Поземка

Федор Головин
    Зимние каникулы коротки, как и сам зимний день. Надо помочь родителям по хозяйству, убрать снег во дворе, расчистить тропинку к колодцу, управиться со скотиной – всех крестьянских работ не перечислишь.
 
    Школа в восьми километрах, зимой не набегаешься, вот и живешь на частной квартире, бывая у родителей лишь по выходным, а помощь им, ох как нужна! Планы на каникулы огромные, но сбудутся ли?

    - Мама, когда все дома сделаю, можно я к  деду сбегаю?

    - Вот если все-все, тогда сбегай, я сама у него давно не была, как он там, один одинешенек, ладно Фётко с Лушей помогают, что бы он сделал, ведь ему скоро восемьдесят.

    Дед Семен жил в семидесяти километрах от нашего целинного совхоза. Оставшись один после смерти жены, он не захотел ехать к зятю и за ним приглядывал его родной племянник -Пешков Федор Иванович, живущий напротив.

    Каникулы скоро кончатся, а работы не впроворот. Мама и сама была озабочена судьбой своего отца, от которого давно не было весточки.

    - Ладно, Федя, завтра иди, навести деда.

    Ранним утром перед рассветом мать дала мне кусок хлеба «наудачу в дороге», который я сунул за пазуху, надел лыжи и отправился в путь.

    За небольшой деревушкой Павино начало светать. Мои школьные друзья: Петя Драничников со сводным братом Николаем, наверное, спали, как и Миша Синицин, печи в их домах не топились. Тишину нарушает лишь шелест лыж по конной тропе санной дороги. Мне жарко. Бегу в тяжелом драповом пальто, которое впоследствии перейдет от меня по наследству к подрастающим сестрам и братьям, оно и теперь живо, хранится у младшей сестры.

    Справа ветряная мельница, за ней поворот к селу Рыбное, слева остается деревенька Кротовка, жители ее проснулись, топятся печи. Зайти бы к здешним друзьям, но надо спешить к деду, путь еще неблизкий, впереди Рыбное, Долговка, Сорокино, Жуково, а за последней деревней в трех километрах конец моего путешествия - село Верхнее.

    Лесные участки пути остались позади, за Рыбным сплошные поля.

    Остановился передохнуть. Остыл, отломил корочку нагретого телом хлеба и снова в путь. В спину начал дуть холодный северный ветер, который усиливался с каждой минутой. Я, взяв разбег, распахнул полы пальто и покатил, словно на буере, по накатанной санной дороге! Красота!

    На закате солнца, усталый, но довольный вваливаюсь в дом деда Семена

    - Каким тебя ветром занесло? – спрашивает дед, распахнув руки для объятий, а я радостно сообщаю:

    - Попутным, дедушко!

    - Садись, сынок, отдохни, молочка выпей. – заботливо предлагает дед.

    - Где берешь молоко, у тебя же коровы нет?

    - Как нет, держу одну титьку. Фётко три дня доят корову, а четвертый мой - моя титька. Пока бабушка была жива – мы полкоровы держали, а теперь и этого хватает. Летом им сено помогал косить, бывает, и теперь помогаю - управляюсь.

    - Чем я могу тебе помочь, дедушко.

    - Чем, чем? Повидались и ладно. Когда тебе в школу?

    - Через три дня, две ночки у тебя ночую и домой.

    Велико было желание помочь деду, что бы такое сделать? Утром увидел во дворе несколько толстых сучковатых чурбаков у стены и попросил деда дать топор, чтоб расколоть эти коряги. Дед нехотя согласился:

    - Зачем они тебе? У меня дров хватит, а тебе отдохнуть надо. Желание у тебя есть, но хватит ли силы? Если осилишь, расколешь, то и жениться пора!

    - Расколю, но жениться не собираюсь! Учиться надо, не до женитьбы.

    С чурками я справился.

    На другой день, спозаранок, собираюсь в обратный путь. Горечь расставания угнетает, но надо! Ждет мать, ждет школа.

    Дед заботливо оглядывает западный небосклон.

    - Ночуй еще ночку, не ходи! Вон, видишь, морок? Буран будет. Не ходи!

