечем, а ещё зима впереди. Надо запасаться хотя бы травой, да и той на полях нет. Стада коров ходят по выжженной солнцем земле, питаясь редкими травинками. Подвержены засухе сенокосы –как многолетние, так и луговые. Вдобавок ко всему, поля горят в пожарах. По мнению начальника отдела сельского хозяйства горадминистрации Виля Табульдина, по заготовке кормовых ситуация складывается очень напряжённая.
– Часть поздних посевов из-за аномальной жары даже не взошла, – говорит он. – Заготовить на зиму корм при отсутствии трав будет трудно. Мы думаем, как сохранить в таких тяжёлых условиях поголовье скота. По Орску и окрестностям во многих агрокомплексах идёт не привес, а отвес скота. Мы обратились ко всем сельхозпредприятиям муниципального округа с просьбой определить свои возможности и перспективы на ближайшее будущее. Нам нужно знать, сколько кормов и сена заготовит каждое предприятие животноводческого комплекса. В Крыловке фермер уже просит оказать помощь в заготовке кормов. До 15 июля мы должны всю документацию по заготовке и перспективам всех агропредприятий отправить в область. И уже на областном уровне будут решать, сколько денег выделять на корма животноводческим предприятиям. Пока всё ещё надеемся на погоду. Если пойдёт дождь – пойдёт трава, а значит, можно будет заготовить сено.
Но на 2 июля в общем по области заготовлено около 129 тысяч тонн сена, что составляет всего 23 процента от запланированных объёмов.

-Всему виной низкое атмосферное давление и почвенная засуха, – говорит Виль Табульдин. – Третий месяц стоит жара до 40 градусов, почва прогревается почти до 65 градусов, что недопустимо для всего живого на земле. Как только по области была объявлена чрезвычайная ситуация, началось обследование посевных площадей по всей области. Итоги его просто ошеломили. На 1 июля по муниципальному округу Орск списано 13 тысяч 417 гектаров посевов из 21 тысячи 402 гектаров. Под списание не попало всего около 8 тысяч гектаров. В прошлом году засухе не подверглись хотя бы поля посёлка Мирный, а в этом – солнце «съело» всё. По округу урожайность меньше в два раза по сравнению с прошлым годом.

Сергей Долинский.
Люди не понаслышке сравнивают засуху этого года с аномалиями 1975-го. http://www.openoren.ru/lenta/view/67694/
 Тогда всю зиму мы кормились и практически жили в Алтайском крае. Но в том далёком 75-м и отношение властей к крестьянам было другим. Выплыли тогда. И урожай в последующие годы хороший собирали, забивая зернохранилища. Но даст ли Алтай нам зерна сегодня? Даст, только за большие деньги. В Самарской области товарная стоимость зерна в связи с неурожаем уже возросла до 4-5 тысяч рублей за тонну. Нас ожидает то же самое………Ведь если нас признают банкротами, то опустеют те поля, за которыми мы ухаживали. То есть земли придётся законсервировать на год или два. Только на следующий год сюда уже не зайдёшь – трава заполонит всё, а через два года с ней будет трудно бороться. Выход один – обращаться в правительство России. Другие регионы не стыдятся обращаться к высшему руководству страны.
Правительство области с проекцией на будущее рассмотрит вопросы пролонгации кредитов и лизинговых платежей. Также будет ратовать за выделение товарного кредита (на корма и животноводство). И это всё, что может сделать для сельхозпроизводителей область.
Вообще в некоторых странах в подобных ситуациях на гектар выделяют по 700 евро. В США и Канаде – 600 долларов, Белоруссии – 90 долларов, Казахстане – 80, и только в России – всего 9 долларов на гектар (это и субсидии, и дотации). Нонсенс. Это происходит в стране, которая всегда поставляла на рынки отличнейший урожай зерновых.
Помимо того, что каждый сгоревший гектар посевов будет компенсирован сторублёвой банкнотой из государственной казны, сельхозпредприятия получат право приобретать горючее по льготным ценам. С 25 июня в области действует целенаправленное соглашение о поставке нефтепродуктов для агропромышленного комплекса. Соглашением предусмотрено обеспечение сельхозтоваропроизводителей области горюче-смазочными материалами на период полевых работ с июля по октябрь текущего года.
Область нам помогла немного – по 90 рублей на гектар выделили. В этом году опять область поддерживает деньгами – теперь сто рублей на гектар даёт. Только что такое сто рублей, когда затраты составляют по три тысячи на гектар? Сто рублей – просто капля в море. Федеральная поддержка здесь нужна. Но её как не было, так и нет. Мне кажется, что в этом направлении также область должна работать. К примеру, в Татарстане в прошлом году были колоссальные убытки по зерновым – им выделили госпомощь в размере почти двух тысяч рублей на гектар. Почему только Татарстану? Да потому что, видимо, президент республики хорошо похлопотал в правительстве страны. Правители нашей области не хотят хлопотать за свои земли и продукцию. Поправлюсь: либо не хотят, либо чего-то боятся, либо… ещё какие-то причины на то есть.

