Судный день - Вл. Волкович, Тема 4

Клуб Слава Фонда
На иссохшую от жары и духоты землю опускается вечер. Удлиняются тени, страна замирает. Закрываются  магазины, кафе и рестораны, прекращают работать заводы и предприятия, машины ставятся на стоянки и в гаражи, поезда отдыхают в депо.
В воздухе разливается напряжённая тишина, кажется всё вокруг наполняется Божественной энергией ожидания…Города вымирают, автострады пустеют, даже птицы притихли, и лишь потихоньку поют свои вечные песни…

Йом Кипур – День Всепрощения – вершина духовного подъёма, наиболее святой и возвышенный день года, когда люди, забывая о земных делах, полностью посвящают себя искуплению и очищению от совершенных грехов, это время искреннего отчета, самоанализа и подведения итогов прожитому году.
Кто не пробуждается, чья душа не стремится к Всевышнему – разве он живет? Но способный оторваться от будней и спросить себя: «Зачем я на земле, в чем мое назначение, где мое место?» – у такого человека есть надежда. «Кто находится между живыми, тому еще есть надежда, – утверждает царь Соломон, – как и псу, живому лучше, нежели мертвому льву».

Темнеет, город постепенно оживает. Первыми появляются, как всегда дети, они - свободны и раскованны, они радуются тому, что на улицах нет ни одной машины и можно без всякой боязни гонять на велосипеде по проезжей части. Израильские дети воспитываются в духе либерализма и дозволенности, как бы в противовес тому, что испытали их родители, дедушки и бабушки за железным занавесом тоталитарной системы. Но это отсутствие давления, нажима, чужой воли неизменно приводит мыслящих молодых людей к поиску ответов на духовные вопросы. И они находят их в традициях и обычаях предков, в религии, составившей суть и основу общечеловеческой морали.
Постепенно улицы заполняются народом. Выходят все, кто может ходить, одетые в праздничные, белые одежды. В Йом-Кипур принято одеваться во все белое – символ очищения. Сказано у пророка: «Если грехи ваши будут красны, как кармин, – станут белы словно снег, если багряны, как шелк, – станут, словно белая шерсть».
Наконец, по улице уже течёт густая толпа, заполняющая всю ширину её, от края и до края. Люди приветствуют знакомых и просят у них прощения.
В Судный День принято просить прощения у друзей и знакомых, если довелось обидеть их словом или действием. Обычай предписывает просить прощения сначала у людей, а затем у Бога, ибо человек не может быть прощен Богом, пока он не прощен людьми. «Кто говорит: согрешу и покаюсь, а в Судный День мне простят – тому в Судный День не прощают. Если кто грешил против Б-га, то в Судный День ему прощают. Если он грешил против друга, в этот день ему не прощают. Он должен заранее помириться с ним и добиться от него прощения».
Каждый должен просить прощения у всех, кого обидел нарочно или случайно, или даже вовсе не обидел, по своему разумению, просить у тех, кто близок и у тех, кого почти не знает.
Не для них просить - для себя.

В Йом –Кипур очень строгий пост. Он длится с вечера и до выхода трёх звёзд вечера следующего дня. В это время запрещается: есть, пить, умываться, пользоваться косметическими средствами, носить кожаную обувь, заниматься сексом, включать электричество и многое другое. Пост в этот день считается не тяжёлой повинностью, а праздником.

Дата Судного дня не случайна.
Когда Моисей, после 40-дневного пребывания на горе Синай, вернулся со скрижалями завета, он увидел, что еврейский народ, не дождавшись его прихода, поставил себе идола – золотого тельца. Тогда в гневе разбил Моисей скрижали. После раскаяния всего еврейского народа. Моисей снова поднялся на  гору Синай. Он снова пробыл там 40 дней, чтобы вернуться с новыми скрижалями. Этот день его возвращения и есть Йом-Кипур – Судный день. Всевышний простил еврейский народ, о чём просил его Моисей, и даровал новые скрижали. «Простил я по слову твоему…». Эти слова постоянно повторяются в молитвах Судного Дня, как напоминание о том, что молитва может изменить приговор Суда.

