Этюды об идеологиях

Евгений Глебов-Крылов
Уверен, что никого, кроме студентов политологии не заинтересует эта заметка десятилетней давности.

I Природа пустоты не терпит

В своё время автору в русле социал-демократии Казахстана приходилось дискутировать по поводу того, какая идеология нужна дерзнувшей оспаривать права КПСС на монополию молодой партии и нужна ли вообще ей какая-нибудь идеология. Победили те, кто полагал, что никакой идеологии и не надобно вовсе.

Иных уж нет, другие гранты у Сороса клянчат, а только воз и ныне там. Руководство Казахстана объявило, что в 2030 году мы придём в землю обетованную, но на каких идейных основаниях базируется такой оптимизм не очень понятно.

Некоторые соображения по этому поводу предлагаю всем, кто ищет критерии в отборе конструктивных идей, которые можно было бы предложить членам партии, электорату, гражданам. Что такое идеология? Наукообразная форма общественного сознания, светский суррогат религии!

Попробуйте дать другую дефиницию. Можно иронизировать, но природа пустоты не терпит. Ленин это же говорил по другому. Идеологический вакуум заполняется рано или поздно той или иной эклектикой, эрзацем, как бы этого не хотели видеть голые прагматики.

В силу наметившегося кризиса традиционных идеологий партийное и государственное строительство на рубеже тысячелетий остро нуждается в прогрессивной идеологической базе. На основе анализа исторического опыта в качестве стержня идеологии третьего тысячелетия выдвигается космоцентризм.

Эта, не успевшая себя ещё сколько-нибудь запятнать идея, призвана нанизать на общую ось усилия миллионов представителей единого человечества преодолеть разницу рас, национальностей, полов и вероисповеданий, достичь всепланетной общности, взаимопонимания, материального и духовного благосостояния, мира без войн.

Маккиавеллианская политическая практика, паразитирующая на индивидуалистическом и групповом эгоизме,  разобщённости человечества, завела мир в тупик. Конфронтационное в своей природе мышление демонстрируют отдельные политические лидеры, страны и народы в целом. Новое политическое и гуманитарное мышление призвано сменить эту порочную практику.

В качестве методической парадигмы предлагается парадигма синтеграции, базирующаяся на представлениях о сущности человеческого мышления, рождённых научно-технической революцией. Взятая в качестве методической основы выработки и принятия идейно-политических решений, парадигма синтеграции способна работать на созидание нового миропорядка.

II Группоцентризм

Взглянем на системную вертикаль Личность - Общество - Мироздание. Назовём эгоцентрическими идеологические платформы, отталкивающиеся от потребностей человека-личности. Будем называть группоцентристскими доктрины обслуживающие интересы конкретного социума в виде отдельных социальных групп, этносов, религиозных конфессий и тому подобных групп.

Разновидностями группоцентризма являются  "пролетарский интернационализм",  расистский национал-социализм, иными словами - фашизм. Исламский и другой религиозный фундаментализм, доктрина ордена крестоносцев -  всё эторазновидности группоцентризма.

Марксизм как научная теория имеет ряд неоспоримых положений, но как идеология он группоцентричен, адресуется трудящимся, а не создателям рабочих мест. Будто предприниматели и бизнесмены вовсе не трудятся, а всего лишь эксплуатируют чужой труд.

Группоцентризм и эгоцентризм системно противоположны космизму, в основу которого кладутся интересы разумной жизни во вселенной. Кому-то это покажется смешным и наивным. И это в то время не находится сколько-нибудь веских доказательств или опровержений по поводу самого факта существования Иисуса из Назарета.

Существование разумной жизни в галактике помимо земной отличается от единицы на бесконечно малую величину. Ведь, если полагать, что только вокруг звёзд класса Солнца может образоваться жизнь на белковой основе, то "по крайней мере у миллиарда звёзд нашей Галактики могут быть планетные системы, на которых в принципе возможна жизнь" (И.С. Шкловский, "Вселенная, жизнь, разум", Москва, 1976, стр. 139).

С точки зрения парадигмы системности группоцентрические доктрины ущербно неполны, конфликтны и более опасны, чем доктрины, эксплуатирующие эгоистические, индивидуалистические инстинкты, потребности, идеалы человеческой личности - эгоцентрические доктрины.

III Эгоцентризм

Последние в какой-то мере дефектны своей односторонностью и примитивной ограниченностью, но не столь агрессивны, как группоцентрические концепции, как правило, полагающие себя истиной в последней инстанции, а потому ставящие своей целью непременное завоевание мирового господства.

Примером доктрин, эксплуатирующих эго-сущность индивидуума, является известная идеология под названием "американский образ жизни". Исторические корни государственной идеологии Соединённых Штатов Америки лежат в учении Лютера, в протестантском вероучении. Ценность труда в протестантском вероучении весьма высока.

Потенциал экспансии агрессивности протестантского пуританизма в достаточной степени уже исчерпан. Впрочем, североамериканская претензия на учительство всего человечества в виде бомбёжек всех строптивых стран и народов вполне ясна!.

IV Общечеловеческое есть у каждой идеологии. Кто не понимает, тот агрессор!

Надо сказать, что в каждой идеологической доктрине имеются рациональные зёрна - элементы общечеловеческого наполнения. Эгоцентрические концепции, разбавленные патокой "общечеловеческих ценностей", производят особо выигрышное впечатление. При всей кажущейся бездуховности лозунг личного обогащения вкупе с декларациями демократических свобод и прав человека привёл к успеху не одну американскую семью. Оспорить трудно.

К сожалению, мало примеров жизненности группоцентрических идеологий. Взять ту же коммунистическую идеологию. Она хорошо помогала СССР в годы борьбы с внешними завоевателями. Но в мирные годы её внутренняя фальшь, претензии на всеобщность, быстро подвергли её эрозии, не выдержали соревнования в холодной войне с США.

Вместе с тем, там, где марксизм изначально трансформировался в социал-демократическую идеологию, обогащённую концепцией баланса, как идеалов справедливости, так и идеалов свободы и солидарности, - там можно отметить успех доктрины.

Пример - Швеция, где, практические без перерывов у власти стоят социал-демократы. Таким образом, эта идеология средних классов постиндустриальной формации представляет собой редкое исключение в вопросе жизнестойкости. Дело, видимо, в том, что она группоцентрична весьма относительно, включает позитивные конструкты эгоцентризма, и там, где социал-демократия имеет успех, она действительно опирается на менталитет всего общества.

Следует отметить, что коммунисты в России, Казахстане, по-видимому, и в других странах бывшего социалистического лагеря всё более и более дрейфуют в сторону социал-демократизма. Иначе и быть не может. Только наличие большого количества пожилых людей в этих партиях сдерживает этот дрейф. Они заставляют Зюганова поминутно ссылаться на Ленина.

четверг, 17 Февраля 2000 г.
400 лет со дня казни
 Джордано Бруно