Сергей Долинский. Не каждый поймёт мои чувства и чувства ещё десятка мне подобных фермеров. На 21 июня с одной тысячи гектаров было списано 800 га, и в конце месяца мы всё ещё надеялись на то, что пойдёт дождь, что удастся с его помощью сохранить оставшийся урожай. Но сегодня под списание в нашем фермерском хозяйстве попало всё. Сгорели последние посевы. И как насмешка напоследок – в поля начала слетаться саранча. В малых количествах, но всё же… ….Действительно, сухая жаркая погода очень быстро спровоцировала появление вредителей. Саранчу успели заметить сразу в нескольких районах, в том числе в полях, расположенных ближе к границе с Казахстаном и Челябинской областью. В СПК «Новооренбургское», что расположен на границе с Челябинской областью, очаги возникновения обработали специальными препаратами, выделенными из резерва областного министерства сельского хозяйства. Справились с саранчой и в «Приморском». А вот в «Зауральном» ситуация осложняется тем, что под списание уже попала большая часть посевов. Остальные посевы продолжают гореть на солнце, так что, по мнению председателя СПК колхоз «Зауральный», саранча здесь поживится малой долей посевов. Аналогичная ситуация складывается в Казахстане и Башкирии. На границе с Казахстаном по оренбургским полям невозможно спокойно пройти – саранча тучами вылетает из-под ног. Но орские фермеры к этим вредителям относятся с долей очень грустной иронии – потому что во многих фермерских хозяйствах посевы погорели полностью и саранче здесь нечего есть.

Страхование накрылось медным тазом
Ещё в прошлом году, когда в полях стала «гореть» пшеница, премьер-министр убеждал фермеров, что им нужно быть готовыми к подобным ситуациям, и призвал страховаться. В этом году из областного бюджета по части субсидирования на компенсации затрат по страхованию сельхозкультур выделяли 21 миллион рублей. Но, как оказалось, в королевстве страховщиков не всё так просто.
– По ходу весенней посевной этого года я искал хорошую страховую компанию, – рассказывает Долинский. – В ходе поисков выяснилось, что в России нет ни одной государственной страховой компании, только коммерческие. Но я всё-таки выбрал одну приличную компанию, и по окончании посевной страховщики благополучно запротоколировали все посевы. Отправили из Оренбурга в Москву все необходимые для регистрации документы, чтобы впоследствии загнать деньги на страховку. Прошла неделя, вторая. Они молчат. Через две с половиной недели, как раз 25 июня, страховщики сообщают: мол, извините, но в вашей губернии ЧС, мы вас страховать не будем. Вот и всё. Вопрос со страховкой отпал сам собой. Кстати, те, кто успел застраховать свои посевы, пока тоже остаются с носом – денег на многочисленные страховые выплаты пострадавшим от засухи фермерам не хватает. Тут ещё и судебные приставы никак не могут успокоиться: пишут уведомления о том, что мы должны заплатить за технику транспортный налог. Но ведь мы не обязаны этого делать! Транспортному налогу, если опираться на 358-й закон Кодекса РФ, не подлежит сельскохозяйственная техника. Она у нас практически вся ещё с советского времени на колёсах, современных тракторов российского производства у нас единицы работают в полях. Вот ещё и это обстоятельство добивает фермеров. А именно: модернизация сельскохозяйственной техники.
Так что, фермеры имеют лишь уверения областного правительства в том, что помощь пострадавшим от засухи 2010 года будет оказана.
Автор: Людмила Денисова  Источник: Орский вестник


