Концерт Милен Фармер на Stade de France 09г

Мария Сергина
                В глубинах сознанья
                Сомнений и снов,
                Есть отблеск надежды -
                Немая любовь

                Реальность застынет,
                фантазии мир
                нарушит статичность –
                живой эликсир.

                Губительна ясность,
                И правда всех дней.
                Но есть что сильнее,
                Что сердцу нужней

                Спаcалась из ада,
                И рай создала.
                Пускай нереальность,
                Дала два крыла.

                Твой день появленья -
                Тогда и сейчас
                Любви воплощенье
                В бесцветных всех снах.


   Концерт Милен Фармер на “Stade de France” - стадионе, вмещающем в себя 80 000 человек, совпал с Днем Рождения певицы – 12 сентября. И хотя Милен, по ее же словам, не любит праздновать свой День Рождения - это совпадение, весьма кстати. После 25-и лет на сцене, после стольких работ – талантливых и востребованных, такой концерт - это можно сказать апогей всего творческого пути (который конечно имеет и свое продолжение…) и при этом огромный подарок всем поклонникам творчества певицы. Ведь для них (и для меня в том числе) День Рождение Милен – это, наверное, как День Рождения близкого человека, в данном случае, скажем, что по духу.
     “En Tournee” Милен началось 2 мая 2009г. С этого времени Милен дала концерты в различных городах Франции, а также в Швейцарии и Бельгии - всего 36 концертов. Они проходили в Nice (2 концерта), Clermont Ferrand (2 концерта), Marseille (3-и), Toulouse (4-е), Nantes (4 –е), Rouen (3-и), Strasbourg (2-a), Dijon (2-а), Lyon (3-и), Metz (1-ин), Douai (3-и). Далее последовало два концерта в России – 28 июня в Санкт-Петербурге и 1 июля в Москве. (Главу о концерте в Москве + описание  встречи с Бенуа ди Сабатино, можно также найти в моей книге.) Затем - стадионная часть турне с 4 по 19 сентября. (То есть до этого Милен давала концерты только в закрытых залах.) Первых два концерта на стадионах состоялись в Женеве, затем 11 и 12 сентября в Париже на “Stade de France” и завершилось турне концертом в Брюсселе 19 сентября. На одном из концертов Милен в Нанте присутствовала ее мама Маргарет, которую сама певица представила так: "В этот вечер среди нас есть человек, её зовут Маргарет, и я хотела бы ей сказать, что очень люблю её... и вас также."
   Задолго до начала турне, в одном из интервью у певицы спросили, счастлива ли она  будет встретиться со своей “не парижской” публикой, на что Милен ответила: ” В Bercy, во время моего последнего шоу, публика была не только из Парижа, приехали люди со всей Франции и некоторые из-за границы (Милен имеет ввиду в том числе и русскоязычных поклонников - прим. автора) Да, я рада в этот раз поехать к ним. Вы знаете, эта публика уникальна. Я об этом знаю. Это она мне дает желание превосходить себя каждый раз. Она мне помогает двигаться вперед.”
   Полный “Stade de France” во Франции могут собрать только два человека – Джонни Холлидей и Милен Фармер. (Конечно же, благодаря своему таланту, подтвержденному в том числе и через внушительный творческий путь.) Очевидно, что люди могут собраться на “Stade de France” ради того чтобы увидеть и услышать Милен не один и не два раза. К тому же она не так уж и часто дает концерты, а когда дает – то не сходить на такое великолепное шоу вкупе с великолепными песнями при возможности, даже для небольшого фаната певицы, очевидное упущение. И при всем этом Милен сомневалась и волновалась после принятия решения выступить на “Stade de France”, что только еще больше подчеркивает скромность ее натуры… ”Я долго сомневалась… Несколько человек из моего окружения поддержали меня. Я не скрываю, что с тех пор, как я сказала “да”, у меня ком в горле”, - говорит она в одном из интервью. Когда у менеджера Милен Терри Сьюка спросили, трудно ли было уговорить певицу на концерты на “Stade de France”, он ответил: ”Дискуссия была долгой. Но однажды она сказала: ”Хорошо, мы сделаем это!” Но  решение далось нелегко.” Также по его словам изначально даже планировалось провести все концерты турне 2009г. на стадионах, но летом в июне это было сложно, так как стадионы в это время обычно заняты под футбол. (Понятно, что в концертных залах и на стадионах проводится много разных мероприятий и поэтому нужно их резервировать заранее.)
