Юнкор

Юрий Вшивцев
В 1970-х годах Кировское областное радио еженедельно выпускало в эфир детскую передачу «Пионерский костер». Редакция готовила для юных радиослушателей большое количество познавательных программ с конкурсами. Подростки с удовольствием принимали участие в этих мероприятиях и получали многочисленные призы и грамоты. О денежных премиях речи даже не велось.

В год 50-летия образования СССР редакция объявила конкурс рассказов на тему «С   чего начинается Родина?» Школьные сочинения на свободные темы я всегда писал на «отлично» и решил испытать судьбу. Рассказ «Поезд Дружбы» подготовил за два дня. Сюжет простой: в одном вагоне встретились представители разных национальностей Советского Союза. Диалоги о хлопке и кукурузе, горных аулах и украинских хуторах, о жизни и быте якутов и кавказцев, русских и узбеков...
Как приятно было услышать свой рассказ в радиоэфире! Второе место среди более чем ста участников. Меня пригласили в редакцию и зачислили в отряд юных корреспондентов областного радио. Так началась моя творческая деятельность. Репортажи о школьных мероприятиях, очерки о лучших учениках — все материалы выходили в эфир регулярно, без сбоев.
Самой памятной для меня была поездка в пионерский лагерь «Спутник» на речке Чернушке. Этот лагерь для репортажа я выбрал сам. Здесь отдыхала моя подружка Иришка. Она пригласила меня на Прощальный Костер. Вооружившись диктофоном, блокнотом и ручкой, я отправился на задание. Это был великолепный вечер! Столько новый друзей! Столько впечатлений! Самое главное: я впервые в жизни встречал рассвет и восход солнца на берегу лесной речушки. И не один.
Когда лагерь крепко спал, я улизнул из палаты мальчиков, сорвал с березы веточку и помахал ею в окно девичьей спальни. Это был условный сигнал. Через минуту мы уже бежали вниз к речке, никем не замеченные. Мы смотрели на звезды и называли их собственными именами. Мы купались и пытались в темноте наловить мелких рыбешек. Мы клялись «дружить до гроба» и «не расставаться даже в случае смерти».
В город возвращались вместе. Конец смены. Дети покидали лагерь со слезами, с обещаниями через год снова встретиться здесь в прекрасном сосновом бору на берегу тихой и приветливой речки с интересным названием Чернушка. Репортаж получился с продолжением. Через месяц первый отряд собрался у Вечного Огня. Мальчишки и девчонки в самый последний день летних каникул отправились в однодневный поход по окрестностям областного центра. Потом в эфире «Пионерского костра» снова звучали голоса моих новых друзей.

Год спустя уже Всесоюзное радио в рамках передачи для старшеклассников «Ровесники» организовало конкурс рассказов о самом памятном дне уходящего года. Я опять не упустил возможности показать себя. Рассказ был посвящен вступлению в ряды ВЛКСМ. Комсомол в те годы стал для меня важным этапом жизни. До сих пор считаю, что комсомольская организация всегда играла самую положительную роль в воспитании подрастающего поколения.
В литературном конкурсе приняли участие сотни старшеклассников со всей страны. Занять третье место по Союзу — это, по-моему, огромный успех! Мне вручили набор грампластинок: 20 дисков-гигантов фирмы «Мелодия» с записями классической музыки. Поскольку я увлекался современной эстрадой, этот приз недолго хранился в домашней фонотеке. В торжественной обстановке на общешкольной линейке я передал грампластинки в дар родной школе, за что получил благодарность лично от директора школы.

Так-то вот, друзья мои! Жизнь — это не только пачки денег и драки на улицах. Это еще и кое-что другое, незабываемое и очень интересное!