**********
************************
********************************
1) 1998 г.В.П. ПОПОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЗЕРВ ХЛЕБА В СССР
И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
****************************
*************
******
2)
Эллман Майкл — профессор экономики (Амстердамский университет, Нидерланды). Перевод с английского языка И.В. Кузнецова. http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB10/SEM/Ellman.html
Сравнение усилий по борьбе с голодом в 1946–1947 гг. с мерами царского правительства в 1891–1892 гг. оказывается не в пользу советского правительства. В июне 1891 г. Комитет министров признал существование «крайне серьезной» ситуации. В июле 1891 г. был издан указ, запрещающий экспорт ржи. К августу того же года тысячи железнодорожных вагонов, полных зерна, были направлены в голодающие районы. В ноябре 1891 г. император предпринял специальные меры, чтобы помочь борьбе с голодом, включая программу общественных работ и назначение специальных уполномоченных для разрешения транспортного кризиса, возникшего из-за движения большого количества грузовых вагонов в голодающие районы. Всего для борьбы с голодом в 1891–1892 гг. было направлено около 1,7 млн т продовольствия. Избыточная смертность в 1892 г. составила лишь около 400 тыс. человек.
Голод 1947 г. в СССР
   Голод 1947 г. (а точнее 1946–1948 гг.) был четвертым и последним в Советском Союзе. Он начался в июле 1946 г., достиг своего пика в феврале–августе 1947 г., а затем его интенсивность быстро уменьшилась, хотя какое-то количество голодных смертей еще имело место в 1948 г. Наиболее достоверные оценки уровня избыточной смертности, которые могут быть сделаны сегодня, составляют от 1 до 1,5 млн человек. Этот интервал сравнительно широк из-за недостаточно ясного соотношения между числом зарегистрированных и реальных смертей. В абсолютных цифрах, наибольшее число умерших приходится на Россию, за ней следовали Украина и Молдавия. В процентном соотношении самый большой уровень смертности на-{198}блюдался в Молдавии, а наименьший — в России. Демографические потери превысили число избыточных смертей, поскольку они включают в себя еще и снижение уровня рождаемости по сравнению с тем обычным уровнем, который мог бы быть при отсутствии голода.
   Похоже, что запасы зерна, имевшиеся у государства к концу 1946/47 сельскохозяйственного года, с избытком превосходили минимальный уровень, необходимый для поддержания системы нормированного распределения. Излишков этих запасов было вполне достаточно, чтобы накормить всех тех, кто умер от голода и связанных с ним болезней в 1946/47 сельскохозяйственном году. В еще большей мере это относится к жертвам голода, умершим в 1947/48 сельскохозяйственном году.
   Неправильно утверждать, что советское государство не уделяло внимания борьбе с голодом. Оно предприняло некоторые меры, чтобы облегчить его последствия, но эти меры были недостаточны для предотвращения высокой смертности от голода и болезней, вызванных им. К тому же СССР оказал значительную помощь продовольствием зарубежным странам.
   Согласно экономическому анализу лауреата Нобелевской премии, индийского экономиста А.К. Сена, причиной голода может стать или внезапное резкое сокращение реальных доходов значительной части населения (как в Бенгалии в 1943 г.), что является общим правилом, или сокращение доступных запасов продовольствия вследствие плохого урожая либо иных причин, что Сен считает менее частым случаем. Советский голод 1947 г. был голодом второго типа в том смысле, что он последовал за резким сокращением продовольственных ресурсов (связанным с очень плохим урожаем 1946 г., который, в свою очередь, стал результатом засухи, последовавшей за низким урожаем 1945 г.). Однако плохой урожай не делал голод неизбежным. Если бы политика государства в отношении налогов, хлебозаготовок и внешней торговли была иной, то, возможно, несмотря на низкий урожай 1946 г., голода не случилось бы, или его масштабы были бы гораздо меньшими.
   Характер жертв голода в СССР в 1946–1948 гг. может быть осмыслен в рамках концепции привилегированного доступа, предложенной Сеном. Умирали те, кто в советской системе не имел права на получение продовольствия от государства (например, сельские жители). Те же, кто имел такое право (преимущественно городские наемные работники — самая привилегированная группа в карточной системе распределения), обычно выживали. Голодные смерти не были прямым следствием природной катастрофы, а были опосредованы советской экономической политикой и советской системой доступа к продовольственным ресурсам
****************************
*************
******
3)
http://ru.wikipedia.org/wiki/

Имеются данные о 4,43 млн тонн экспорта [2]за 1946-48 годы, причем из 1,23 млн тонн экспортированных в 1946 году по меньшей мере 500 тыс. т было экспортировано во Францию в первой половине года — то есть до начала голода, а в 1948 (после его окончания) было поставлено на экспорт 2,59 млн. Таким образом, непосредственно во время голода за рубеж было вывезено до 1,4 млн тонн зерна.

