Когда придёт Зазирка-2 глава 52

Михаил Заскалько
ГЛАВА 52

…я проснулась от внутреннего толчка, и тотчас ощутила: стою босая на мокрой траве. Что за дела?! Распахнула глаза: точно, трава по пояс, клонится облепленная крупными каплями росы. Светло как днём, но явно не день сейчас, а скорее белая ночь. Ибо вокруг царила дивная сонная тишина.

Я стояла на макушке холма, по очертаниям напоминал петушиный гребень свалившийся набок. К подножью холма плотно подступал лес.

Ну, и что я здесь делаю в такое время? Да, а что было накануне?
Память услужливо прокрутила точно ролик видеосьёмки хронику, затем рыжая пятнистая желтизна трепыхнулась тряпкой и стёрла изображение…
Что это было? Я просто вырубилась от истощения сил или… меня «пригласили»? Кто? Куда?
На счёт истощения. Голова ясная, тело, хорошо отдохнувшее и полно сил. Нежная прохлада приятно холодила: я была лишь в одной крапивной рубашке. Очень странно: перед отключкой на мне были доспехи Ладанеи.…Сама разделась…или помогли? Ау, Ладанея, успокой!
Молчит.…Было бы втройне странным, если бы отозвалась по первому зову.
 
В пяти шагах от меня из травы вырастал огромный валун. Весь в трещинах, частично осыпавшийся, отчего поверхность приобрела слоистую чешуйчатость. Очень похоже на тело гигантского неведомого зверя, а буро-красное нутро камня ещё больше усиливало сходство: »кровавые» раны.…Почти на самом верху из трещины торчало деревце…ну, точно стрела с зелёным опереньем.

Неожиданно у меня родилось желание взобраться на валун невзирая, что ноги без обуви. Не успела, как говорится, подумать, как уже стою в двух шагах от «стрелы», переступая с ноги на ногу: слишком колкая поверхность.
Во все стороны до самого виднокрая (горизонта) раскинулась почти ровная тёмная равнина. Ничего примечательного.
-Ну и что?- невольно вырвалось у меня.- Алё, кто меня сюда забросил? Зачем?

«Слушай и внимай,- тотчас прозвучал во мне голос Ладанеи. На первый взгляд он был сухой, бесстрастный, но вскоре я ощутила лёгкое волнение.- Это место заветное. Под тобой Краеугольный Камень, с него всё начиналось в этом мире…»
Тихий голос Ладанеи завораживал, пленял и растворял меня без остатка. Впрочем, в остатке был только слух.

Экскурс в дремучую историю был краток, но весьма выразителен. Очевидно, Ладанея  тем самым хотела подчеркнуть значимость того, что собиралась мне поведать.
Этот Камень не просто валун, он брат того камня, что находится в Вырии именуемый как Алатырь. С Алатыря начинался Вырий, с этого - Изначальный мир или Персть. Здесь любил отдыхать Род, обозревая созданный им мир. У подножья Камня Первый Ящер отложил Первые Яйца. Здесь же Род наделил разумом его потомство. Много веков позднее здесь же зародился человек, как очередной эксперимент самого чувствительного дотошного бога Денницы…
Здесь у этого Камня закончил своё существование Сварог. А с ним канули в лету Лад и Правь.
И вот сейчас там за виднокраем рождается новый день. Необычный день. Ибо когда первые лучи Яра попадут на Камень, то стоящая на нём Зазирка окончательно сольётся с Ладанеей. Нет, это не будет новая Зазирка - она всего лишь станет немного иной…

Этот день отныне будет считаться началом Очищения. Днём поднятия целины и обращения её в ниву, в которую упадут зёрна Лада и Прави. Здесь обновлённая Зазирка должна принять решение и сделать Первый Шаг.
Перед Зазиркой три направления и конечные точки, откуда начнётся Первая Борозда Нивы Возрождения. Прямо - стольный град-Морок. Слева - логово Кавардака, наиболее сильного и коварного противника. Справа - Долина Ворожей…

« А что сзади?»- влезла с праздным любопытством Варька.
«Путь домой».
Варька на секунду обернулась, глянула с тоской, судорожно сглотнула.
Ладанея произнесла это »Путь домой» так, что Варька сразу поняла: этот вариант вообще не берётся в расчёт. Даже как запасной…

Рассвет начинался медленно, словно осознавал важность момента и страшно робел. В ожидании сверхнеобычного, напряглись до предела каждая клеточка моего тела.
Но, увы! ничего такого, что запомнилось бы надолго, не случилось. Ничегошеньки!

Я испытала сильнейшее разочарование…. Просто в какой-то момент горизонт заалел, а небо окрасилось в розовые тона. Затем невидимые работники неспеша стали скатывать в рулон тёмное полотно, укрывавшее лес - двигались в мою сторону. Действительно первые лучи ударили в Камень…и только…Я лишь невольно вздрогнула,  стадо мурашек пронеслось по спине и исчезли в области копчика.
И всё! Утро шагнуло в свои права, проснулся лес, зашумел на разные голоса: загалдели, запели, защебетали птицы.