   В чем же отличие концертов этого турне Милен на стадионах, от концертов в залах? Так как вместимость зрителей увеличилась, по сравнению с первой частью тура, то появилась дополнительная сцена, идущая от основной – дорожка, длинною в 65 метров, которая завершается площадкой в форме звезды. В плане изменений в команде, участвующей в концерте, появились дополнительно две бэк-вокалистки (то есть их стало четыре). А касательно сценического оборудования и декораций - добавили дополнительные экраны, показывающие саму Милен крупным планом во время концерта и кроме того, интересный “видео-занавеc” во время предваряющего концерт интро–ремикса на песню “Sextonic” . (По поводу ремикса, впервые он был представлен публике 22 июня на концерте в Douai и перед концертами в России тоже звучал.) Кстати, во время этого интро в виде ремикса, на “Stade de France” по залу “летали” камеры, а также был замечен Бенуа ди Сабатино (любимый человек Милен и режиссер), снимавший некоторые планы, которые очевидно также использовались при монтаже концертного видео.
   Работа над концертом началась еще за полтора года до его начала. Вот что Милен говорила в то время в интервью, касательно того как будет проходить подготовка к концерту: “Самое первое совещание состоится примерно через месяц. Заключается оно в том, что Лоран Бутонна, Терри Сьюк и я выберем ключевые места, оформителя, продюсера. Несколько идей уже есть, но именно на таких совещаниях мы говорим обо всем возможном и невозможном тоже! Затем нужно обдумать костюмы, свет, звук, выбрать музыкантов и танцоров. Подготовиться физически.”  Также Терри Сьюк отметил в своем интервью, что его работа заключается в том, чтобы сопровождать Милен и способствовать развитию ее мастерства, но то время, когда артисты были марионетками прошло. ( Понятно, что Терри подразумевает именно тех, кто действительно нуждается в творчестве, как Милен. Потому что когда желание у человека быстро пропадает что-то создавать, или по сути его и не было, все-таки это уже несколько другое, как бы это не называли.) То есть большая команда, которая работала над концертом, конечно, не говорит о том, что за Милен многое сделали другие, а она только вышла, мол, и спела. Певица, по словам Терри, принимает участие в каждом решении, даже по поводу структуры занавеса, и что даже если для создания костюмов к Готье нужно съездить тридцать раз, она это сделает (хотя сам Готье сказал, что примерок было шесть или семь) и что Милен также наблюдает, как проходят строительные работы. И при этом певица очень благодарна тем, кто помог ей создать такой красивый и незабываемый концерт: музыкантам, звукорежиссеру, танцорам, тренеру, педагогу по вокалу, костюмеру, визажисту, рабочим, которые не покладая рук монтировали сцену днем и ночью… – всем нашлось место в видео-бонусах концерта. При этом видео с самой Милен в бонусах достаточно немного и оно раскидано везде по чуть-чуть, чтобы люди все остальное обязательно посмотрели до конца.
   Бонусы DVD “Stade de France” в целом конечно очень интересные и здорово, что Милен присутствует в них несколько больше, чем на бонусах предыдущего концерта “Avant que l’ombre” и что видео с Лораном Бутонна также включили, так как видео с его участием вообще достаточно немного. Особенно мне понравилось, что бонусы с легким  +  ко всему юмором: Жан-Поль Готье, в задумчивости, когда показывают видео с Милен, где она в слезах и говорит: “Merci”; Алан Эскаль, который в конце своего рассказа касательно созданных им изображений, видео для экранов на концерте, смеется, с легким намеком на окончание клипа “С’est dans l’air” (который он же и снял для Милен); танцоры вообще замечательные и особенно забавно пошутила Ayo Janeen Berner Jackson, одна из темнокожих танцовщиц, говоря на камеру “Merci Mylene”, лежа в обрамлении красного боа и с поставленным рядом ананасом - очень мило смотрелось.