Дефицит продовольствия в 1946 г. привел к тому, что государство сняло с продовольственного пайка практически все сельское население (100 млн человек), которому предлагалось выживать исключительно за счет собственного подсобного хозяйства. Однако из-за директив по максимизации хлебозаготовок, в 8 % колхозов оплата трудодней зерном была прекращена (в Черноземье не выдавали зерно больше половины колхозов), а большинство остальных выдавало не более 1 кг зерна в день. Денежная оплата труда в 30 % хозяйств не осуществлялась, поэтому приобрести продовольствие за деньги люди там также не могли. При этом в сентябре 1946 г. цены на хлеб в государственных магазинах были повышены вдвое. В то же время еще осенью 1945 г. были отменены льготы по уплате сельскохозяйственного налога для семей погибших на фронте и получивших инвалидность в ходе боевых действий, несвоевременная выплата налога грозила крупным денежным штрафом или конфискацией скота.
Помимо всего прочего, на самом пике голода в феврале-мае 1947 г. производилось фактически принудительное размещение очередного облигационного госзайма среди населения. Обращения людей в органы госвласти с просьбой вернуть деньги, которые могут спасти их семьи от голода, практически всегда оставались без ответа.
В лучшем положении в те годы было продовольственное снабжение рабочих оборонных предприятий, сотрудников милиции (они продолжали получать хлеб по карточкам) и номенклатуры.

Помощь голодающим
Запросы региональных властей о необходимости выдачи зерна из госрезерва либо оставались без внимания, либо удовлетворялись в объеме, в 2-3 раза меньшем необходимого и через несколько месяцев после запроса. Некоторое улучшение снабжения происходило с середины 1947 г., когда пик голода уже был пройден. В это время советское руководство ввезло из Китая 200 тыс. тонн зерна и бобов сои, на Украину и в Белоруссию поступала «помощь жертвам войны» по каналам ООН [1].
В отличие от голода 1932-33, такие меры как тотальное изъятие продовольствия у колхозов, не выполнивших план, на практике не применялись. В то же время было осуждено более 10 тыс. руководителей колхозов, обвиненных в недостаточной жесткости по реализации плана заготовок зерна[1] или его утаивании. Репрессиям подвергались и «расхитители зерна», круг которых по закону был чрезвычайно широк (см. Закон о пяти колосках).
Страх голодной смерти привел к небывалому росту преступности (за хищения хлеба в 1946-47гг. были осуждены около 400 тыс. человек) и, как следствие, к ещё большему увеличению числа заключенных в советских лагерях, труд которых использовался все шире[5].

В условиях ослабления контроля над учетом и миграциями населения, многие голодающие сумели выехать из сельской местности в города и более благополучные районы страны, где выживали, нанимаясь на стройки или вели нищенский образ жизни (борьба с нищенством в городах началась только в середине 1950-х). Наряду с послевоенной разрухой, отток населения также способствовал продолжительному упадку сельского хозяйства в СССР, довоенные показатели производства которого были восстановлены только к середине 1950-х годов. За это время из советской сельской местности так или иначе выехало более 10 млн человек.
****************************
*************
******
• 4)

a) Голод в СССР 1946 - 1947 годов: Происхождение и последствия.
• В. Ф. Зима «Голод в СССР 1946—1947 годов: Происхождение и последствия», М., 1996     [Djv-ZIP] Монография. (М.: Институт Российской истории РАН, 1996)
Scan, Djvuing: АЧ,

b)Степень псевдонаучности деятельности Лысенко
Характеризуя степень псевдонаучности деятельности Лысенко, Валерий Сойфер (2001) приводит следующие два высказывания Лысенко:
Для того, чтобы получить определённый результат, нужно хотеть получить именно этот результат; если Вы хотите получить определённый результат, Вы его получите.
— Трофим Лысенко; Цит. по: Б. А. Келлер, 1939, Выступление на совещании по генетике и селекции. «Совещание по генетике и селекции. Спорные вопросы генетики и селекции (общий обзор совещания)». Под знаменем марксизма, 11, 93[13]
Мне нужны только такие люди, которые получали бы то, что мне надо.
— Трофим Лысенко; Цит. по: Б. А. Келлер, 1939, Выступление на совещании по генетике и селекции. «Совещание по генетике и селекции. Спорные вопросы генетики и селекции (общий обзор совещания)». Под знаменем марксизма, 11, 94[13]