-Что? Не получилось?- всё ещё не веря в обманутые ожидания, громко спросила я.
Ладанея ответила с лёгкой добродушной усмешкой. Всё случилось, как и должно было случиться: отныне все её Силы и знания - мои Силы и знания. И более Ладанея не сможет мне помочь, как бы я не взывала, не умоляла.
«Совсем-совсем?»
«Разве что советом».
«И на том спасибо. И что мне теперь делать?»

Ладанея напомнила: у тебя три пути. Прямо как в сказках: пойдёшь налево…пойдёшь направо…
А куда мне пойти? Какой из трёх путей самый…выгодный что ли? Поединки сулят все три, равно как и славу. О гибели молчат.…По каким критериям выбирать? Наименьшее зло из трёх зол? Или, наоборот, большее?
Ну, и где они, якобы приобретённые знания? Почему я терзаюсь вопросами как обычная Варька?
Я повторила специально для Ладанеи. А в ответ тишина. Никакого ответа! Абонент не отвечает…

Растерянно оглядевшись, я с ужасом осознала, что одна одинёшенька, заброшена неведомо куда и бессовестно брошенная… Подступившие слёзы готовы были уже хлынуть, когда вдруг за спиной раздался едва слышный шорох.

Я резко обернулась: рядом с зелёной »стрелой» сидела росомаха. В классической позе кошки - копилки, устремив взор туда, где поднимался солнечный диск.
«Будь здрава, Зазирка - Ладушка!- прошелестел в голове у меня уже знакомый голос.- Да светит тебе Ярило во всякий день и всякий час!»
«И ты…» - начала я и осеклась.
Марцана - росомаха проигнорировала мою неловкость.
«Знатный день зачинается. Чую: сердечко в смятенье, на распутье…»
«Можно и так сказать».
«Начни Путь оттуда, где спину прикроют,- росомаха, наконец, повернула голову: на меня смотрели круглые жёлтые глаза с почти человеческой добротой и участием.- Твои супротивники без благородства: честной бой им не знаком. Лишь на слабого нападают с лица, кто сильнее норовят ударить в спину. Ты сильнее».
«Ты знаешь, что здесь произошло?»
«Ведаю. О том и рекла: знатный день…»
«Почему же я ничего не чувствую? Никаких изменений…»
«Не терзайся попусту. Это почувствуют твои супротивники. Всему своё время, свой черёд. Ныне для тонких действий».
«Понятненько. Кстати, о тонкостях. Мы тут освободили из заточения ящерку. Говорит: заклятье на ней. Может, знаешь кто это?»

Марцана не знала. Если можно так сказать, она специалист по мёртвым животным и, как паталоанатом при вскрытии даёт заключение о причине смерти, так и Марцана могла бы, обследовав труп, сказать: чистое животное или зачарованное. Но у неё есть на этот счёт предположение, рождённое от блуждавших слухов накануне Последней Битвы.
Слухи глаголили следующее:

Там, где ныне гнездилище Кавардака прежде было гнездилище чудовищно могучего колдуна Карачуна. До Последней Битвы там обитали ученики колдуна, постигали чёрную волшбу, поклонялись Чернобогу, который частенько навещал их. Помимо постижения чёрной волшбы, ученики выращивали крылатых змиев, известных по сказкам как Горынычи. Кормили тех Горынычей юными девицами. И сказывали, что прежде, чем отдать девицу на растерзание змеям, поганцы скопом насиловали её. И что земля вокруг того гнездилища на десятки вёрст больна, пропитавшись кровью и болью тех девиц…

Две сестрицы- погодки Дрогича как-то угодили в лапы поганцев. Прознал о том Дрогич, поспешил на выручку. Но не суждено было тому случиться: вмешалась подлячка Середа. Неведомо, каким образом принудила Середа Леля оказать ей услугу. Перехватили Дрогича на полпути, и поразил Лель волота своими стрелами любовной страсти. И помутнел разум волота, и ослепла душа: движимый страстью, забыв про сестриц горемычных, потянулся к подлячке…
Натешилась негодница, сколь поганой душе её надобно было, а после опоила волота зельем хмельным, на сон-траве настоянном.  Когда ж свалился Дрогич сном крепким богатырским, Середа расщепила волшбой камень-плиту и в раскрывшуюся щель сбросила тело безвольное…
Сотворив дело чёрное, подлячка поспешила на поле брани, ибо Последняя Битва уже началась…

«Ты думаешь, что ящерка-это Лель?»
«Я не сказала, думаю. Я сказала, предполагаю. Ибо Лель пропал в аккурат в это время. Последний раз его видели с Середой, и он был сам на себя не похожий…»
«Логично. Использовав, убрала как свидетеля своей подлости.…Как же снять заклятье?»
« Спытай о том поганку», - Марцана произнесла это с такой болью и ненавистью, что даже у меня заныло в груди.
«Спрошу, как представится случай».
«Представится», - твёрдо сказала Марцана с такой уверенностью, словно заглянула в будущее и воочию увидела нашу с Середой встречу.