   А вот что писательница Натали Реймс, подруга Милен писала о ней в небольшом художественном очерке для журнала “Madame Figaro”: “Тебя будут ждать тысячи людей. Ты готовишься к этому, тренируешься каждый день, раздумывая, созидая, рисуя, сотрудничая со всеми, кто тебя сопровождает в этой новой главе твоей жизни. До концертов на “Stade de France” 11 и 12 сентября будет турне; тревога, сердце - которое трепещет, время – которое поджимает. Но все будет, в этом я уверена, именно так, как ты придумала.” “Суета интернет-переписки занимает каждый из твоих пальцев, наряду с таким количеством талисманов и оберегов…” (Натали конечно же имеет ввиду кольца Милен.)
   Среди мерчандайзинга, продававшегося на концертах Милен на радость поклонников, был и веер с ее фото ( как и на обложке сингла “Si j’avais au moins…”) Изготовление вееров было заказано во Вьетнаме через благотворительную организацию “Amour de Soie”. В этой стране очень непросто с рабочими местами, особенно для женщин. И “Amour de Soie” считает, что только одно наличие новых рабочих мест и повышение возможностей для образования могут поднять уровень жизни в этой стране. Таким образом, Милен поддержала деятельность данной организации, так как изготовление подобных вееров – традиционное ремесло вьетнамских жителей. Все веера были изготовлены женщинами, проживающими в одной из деревень неподалеку от Ханоя. Жители деревни были очень рады этому заказу и гордятся этим красивым сотрудничеством с далекой Францией.
   Помимо всего прочего, следует отметить, что в Женеве до начала концертов Милен, перед публикой выступил коллектив танцоров-перкуссионистов из Бразилии “Bale de Rua”, который известен в странах Латинской Америки, США и Европе. Их выступление длилось в целом около получаса. (Я считаю, что это отличная идея, так как обычно в зал можно попасть как минимум за час до концерта и обычно в это время просто слушаешь разную музыку, играющую в зале.) Коллектив “Bale de Rua” состоит из 15 танцоров-перкуссионистов мужчин и одной женщины - танцовщицы и певицы. Стиль их уникального танца основан на сочетании  samba, capoeira, breakdance, hip hop. Один из основателей коллектива, Marco Antonio Garcia начинал когда-то с выступления в клубах, причем его вдохновителем в то время был Майкл Джексон. Вот что он говорит о выступлениях Bale de Rua: ”Танец – это наш способ рассказать нашу собственную историю, историю Бразилии. Для нас важно, что мы показываем Бразилию так, как не все люди ее видят. Танец – это страсть Бразилии, это душа людей.” Также Marco Antonio Garcia в интервью для одного из британских изданий, сказал что во время одного из их первых туров по Франции, они “потеряли” одного из танцоров, так как он вначале каждый вечер встречался с девушкой (конечно не только по своей инициативе), затем окончательно проникся чувствами и теперь преподает танцы во Франции. Кстати, организацией самостоятельного тура по Франции “Bale de Rua” в 2009г. занимался Терри Сьюк. Конечно - это замечательный коллектив и вызывает у многих заслуженный интерес.
   Также хочется отметить, что премьера DVD “Stade De France” Милен Фармер  прошла даже в кинотеатрах, в 19 французских городах. Показ начинался в 20.00 по местному времени и зрители смотрели полную двухчасовую версию концерта. Сеансы прошли при полном аншлаге… То есть понятно, что на DVD с концертами Милен действительно есть что посмотреть (информация для тех, кто может только открывает для себя творчество этой певицы), а про сами живые концерты я вообще молчу…