    - Дедо, но мне, же завтра в школу, если не приду, сегодня домой, то мама беспокоиться будет, надо идти. - я настоял на своем, не подумав о переживаниях деда не хотевшего отпускать меня в дальнюю дорогу перед мороком, предвещавшим буран.

    Пока шел по селу видел, как встречный морок накрывает небо. В жуковском бору вначале было тихо, но вот первые порывы ветра начали раскачивать сосны, с веток посыпались комья старого снега с глухими хлопками падающего вокруг меня. На кромке бора сбоку ударил резкий ветер. Началась поземка, барханами переметая дорогу. Стало убродно.

    В деревнях, по улицам идти было легко. Прошел Долговку, где жила моя перваяучительница Анна Ивановна Додонова, вышел к больнице, известного на весь мир доктора Илизарова Гавриила Абрамовича. От больницы дорога повернула навстречу ветру, и снега  на ней не было, теперь он резко ударял в лицо и слепил глаза. Ложась на ветер, еле передвигаю лыжи по скользящей колее дороги. Повернув голову вправо, вижу, как со стороны фроловского лесного массива на поле появились темные точки и двигаются параллельно моему пути, наша встреча может произойти на новом повороте дороги.

    Первая мысль: волки! Нет, волки должны быть стаей. Вспомнилось, как они загрызли в этих местах тестя Саши Сидорова. Эти животные идут цепью навстречу ветра и часто останавливаются, разрывая лапами землю. Присматриваюсь. Лисы! Вышли на охоту за мышами.

    За поворотом дороги поземка совсем замела дорогу, лишь столбы телефонной линии указывают ее направление. Как я и рассчитывал: лисы всего в пятнадцати – двадцати метрах пересекают мой путь.

    Драповое пальто спасало от пронзительного встречного ветра, но не спасло от усталости, а приближало ее.

    Оглянулся. По моему следу движется лошадь, запряженная в розвальни, возница в них запорошен снегом и почти не виден.

    Останавливаюсь в надежде на помощь, но в помощи мне отказывают:

    - Лошади тяжело, сам дойдешь!

    Силы на исходе. Повозка удаляется. Надо отдохнуть. Остановился у небольшой копны соломы, решив ее зажечь и обогреться. Желанного тепла не получил, вместо него клубы черного дыма уносимые ветром. Надо идти! Уже видны крыши села Рыбное, где можно отдохнуть, но обида на возницу двигала вперед, придавая новые силы: до Кротовки километра четыре – пять, дойду!

    В лесу местами сохранилась дорога, но на выходе из леса намело огромный сугроб свежего снега выше пояса. Взял и эту преграду, а в лучах заходящего солнца увидел крылья кротовского ветряка, но пока добрался до мельницы по занесенной снегом дороге – совсем стемнело.

    Путь по улице был чистым, так как ветер дул вдоль нее и мне в спину. Снял лыжи, идти не могу, надеть их вновь, нет сил. Подхожу к дому Юры Чернышова и слышу, как они запирают ворота на засов. Кричу:

    - Юра, не закрывай!!

    - Ты откуда?

    - Из Верхней, завтра нам в школу.

    - Ночуй у нас, а утром пойдем вместе.

    Обогрели. Накормили. Ночевал. Утро было тихим, ослепительно искрился на солнце снег, мы встали на лыжи и вперед! Ребята бегут легко, а мои ноги не шагают. Ребята подтрунивают, но не бросают, бегут рядом.

    Саше Зуеву с Юрой Чернышовым – своим одноклассникам даю наказ: бежать быстрее, чтоб не опоздать в школу и сообщить: что прийти не смогу. Ребята проводили меня до нашей деревушки и умчались, им надо было преодолеть еще восемь километров.

    Дома меня встретила встревоженная ожиданием мать.


    Почему я написал эти строки?

    Ныне я сам дед и невольно сравниваю прошлое с настоящим в отношениях к старшим, к родным и близким, к школе. Теперь внук или внучка промчатся мимо двора под музыку тяжелого рока, повернув голову в другую сторону, чтоб их не смогли опознать престарелые родственники, нуждающиеся в минуте внимания.

    Строками памяти отдаю дань стертым с лица земли деревням: Павино, Кротовке и другим разделивших такую же участь и конечно своим школьным друзьям, которые ковали характер способный преодолеть любые препятствия.