Разнос

Николай Башмаков 2
РАЗНОС


Может ли сын генерала стать маршалом? Молва утверждает, что нет. Ведь у маршала тоже есть дети…

В шутке этой, несомненно, есть доля правды. Особенно в мирное время.
Конечно, любая война тоже не обходится без протекционизма, но все же ее жестокие законы выдвигают в первую очередь людей дела. В мирный период основа всей кадровой политики – протекция.

После фронтовых командно – штабных учений в ГСВГ, которыми руководил один из маршалов Советского союза, проходил разбор. В ходе учений было выявлено много недостатков, и инспектирующие безжалостно критиковали обучаемых.

Особенно досталось дивизии, где командиром был младший сын маршала, недавно получивший звание генерал-майора. И хотя выступавшие всячески старались смягчить промахи молодого генерала, маршал все сильнее хмурился. Ему было стыдно за сына.

Во время перерыва, когда все вышли из зала, отец подозвал свое чадо и устроил ему основательный разнос. В конце выволочки полководец сделал резюме:
- Ты что же дурака валяешь? Думаешь и дальше на моей шее ехать? Ну, дотащил я тебя до генерала… Но ведь дальше-то ПОРА НАЧИНАТЬ РАБОТАТЬ САМОМУ… Не возьмешься за ум, так и проболтаешься всю жизнь в генералах!…

Послушный сын, чтобы не дай Бог не засидеться в генералах, конечно же, пообещал, что немедленно закатает рукава и начнет работать.

Этому разносу стали невольными свидетелями два офицера, готовившие к следующему докладу карты и схемы. Они были ровесниками генерала. В отличие от сына маршала они "начали" добросовестно работать прямо с военного училища. У них было все. Необходимые знания, опыт, ум, деловые и человеческие качества. Не было только одного. Отца или другого какого "дяди", который бы тянул их вверх по служебной лестнице.

Но идея "поболтаться всю оставшуюся жизнь в генералах" им очень понравилась. Поэтому сразу после учений они, не сговариваясь, написали рапорт с просьбой о поступлении в академию Генерального штаба. К их большому сожалению, и в этом году, и в последующие им было отказано. Места, дающие право стать кандидатом для поступления в академию, неизменно оказывались занятыми.

Через много лет они встретились. Два полковника в запасе вспомнили этот эпизод и не без юмора констатировали факт, что ни тому, ни другому так и не удалось "поболтаться" в генералах.

Утешало их только одно. У сына маршала дела тоже не пошли. Судя по всему, он не сдержал данное отцу слово и так и не "начал работать". Потому как в списках маршалов до сих пор не числится.