"Я авторитетно заявляю, что не было ни одного образованного биолога в тридцатые и сороковые годы, кто мог бы вполне серьёзно воспринимать лысенковское «учение». Если грамотный биолог стоял на позиции Лысенко — он врал, выслуживался, он делал карьеру, он имел при этом какие угодно цели, но он не мог не понимать, что лысенковщина — это бред!"
— Владимир Эфроимсон, генетик, 1989. "Авторитет, а не авторитарность"[10]

****************************
*************
******

5)ХЛЕБ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СССР В 1940-е ГОДЫ
Автор: В.П. ПОПОВ  http://dlib.eastview.com/browse/doc/3634372
Попов Василий Петрович, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета.
Ликвидировав кулачество и проведя сплошную коллективизацию, сталинское руководство решило ряд важнейших стратегических задач. Был положен конец идейным разногласиям внутри правящей партии; последовавшие затем во второй половине 30-х гг. кадровые "чистки" во всех звеньях советской государственной машины надолго устранили почву для возможной оппозиции правящему режиму. Завершилось складывание нового общественного строя России, поскольку и сами социальные слои советского общества, и организация первичных производственных и трудовых коллективов (заводов, фабрик, колхозов) отличались некой социалистической однородностью. Подразумевалось, что изгнание из всех сфер народного хозяйства антисоветских элементов (с последующим "добиванием остатков умирающих классов", как отмечал Сталин) делает возможным не только построение в СССР социалистического общества, но и воспроизводство основных его элементов на собственной основе. Следовательно, людские массы были ориентированы уже не на решение своих прежних частных интересов (хотя таковые имелись и продолжали сохраняться в силу неизменности человеческой природы), а на решение глобальной общегосударственной задачи - построения нового общества на базе социалистических форм хозяйства. Государство, созданное Сталиным, существовало для самого себя; оно намеренно и жестко отделило себя от народа и в своей политике руководствовалось исключительно собственными интересами.
Созданная колхозная система позволила ему глубоко вторгаться во все сферы деревенской жизни. Примерный устав сельскохозяйственной артели игнорировал личные устремления и нужды деревенских жителей. Формально земля и средства производства находились в коллективном пользовании артели и должны были, по замыслу создателей устава, "обеспечить, таким образом, лучшую жизнь колхозников". Фактически артель обязывалась вести свое коллективное хозяйство в полном соответствии с навязываемыми сверху государственными планами и сдавать по обязательным поставкам большую часть выращенной сельхозпродукции за бесценок. Это в равной степени касалось и продукции приусадебных хозяйств.
Помимо экономического бесправия колхозная система узаконивала и личное бесправие деревенских жителей, лишенных паспортов и возможности свободного выбора работы и места жительства(1). Основывалась она на принудительном труде своих работников, за который они не получали полноценной оплаты. Это была по всем правилам оформленная, невиданная по жестокости система государственного крепостничества. Продукция, изымаемая из деревни с ее помощью, составляла дешевую сырьевую базу промышленности, позволяла властным структурам сосредоточивать в своих руках огромные средства, которые они бесконтрольно расходовали.
Уровень и условия жизни народа упали не на короткий период в процессе так называемых социалистических преобразований, а в результате этих преобразований.
40-е гг. стоят особняком в хронологическом ряду советской истории. Они прошли не только под знаком войны "горячей", но и "холодной" тоже, да и предвоенный период сопровождался усиленной милитаризацией всего народного хозяйства страны. Многие историки именно в этом видят ключ к объяснению сверхцентрализации, сверхжестокости методов государственного регулирования экономики, некую своеобразную цену победы в Отечественной войне 1941-1945 гг., являющуюся, по их мнению, главной причиной падения жизненного уровня населения СССР. Такая позиция делает необязательным
стр. 49
________________________________________
анализ базовых экономических отношений, присущих социалистической системе на любом этапе ее существования. Однако, как будет показано ниже, ни война, ни послевоенные трудности никак не повлияли на характер производственно-распределительных отношений между государством и населением.
Если данные о производстве, распределении и потреблении зерна в России и СССР в первой трети XX столетия публиковались в открытой печати, то за 40- 50-е гг. такие сведения отсутствовали. Только в 1960 г. вышел в свет статсборник "Сельское хозяйство СССР". Но в нем приводились лишь показатели об урожаях зерновых в 1940 и 1950 гг. Аналогичные пробелы имели место в этом издании за 1971 г., а в 1988 г. в нем была обнародована статистика зернового производства за первую послевоенную пятилетку. За военные годы она увидела свет в 1990 г. в сборнике "Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." Вышедшая тиражом в 500 экземпляров эта публикация не была доступна даже специалистам и не оказала существенного влияния на изучение проблемы. Современные исследования, включающие период 40-х гг., содержат отрывочные сведения о зерновом производстве этого времени(2).
В данной статье ставится задача проанализировать реальные экономические отношения в сельском хозяйстве СССР в 40-е гг., рассмотрев распределительный механизм, сложившийся между государством и непосредственными производителями зерна. Статья основывается на извлеченных из фондов АП РФ, РГАЭ, ГА РФ и впервые вводимых в научный оборот данных ведомственной статистики. Эти данные, направляемые в правительство, были предназначены для внутреннего пользования и в отличие от официальной статистики, оперировавшей лишь одним показателем - видовой урожайностью (урожай на корню), содержали сведения не только о производстве зерна, но и о его последующем распределении государством.
****************************
*************
******
6) Могут ли методы Госборьбы  с засухой  напомнить 1946-47 годы?
Марат Ахметов: «Ученые сравнивают ситуацию с 1921 годом, когда были засуха и голод в Поволжье»  http://www.business-gazeta.ru/article/25883/14/
29 июня 2010   ПРЕЗИДЕНТ РТ РУСТАМ МИННИХАНОВ ТРЕБУЕТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КАЖДЫЙ КИЛОГРАММ РАСТРАЧЕННОГО ЗЕРНА
— У нас есть переходящий резерв зерна, ресурсы. Но есть все эти приписки, баловство с кормами, поголовьем. Как только мы меняем руководителя района, все это выявляется. Пусть те, кто самовольно залез в запасы, восстанавливают их своими руками и за свой счет, - добавил  Минниханов. Президент дал поручение прокурору РТ Кафилю Амирову привлекать к уголовной ответственности руководителей хлебоприемных пунктов за каждый килограмм растраченного зерна.

