С дипломом в большую жизнь

Олег Гонозов
Как сейчас помню, на торжественном вручении дипломов ректор вуза нам прямо сказал: «Дорогие выпускники, высшее образование – это ваше все!» Правильно сказал: я пятый курс еле-еле вытянул – не все родители могут по 60 тысяч рублей за семестр отваливать! Мои предки после выпускного сразу на инвалидность двинули. И синий диплом с двуглавым российским орлом (красивый такой!) действительно стал для меня всем, что у меня осталось.
- А дальше-то что? – спросил я ректора в непринужденной ресторанной обстановке, когда наш выпуск обмывал полученные корочки (по полторы тысячи скидывались!) – Куда дальше-то идти, Филипп Матвеевич? 
- Перед вами теперь все дороги открыты, все пути! – демонстрируя свои фарфоровые зубы (немецкая технология), улыбнулся ректор. – Это в годы советского застоя вас, не спрашивая согласия, пораскидали бы по всей стране от Харькова до Владивостока... А сегодня вы полностью свободны в своем выборе! Куда хотите, туда и идите!
Конечно, у кого родители в банках работают, пошли в банки, у кого разные фирмы возглавляют, пошли в эти разные фирмы, кто на государевой службе трудится, своих отпрысков к себе пристроил. А я бесплатную газету объявлений (что нам в  почтовый ящик кладут) стал вдоль и поперек штудировать в поисках работы. И не зря. Нашел-таки сообщение, что филиал столичной компании срочно набирает сотрудников на высокооплачиваемую работу (высшее образование обязательно!)
Я диплом подмышку и бегом по указанному адресу. А там  таких как я уже целая очередь выстроилась (и все с дипломами). В офис по одному человеку приглашают потому, что двоим – не развернуться. Я еще подумал, чего же это столичная фирма в такой тесноте ютится? (но на всякий случай промолчал).
- Высшее образование есть? – строго спросил бородатый дядечка в элегантном костюме. Я показал корочки. – Отлично! Персональный компьютер дома имеется?
- Нет, - поскучнел я (а дядечка весь так и засиял).
- Отлично!
- Но, если потребуется, я могу попросить у соседа...
- Не надо! Не дай Бог, он окажется не лицензионным или переполненным опасными вирусами и троянами! Обеспечение компьютером фирма берет на себя (я не поверил!) Но за  доставку, программное обеспечение и настройку придется заплатить двенадцать тысяч рублей!
- Сколько? – охнул я.
- Завтра возьмете в банке потребительский кредит, а послезавтра наш представитель доставит технику... Не переживайте, вам, как очень ценному для нас специалисту, дадим скидку... Пять процентов.
- Но…
- Ладно, десять!
Через два дня в дверь позвонили: на пороге стоял неизвестный (почему-то в черных очках и перчатках). Он взял деньги, занес в квартиру две заклеенных скотчем коробки и сказал, что завтра придет программист и займется настройкой оборудования.
Но ни завтра, ни через неделю никто так и не пришел. Когда же я все-таки распаковал коробки, в них оказался компьютер и монитор пятнадцатилетней давности. А фирмы, куда меня взяли на работу (как нетрудно догадаться), уже давно след простыл.
Ладно. На ошибках учатся! – успокаивал я себя, продолжая искать работу. И ведь нашел! По объявлению на автобусной остановке (газетам я больше не доверял).
Швейное объединение «Красный пролетарий» проводило дополнительный набор работников в цех металлоизделий с достойной оплатой труда (от одной до трех тысяч рублей в день в зависимости от выработки). Я бросился по указанному адресу, но там таких умников толкалась не одна сотня. Набор в цех уже давно завершился, но, как мне популярно объяснили, можно было получить работу на дом. Взять в банке  потребительский кредит, приобрести штамповочный станок, фурнитуру и, не выходя из квартиры, штамповать пуговицы для рубашек совместного российско-китайского производства. Я думал, что не пройду по конкурсу, но у меня даже диплом не спросили, а сразу выдали счет на восемнадцать тысяч рублей, которые нужно было оплатить в трехдневный срок.
Я получил долгожданное оборудование, заготовки и принялся за пуговицы. За сутки наштамповал тысячу штук (по рублю за пуговицу мне должны были заплатить тысячу рублей!) Но в цеховом ОТК все мои изделия забраковали. На следующий раз я принес две тысячи. Взяли пятнадцать и заплатили пятнадцать рублей (хватило на маршрутку). Когда у меня кончились заготовки, выяснилось, что из-за мирового кризиса китайское сырье подорожало вдвое, а готовые изделия втрое... Подешевели. Штамповать пуговицы себе в убыток я не стал и отнес станок в сарай (с глаз долой).
Банки уже грозили мне за просрочку платежей по кредитам разными карами, вплоть до передачи моих долгов коллекторам (кто это такие я до сих пор не знаю). Мне срочно требовались деньги. И я, не долго думая, схватился  за подвернувшуюся работу на домашнем телефоне (о ней мне намекнул наш ректор). Принимал от клиентов заявки на разные товары, а затем передавал их по межгороду на оптовые склады в Москве. Деньги обещали достойные, до двадцати процентов от заказа, но только после оплаты товаров клиентами.
Заявок было столько, что телефон не замолкал ни на минуту. А через месяц его отключили за неоплату услуг связи (оказывается, я совершенно незаметно назвонил по межгороду на сто двадцать тысяч рублей!)
Тут уж мне пришлось брать ноги в руки и спешно скрываться у тети в Тверской области. Из нужных вещей я успел только прихватить с собой паспорт и диплом о высшем образовании. Без него сегодня пропадешь! А с ним может и выживешь (если, конечно, родители долги погасят).