Страсбург

Игорь Каплан
Страсбург – город бесшабашных студентов и бесконечных туристов. Не обиженный зеленью деревьев, которые охотно предоставляют свою тень в жаркие летние дни и тем и другим. И все с удовольствием этим пользуются. Везде, где есть хоть небольшая лужайка, вы можете увидеть большие и маленькие компании, расположившиеся на ней или отдохнуть, или перекусить или просто посидеть, глядя на реку и проплывающие по воде прогулочные кораблики и лодочки. И совершенно никакого значения не имеет, центр ли это города или парк на окраине. Подобные предрассудки этому городу чужды.

Страсбург – город рек, речушек, каналов и шлюзов. Ну и, конечно, мостов. Без них там никак не обойтись. Ведь всю эту сушу, разрезанную водой как праздничный пирог на множество частей, нужно каким-то образом объединить. Мосты каменные и железные, строгие и легкомысленные, массивные и ажурные – все они составляют одно целое с городом. Такая своеобразная Венеция, расположившаяся в самом центре Европы. С той лишь разницей, что Венеция уже давно превратилась в город-музей. Да – красиво, да – история, да – гондолы... Но на всем этом лежит какой-то налет искусственности. Как будто ты смотришь театральную постановку. Но вот, скоро спектакль закончится, актеры смоют грим, декорации разберут, и ничего не останется. В Страсбурге же жизнь бьет ключом и днем, и ночью, и ты понимаешь, что это действительно жизнь, а не представление, которое перед тобой разыгрывают. И сразу хочется во всем этом самому принять участие, а не просто посмотреть со стороны.

И дома. Создается впечатление, что их в два раза больше, чем есть на самом деле. Они спускаются к самой воде и отражаются в ней, как в зеркале. Иногда, когда на воде нет ряби, и она в самом деле напоминает огромный зеркальный лист, даже и не сразу поймешь, где заканчивается строение и начинается его отражение в воде. И все здания совершенно разные. Нужно очень постараться, чтобы отыскать рядом два одинаковых. И за каждым фасадом скрывается или история, или легенда, или просто чье-то имя. Где-то тут, на узеньких улочках старого города наверняка можно встретиться тихой лунной ночью с тенью Людовика XIV, который и присоединил этот город к Франции, восхитившись его красотой. А в шелесте деревьев слышится голос молодого Гете. Он еще не знает, что скоро станет одним из величайших поэтов своего времени. Все его мысли направлены на изучение юриспруденции и права. Нет, в воздухе Страсбурга есть, наверное, что-то особенное. Ведь не зря же именно здесь Иоганн Гуттенберг изобрел свой первый печатный пресс, а Клод Руже де Лиль сочинил «Марсельезу», ставшую впоследствии гимном Франции.

Страсбург – город, в котором есть Европейский суд по защите прав и свобод человека и практически полностью отсутствуют правила дорожного движения, как бы в подтверждение наличия этих самых «свобод». Нет, не то чтобы правил движения нет совсем. И разметка, и пешеходные переходы, и светофоры присутствуют здесь в изобилии. Но пользуются всем этим изобилием лишь гости города. А местные жители – только уж когда совсем нет другого выхода. Хотя, положа руку на сердце, через день пребывания в Страсбурге гостей от местных, в этом плане, практически уже не отличить. Но, при всем при этом, на улицах не часто услышишь раздраженные гудки автомобилей или возмущенные крики пешеходов. Обе стороны воспринимают положение вещей как само собой разумеющееся, что и создает картину сплошного благолепия и сильно экономит нервные клетки.

Страсбург – город красивейших парков и аистов. Да-да, именно аистов. И не потому, что аист – символ города и всевозможные поделки с его изображением можно купить буквально на каждом углу. Почти везде можно увидеть и самих птиц, к которым относятся тут очень бережно, устраивая гнезда везде, где есть для этого хоть малейшая возможность. Выступы крыш, трубы, деревья... Все буквально усеяно гнездами с аистами. А в огромном парке, раскинувшемся на берегу реки у самого Европейского парламента, этих птиц вообще, как голубей в Венеции. Только что из рук не едят и на плечи не садятся. Хотя, при здравом размышлении, может это и к лучшему.

А вечером, когда на город опускаются сумерки, Страсбург одевается во множество разноцветных огней. Но не так кричаще, как поступают Париж или Амстердам, а более деликатно, что ли. Без вызова. Не выставляя напоказ все, что у него есть, не тыча в глаза яркими витринами магазинов и призывными рекламными щитами, а лишь слегка подсвечивая свои улицы, дворцы, мосты... Будто поворачиваясь к зрителю другим боком, более подходящим к изменившемуся освещению. И от этой деликатности становится еще более уютно и тепло.

За свою историю Страсбург неоднократно переходил из рук в руки. Им попеременно владели то французы, то немцы, то снова французы. Все это оказало сильное влияние на архитектуру города, но он со времен Людовика так и остался по сути французским. Он даже более французский, чем сам Париж. Не подумайте чего, я очень люблю этот город, с его Эйфелевой башней, Монмартром, Собором Парижской богоматери, Лувром, с десятками красивейших улиц, дворцов, маленьких уютных кафе, жареными каштанами... Но Париж – символ Франции, в то время, как Страсбург – сама Франция. Атмосфера, в которую вас погружает этот город с первых минут пребывания в нем, нельзя сравнить ни с чем. Вы влюбляетесь в него сразу и бесповоротно. Он растворяет вас в себе... И хочется вместе со студентами сидеть поздним вечером на берегу Илли и пить прямо из бутылки легкое французское шипучее вино, слегка отдающее вкусом муската... А еще чертовски хочется уметь говорить по-французски... И понимать...