Конкретные меры адресной поддержки, http://news.mail.ru/politics/4057800/  по словам первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова, должны быть озвучены на следующей неделе. Но регионы уже предупреждены, что правительство не будет «порождать иждивенчество».

****************************
*************
******
7) Новые методы госборьбы с засухой
Простых коров заменят племенными. Олег НЕЧАЕВ, Эрика НАЖИМОВА
http://ufa.aif.ru/issues/810/2_4
Большие проблемы и в сельском хозяйстве. Ожидаемый урожай составит около 40 процентов от средних значений. Сильнее всего засуха ударит по поголовью скота.
— Уже понятно, что с таким количеством заготовленных кормов поголовье придется сокращать. И нам из этой ситуации нужно выходить революционным методом. Не  просто сократить поголовье, а качественно обновить его, — считает премьер-министр республики Раиль Сарбаев. — То  есть непродуктивных коров, которые дают 2–3 тонны молока в год, реализовать, и вместо них закупить племенную корову, дающую до девяти тонн молока. Есть ли смысл тратить деньги на спасение непродуктивной скотины?
Раиль Сарбаев рассказал, что несколько дней шел «мозговой штурм», по какой схеме следует реализовывать проект. Есть вариант — разрешить районам реализовать скот в счет погашения просроченной задолженности перед ГУПами. Эти средства ГУПы возвращают в бюджет, что будет являться источником для выделения в 2011 году средств на лизинг племенного скота.
Схема приобретения напоминает программу утилизации автохлама. Старая корова идет в оплату первоначального взноса. Это 10–15 процентов от стоимости. Оставшиеся деньги выплачиваются в течение пяти лет. Стоимость племенной коровы составляет порядка 60–70 тысяч рублей. Таким образом, платеж за нее составит около 900 рублей в месяц.
Можно спрогнозировать, что масовый забой скота приведет к падению цен на мясо. Что же касается хлебобулочных изделий, то, по мнению премьер-министра, колебаний цен не будет.
— У нас годовой запас хлеба на элеваторах есть. Для республики необходимо около 300 тысяч тонн продовольственной пшеницы. На сегодняшний день мы имеем на  элеваторах порядка 650 тысяч тонн.