: "В седьмой месяц, в первый день  месяца да будет у вас покой, трубное торжество, священное собрание. Никакой работы не делайте и приносите жертвы Господу.

      ... А в десятый день седьмого месяца этого - день искупления, священное собрание у вас; и смиряйте себя постом, и приносите жертвы Господу.

      И никакой работы не делайте в самый день сей, ибо это день искупления, чтобы искупить вас перед Господом, Богом вашим.

      А всякая душа, которая будет делать какую-нибудь работу в этот самый день, истреблю Я душу ту из среды народа Своего.

      Никакой работы не делайте; это - устав вечный в роды ваши во всех поселениях ваших.

      Это Суббота покоя для вас, и смиряйте душу вашу; в девятый день месяца вечером: от вечера до вечера празднуйте покой ваш".'

      Рош hа-Шана – еврейский Новый год, как раз и есть первый день седьмого месяца,  а Йом- Кипур – десятый день седьмого месяца.  Дни между ними образуют - "десять дней раскаяния», «десять дней трепета», десять дней покаяния и молитв о прощении.

 Ивритское слово "хет" означает совсем не то, что соответствующее ему русское понятие "грех" . В русском языке "грешить" - это то же самое, что и "нарушать заповеди". В иврите, однако, понятие "хет" (грех) совершенно отличается от понятия "авера" (нарушение заповеди). Слово "авера" происходит от глагола "авар" (переступать) и означает "переступание через Закон", сознательное или по ошибке. Но понятие "хет" имеет совсем иное происхождение. Оно связано с глаголом "леhахти", означающим "промахнуться", "не попасть точно в цель". "Хет" - это неиспользование своих возможностей, и раскаяние в этом пренебрежении Божественным даром. Вот это и есть раскаяние праведника.
В Рош hа-Шана мы должны осознать свои неиспользованные возможности и использовать чувства неудовлетворенности и горечи, возникающие при этом, для своего дальнейшего продвижения. Раскаявшийся злодей стоит выше простого праведника - но не выше раскаявшегося праведника.

В  Рош ха-Шана вершится небесный суд. Всевышний, обозревая поступки людей за минувший год, вносит достойных в «Книгу жизни» на наступающий год, но эту запись Он скрепляет подписью лишь в Йом-Кипур. За эти десять дней между двумя датами человек осознаёт свои греховные поступки, и раскаивается…

Уже поздняя ночь, редеет густая масса людей. Люди растекаются по своим жилищам, очищенные и вдохновлённые. Судный День идёт – День покаяния и прощения.

                Видуй - исповедь перед Богом в своих грехах

      "Виновны мы; были вероломны, грабили, лицемерили, свернули с правильного пути и обвиняли невиновных, намеренно творили зло, присваивали чужое, возводили на ближнего напраслину; давали дурные советы, лгали, глумились, бунтовали, кощунствовали, были непокорны, злодействовали, восставали против закона, враждовали между собой, упорствовали в грехе; творили зло, вредили, делали мерзости, заблуждались, вводили в заблуждение других.

      Свернули мы с пути заповедей Твоих и милосердных Твоих законов, и это не привело нас к добру. И Ты прав во всем, что совершил с нами, ибо Твои деяния справедливы, а наши - греховны".

      Видуй - признание, исповедь - читают во время Судного Дня. Он написан от множественного числа и включает в себя возможные грехи народа.  В этой молитве подчеркиваются не личные грехи каждого - это дело его собственного раскаяния, и его отношений с Богом и людьми. Это признание говорит о грехах всего народа, за которые каждый отдельный человек несет ответственность.      
Все люди подобны частям одного большого организма. Когда болеют отдельные его части, болен весь организм.

      Все люди, как бы сидят в одной лодке. Когда один проделывает дыру в днище на том месте, где сидит сам, - тонет вся лодка. Молитвы Судного дня еще раз напоминают об этом.

'ЛЕВИТ Гл.23, 24-32