Я не нашла, что сказать на это. Почему-то меня нестерпимо подмывало спросить о гнездилище Карачуна: когда Марцана упоминала о нём, меня поразила странная интонация в её голосе. Это была не просто застарелая негасимая боль, а нечто такое…Короче, это словами невозможно передать, нужно почувствовать каждой жилочкой…
Я спросила. Марцана тягостно замолчала. Росомаха расслабилась, легла на вытянутые лапы. На мгновение моим глазам предстало  старое измученное животное. И такая жалость пронзила меня, что выступили слёзы. Я уже шагнула к росомахе с намерением обнять, приласкать, но тут заговорила Марцана.

Седьмая дочь Родомысла и Соловушки, Марцана, ещё в отрочестве была определена ответственной за смерть всего живого, кроме человека.
Короткое время была супругой самого Велеса. Однако он скоро охладел к молодой жене и обратил свой страстный взор на Живу( дочь Лады Второй). Дабы освободиться от опостылевшей жены и себя не уронить, Велес  навёл такого тумана, наплёл такой напраслины, что бедная Марцана онемела от чудовищной подлости: супруг обвинил её в измене. А она ни сном, ни духом. И в мыслях такого не водилось.
Сварог с женой Ладой весьма отрицательно относились к изменам. Порой жестоко наказывали провинившихся:
»Негоже нам, Богам, давать людям дурные примеры!»
Кто был Велес, а кто, бедняжка, Марцана.… Поверили, разумеется, Велесу. Тем более, что виновница ни словечка не обмолвила в своё оправдание, только глотала, давясь,  обильные слёзы. Возможно, тогда и родилось ошибочное определение: »Молчание-знак согласия».

Божий Суд понизил Марцану в статусе: »из дворян в мещане». Проще говоря: изгнали из Вырия на вечное жительство на Землю-Персть.
Подлецу муженьку видимо приговор показался слишком мягким, и он поганец удвоил страдания горемычной. По-всему, Велес желал столь сразить бедняжку, дабы у неё напрочь отбило охоту однажды оправдаться, добиться справедливости. Крепкое заклятье наложил Велес на Марцану: месяц пребывать в личине росомахи, месяц в естественном облике. Мало того: распустил слух меж людей, что Марцана-росомаха и есть воплощение распутной женщины, неряхи.…
Не даром говорится: не было счастья, да несчастье помогло. Марцана, несмотря на шлейф позора и бесчестия, познала на Земле большую светлую любовь и безмерное счастье. Притом, что на Суде в защиту Марцаны никто не выступил, втайне некоторые сочувствовали ей, жалели. Одной из таких была, как ни странно, Лада. По сути, Суд вершили мужчины, а женское слово хоть и имело вес, но было бессильным. Возможно, поэтому никто и не выступил в защиту Марцаны, зная исход. Короче говоря, Лада не оставила без внимания изгнанницу: соединила сердца несчастной и однорукого волота Чугака (Сметливого. Руку потерял в поединке с халой, крылатым змеем, которых до Последней Битвы было, как ворон). А Лель своими дивными искрами зажёг в их сердцах пламя Любви. Девять детей родила Марцана суженному. Ласка последыш, всеобщая любимица.

В дни Последней Битвы Чугак занял место в поредевших рядах сородичей, бок о бок с детьми. Верная любящая супруга, облачившись в доспехи, встала рядом, плечо к плечу.
Случилось так, что сошлись в жестокой сече сын великого колдуна Карачуна и Ласка. Девица уж одерживала верх, но подоспел с подмогой отпрыску отец Карачун. Быть бы Ласке битой, да рядышком оказалась Марцана. Итог сечи: сын Карачуна пал от руки Ласки, а сам он получил смертельную рану от Марцаны. Сказывают: чуток не дотянул до своего гнездилища - околел.
Дочь Карачуна и самая способная его ученица Середа поклялась жестоко отомстить за смерть брата и отца. И сдержала слово, подлячка!
Избегая открытого поединка, впотай, исподтишка подкараулила ровесницу - волотку и применила разом все чары, которые постигла от отца. И сгинула волотка Ласка на веки вечные, обратившись в безобразную жерлу.
А убитую горем Марцану (к тому времени погибли все её дети и супруг) хитро, коварно одурманила сон-травой и отдала безутешным ученикам Карачуна. Долго и люто терзали плоть Марцаны поганцы, а затем швырнули змеям, точно кусок мяса…

К концу рассказа Марцаны, я, уже не сдерживаясь, беззвучно ревела, в сердце казалось, воткнули раскалённый гвоздь…
Растерянно металась близ меня Спица: чувствовала, что мне причиняют боль, но не видела, кого рубить.
Сквозь пелену слёз я смотрела на росомаху: она выглядела совсем дряхлой. Внезапно я порывисто кинулась к ней, упав на колени, но… росомаха исчезла. Лишь в голове отдалённо прозвучало:
«Успеха тебе, Ладушка! Отомсти за чадушку мою…»
-Да я её, гадину...- вскочила, захлёбываясь слезами, выкрикнула в пространство:-…измочалю! Я её, чувырлу, выпотрошу как куру! За Ласку! За тебя, Марцана!..
Слёзы душили, боль в сердце ослепляла…