**********
**************
****************
8) Методы борьбы с ростом цен на сельхоз продукцию.
A)
«Главным предусловием сохранения низких цен является то, http://fermer.ru/news/8488?page=605  что все расходы фермеров по доставке продукции на ярмарку берет на себя Министерство сельского хозяйства при содействии корпорации «Вызовы тысячелетия» и программы содействия селам – CARD», - сказал Аветисян.
«Ярмарка будет действовать по выходным дням, но если она получит признание, то мы сможем и в будние дни проводить на ее территории специализированные продажи, в частности, «День меда» или «День сыра», - сказал замминистра.Он отметил, что цены на выставленные на ярмарке продукты ниже рыночных, практически, на 35-40%.

Цены на продукты питания поползли вверх. Заявление ЦК КПРФ
 
________________________________________
2010-08-13 16:54
Пресс-служба ЦК КПРФ.
http://kprf.ru/personal/zyuganov/81634.html
Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов.

Пожары, жара и засуха нанесли огромный ущерб сельскому хозяйству. Урожай зерновых погиб на площади около 30 млн. гектар. Даже по самым оптимистическим прогнозам сбор зерна составит не более 50 млн. тонн при минимальной потребности в 75 млн. тонн. Запас зерна прошлого урожая не покрывает дефицит. В стесненных финансовых условиях придется закупать на внешнем рынке, где уже сегодня цены выросли почти на 15%.
 
Зюганов Геннадий Андреевич
 
Правительство Российской Федерации пока что не предпринимает каких-то решительных мер по стабилизации ситуации. Заявления о том, что запас зерна в стране достаточен, воспринимается с недоверием. Зерновые магнаты уже пытаются получить выгоду из сложившихся трудностей. Естественно, за счет народа. Трейдеры (перекупщики), у которых сохранились остатки зерна урожая 2009 года, решили приостановить его поставки по раннее заключенным договорам в ожидании более высоких цен на зерно. Такие действия уже привели к тому, что в отдельных местах стоимость муки выросла на 70%. Производители хлеба вынуждены со 2 августа поднять его цену на 15-20%.
В некоторых регионах страны, в том числе и в Подмосковье, цена хлебобулочные изделия поднялась от 12 до 26%, молока – на 6%.
При этом производитель зерна – крестьянин, никакой выгоды от роста цен не получает. Его доход составляет всего лишь около 5-8% в общей сумме стоимости хлеба. Все остальное достается перекупщикам, переработке и торговле. Во всем мире, в отличие от России, оценка труда крестьянина закладывается в объеме не менее 50%. Механизм торгового баланса в структуре розничной цены всегда должен выводиться с учетом интересов и затрат четырех групп - производителей, переработчиков, торговли и потребителей. Однако, принимая в минувшую сессию закон о торговле, парламентское большинство в лице единороссов, отвергнув предложения фракции КПРФ, допустило огромный перекос по этому показателю в сторону учета интересов торговли, поскольку многие депутаты сами являются либо владельцами крупных торговых объектов, либо заинтересованы в лоббировании их интересов.
Правительству Российской Федерации в сложившейся ситуации следует не заниматься убаюкивающими заявлениями, а заняться разработкой и принятием срочных мер по недопущению галопирующего роста цен не только на хлеб, но и на остальные продукты питания – молоко, мясо, яйцо, масло и др. Надо прекратить любой вывоз зерна за рубеж. Все зерно выкупить у крестьян по цене не ниже 7 рублей за килограмм. Установить жесткий контроль государства за ценами на продукты питания. Оказать финансовую помощь крестьянским хозяйства, пострадавшим от засухи, для приобретения кормов скоту. Иначе остатки стада будут вырезаны. К заготовке кормов подключить все силы, включая армию. Действовать необходимо решительно и жестко.
ЦК КПРФ заявляет, что в случае не принятия своевременных мер, вся ответственность за неизбежные тяжелые последствия для населения страны ляжет на федеральную власть.   
 
Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов.

