Заметный след

Юрий Вшивцев
 Комсомол. Что бы ни говорили разного рода политики и прочие «деятели» об этой организации, для многих парней и девчат 20 века комсомол стал Путевкой в жизнь. Для меня Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи — это не только собрания, субботники и взносы, это активная жизненная позиция, бурная юность, трудовая закалка на всю оставшуюся жизнь.
Сентябрь 1971 года. Мне 14 лет. С волнением вступаю в ряды ВЛКСМ. Пионерский галстук меняю на комсомольский значок. Через два дня — первое комсомольское поручение: руководитель школьного кинотеатра. Еще через месяц мы открываем драмкружок и ставим первый спектакль, в котором я играю главную роль — Бога Зевса. Перед Новым годом мы выпускаем первую школьную свето-звуковую газету. Редактором назначают меня, хотя рисую я плохо. Зато статьи пишу на «отлично».
Весной 1972 года — первое выступление на большой сцене. Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы, открывает большой праздничный концерт в городском Дворце пионеров. Я читаю отрывок из поэмы «Василий Теркин». Огромный зал. Сотни пар глаз внимательно смотрят на меня. Коленки дрожат, голос дрожит. Руководитель драмкружка из первого ряда показывает  пальцем вверх, я взбодряюсь и уверенно дочитываю стих.

 С началом нового учебного года приходит еще одно общественное поручение: меня избирают в школьный комитет комсомола. Секретарь комсомольской организации школы Саша Галицких (из 9 «А» класса) назначает меня своим заместителем. Мы начинаем кампанию по чистки наших рядов. Исключаем из комсомола нарушителей дисциплины, двоечников, драчунов, усиливаем качество приема в ряды ВЛКСМ. Из 26 восьмиклассников мы принимаем только 18 человек. За это получаем нагоняй от ГОРОНО и райкома ВЛКСМ. Мы продолжаем гнуть свою линию и неожиданно получаем поддержку от обкома комсомола.
В конце сентября 1972 года — еще одно поручение: вожатый в пятом классе. Теперь мой день загружен до предела. Домой прихожу только ночевать. И не устаю! Директор кинотеатра, редактор газеты, вожатый, член комитета ВЛКСМ, активный участник самодеятельности... Такая нагрузка для меня не в тягость. Наоборот, я вхожу в новый мир общения со сверстниками из разных школ города, расширяется мой кругозор, память впитывает новые яркие впечатления.
Я с радостью рассказываю своим родителям обо всем, что творится в школе, чем занимаюсь в свободное от уроков время. Старики заражаются моей активной деятельностью: мама вдруг становится членом общешкольного родительского комитета, а папа в летний период возглавляет бригаду родителей-плотников. В 1973 году семья Вшивцевых является самой активной помощницей педагогическому коллективу школы. Все мои одноклассники — желанные гости в нашем доме. Мальчишки и девчонки называют моих стариков уважительно: по имени и отчеству. Даже ребятишки из подшефного класса не обходят стороной наш старый дворик. И всегда тепло приветствуют:
—Здравствуйте, дядя Адриан и тетя Шура!
—Заходите, сорванцы! Всем места хватит! - отвечает мама.
—Шаньги на печи, на столе калачи! - вторит ей отец.
В 1972 году я впервые на новогодних утренниках в школе был Дедом Морозом. Волновался — думал, не справлюсь. Однако, все праздники прошли здорово! Детишки пели со мной песенки, играли в разные игры, а я им вручал подарки. Учителям так понравилось мое выступление, что в следующем году проблем с выбором кандидата на роль Деда Мороза не было.

 Будучи учащимся 10 класса я становлюсь делегатом районной комсомольской конференции, потом — делегатом городской и областной. Следующая ступенька — съезд ВЛКСМ в Москве. Но я туда не попадаю. Потому что на высший комсомольский форум в столицу направляют только отличников учебы, а моя успеваемость в выпускном классе, как говорится, «хромает на обе ноги». Я медленно, но верно съезжаю на «тройки» по многим предметам, к экзаменам не готовлюсь. На учебу совершенно не хватает времени: с раннего утра до позднего вечера я занят общественной работой.
Осенью 1973 года на базе школы № 28 г.Кирова создается первый в городе пионерский «тимуровский» отряд. В его состав входят 20 человек из моего подшефного класса. Я, как вожатый, возглавляю эту дружную команду. Мы помогаем одиноким старикам, ухаживаем за памятниками в нашем микрорайоне, благоустраиваем набережную. Потом в нашу школу приезжает съемочная группа Кировского телевидения, чтобы подготовить очерк о моем «тимуровском» отряде. Я впервые в жизни вижу себя по телевизору...
За активную деятельность в школьной комсомольской организации меня награждают Почетной Грамотой Кировского горкома ВЛКСМ — первая награда в моей жизни. Моя фотография появляется на школьной Доске Почета. Спустя 15 лет после окончания школы я снова оказываюсь в родных пенатах и вижу свое фото в школьном музее. Значит, я оставил в истории школы заметный след.