**Убытки регионов от засухи в четыре раза больше официальных потерь Ольга Самофалова, опубликовано: 27.08.2010 в 11:40, обновлено 27.08.2010 в 11:58 
Минсельхоз подвел последние итоги потерь в 2010 году из-за засухи: погибло 12 млн га посевных площадей или 27% от общей площади урожая зерновых. Исходя из данных регионов, общие убытки сельскохозяйственного сектора оцениваются в 160 млрд рублей, однако компенсировать их никто не собирается. Это в четыре раза больше официальных потерь, посчитанных Минсельхозом.
На 26 августа засуха погубила 12 млн га сельхозугодий, что составляет 27% от общей посевной площади зерновых, подсчитали в Минсельхозе.
Ведомство провело экспертизу 29 из 37 пострадавших регионов от засухи: регионы подали документы на 46 млрд рублей, однако ведомство сократило их до 34 млрд рублей. Если учесть такую пропорцию, пишет сегодня "Коммерсант", то убытки всех 37 субъектов могут быть оценены ведомством в 43 млрд рублей. Почти о таких же потерях говорил Белый дом еще 13 июля - тогда называлась цифра в 40 млрд рублей. Дотации регионам будут выдавать очень осторожно.
Оценки убытков регионами и Минсельхозом существенно расходятся. Так, губернатор Самарской области Владимир Арятков заявил о "потерянной выручке" сельхозпроизводителей области в 7 млрд рублей, однако экспертиза Минсельхоза подтвердила только 1,7 млрд рублей прямых потерь. Исходя из такой пропорции оценки убытков региона и компенсации потерь ведомством, в масштабах всей России сумма убытков должна превысить 160 млрд рублей, посчитала газета "Коммерсант". Это в четыре раза больше той суммы прямых убытков, которые исходя из экспертизы Минсельхозяа государство намерено компенсировать. С остальными потерями регионы должны справиться самостоятельно.

***Набиуллина отказалась вводить ограничения по ценам на продукты
31 августа 2010 в 16:37 Источник lenta  Опубликовал hamlet
http://lenta.ru/news/2010/08/31/prices/   31.08.2010, 16:05:21
В Минэкономразвития не считают целесообразным вводить правительственные ограничения по ценам на продовольственные товары. Об этом заявила глава министерства Эльвира Набиуллина. Ее слова передает агентство "Прайм-ТАСС".
Согласно закону "О торговле", который вступил в силу в 2010 году, правительство имеет право устанавливать предельные цены на социально значимые товары.
Набиуллина отметила, что темпы роста цен в России в последние недели действительно ускорились, но это связано прежде всего с засухой. Ранее сообщалось, что в августе недельная инфляция увеличилась до 0,2 процента, хотя ранее была 0,1 процента. При этом обычно в августе цены наоборот уменьшаются, так как созревает новый урожай.
Кроме того, в 2010 году особенно быстрыми темпами дорожает гречка, в некоторых регионах она исчезла с прилавков ряда магазинов. В Российском зерновом союзе в сложившейся ситуации обвиняют спекулянтов и СМИ. В "Союзмолоке" также сообщали, что в стране будет наблюдаться и дефицит молока.
Из-за засухи в России погибло около четверти урожая, из-за чего правительство вынуждено было ввести запрет на продажу зерна за рубеж. Кроме того, правительство попросило не допустить роста цен на социально значимые товары, однако в Федеральной антимонопольной службе уже заявили, что хлеб в России к началу сентября подорожает на 10-15 процентов.
По словам Набиуллиной, в стране достаточно запасов для того, чтобы обеспечить спрос, а для предотвращения спекуляций необходимо развивать нормальные формы торговли, передает РИА Новости.
Напомним, что при росте инфляции правительство России уже прибегало к заморозке цен на социально значимые товары. В частности, на такой шаг чиновники пошли осенью 2007 года. Тогда они договорились с производителями и продавцами о заморозке цен до февраля. В январе 2008 года договор был продлен еще на три месяца.
anws комментирует новость #   [;]
"Правительство отказалось осуществлять мониторинг цен на молоко, муку и хлеб, т.к. не умеет оперировать такими мелкими суммами."
Официальный twitter-аккаунт Перзидента Роисси.
31 августа 2010 в 17:33
Яныкатя комментирует высказывание janbassila #   [;]
Ожидать, что Набиуллина остановит спекулянтов, это всё равно, что ждать от Чубайса снижения цен на энергоносители. Когда в правительстве сидят бизнесмены, то они делают то, что выгодно лично им, а не стране.
31 августа 2010 в 17:41