                Концерт на “Stade de France.”

   Но перейдем непосредственно к самому концерту Милен Фармер… Таинственные вздохи, глаз Милен на экране, будто пытающийся понять, где ей предстоит появиться – все это просто необыкновенное и фантастическое зрелище… А четкий ритм, световые круги и завораживающая музыка “D’entre les morts” делают из этого момента что-то необыкновенное, незабываемое…
   Откуда Милен приходит, согласно задумке этого концерта? Быть может их другого фантастического мира, а может из глубин своего сознания, где, судя по ее стихам, нередко присутствует ощущение “неодушевленного рая”, в контрасте с реалиями жизни.
   Но вот в этом круговороте времени, пространства и возможно даже неких глубин сознания, мы видим силуэт певицы… Она явилась к нам, чтобы рассказать о своем “неодушевленном рае”, мечтах, которые живут в ее песнях посреди таинственного и немного пугающего мира, и он по сути не так далек от реальности…

    “Paradise Inanime.” (“Неодушевленный рай.”)
   В этой песне Милен сравнивает свою постель со стелой из гранита, в которой простыни “из хризантем” – этот цветок во Франции является символом траура… Бывает так, что кажется, что жизнь закончилась, но в тексте есть фраза: “Но навсегда, ради моей любви, оставьте мне мой неодушевленный рай. ” Милен также поет в песне о том, что не будет ничего читать вечером и что эпитафия осмелится ответить на ее печаль…
  Если затронуть чтение, Милен действительно любит читать на ночь. Однажды в интервью ее спросили, как она отметила Новый Год, на что певица ответила, что читала на ночь, а потом легла спать… Насчет “эпитафии” – Милен, думаю, подразумевала сочинения стих-е, например текста данной песни… Но конечно нужно понимать, что Милен свойственен страх смерти, хотя в этой песне скорее еще и сильное разочарование в чем-то.
   После концерта в Женеве Милен отвечает на вопрос журналиста о том, пугает ли ее по-прежнему идея смерти, так: ”Моей собственной, во всяком случае. Идея смерти вообще меня пугает, это составляет часть каждых двух секунд моего бытия. Пугает ли меня моя собственная смерть, я вам отвечу: иногда да, иногда нет. Иногда слово “неизбежность” может всё успокоить, это гнетёт, но это неизбежно. Иногда это мучительно, иногда я её “ругаю” и наоборот “ругаю” её противоположность (то есть жизнь – прим. автора)… я вам особо не смогу помочь своим ответом...”
    Певица предстает в начале концерта в облегающем костюме, с расцветкой в духе атласа по анатомии… По словам Жан-Поля Готье, создателя костюмов данного турне, он изначально уже знал, что элементом декораций концерта будут скелеты, но “не хотел делать костюм-скелет” для Милен – так они и пришли к этой идее. Кроме того на одном из показов его новой коллекции присутствовали похожие костюмы, похожей расцветки, только сине-голубых оттенков.
     Прическа на этом концерте, конечно, очень идет Милен. Правда если бы волосы были на тот момент у нее подлиннее, можно было бы их все наверх забрать, но зато появилась довольно сложная конструкция прически… На затылочной части волосы заплетены и их скрывает и поддерживает каркас-маска. Вверху, на теменной части головы - шиньон, с украшениями в виде крестов (которые также сделаны из волос, заплетенных в тонкие косички, в обрамлении металлической конструкции). По структуре это прическа относиться к вечерней и в них пряди волос на теменной части можно укладывать очень по-разному – буклями, крученной прядью и т.д. И также в качестве украшений можно использовать все что угодно – небольшие ленточки и цветы (а-ля Средние Века), какие-то симпатичные шпильки с украшением в виде жемчуга и многое другое. У Милен же получился некий инопланетный вариант вечерней прически + с украшениями в виде крестов. Также вспоминается неофициальное фото перед первой премьерой концерта данного турне: Милен шла с репетиции и как обычно заколола волосы заколкой-крабом, но они почему-то по направлению вверх как-то лежали, не так как обычно – похоже что явно только прическу после генеральной репетиции распустили…
    Макияж на этом концерте тоже прекрасный. ( Правда я нашла к чему немного придраться, но это мелочь. К тому же золотистые тени затмевают все… ) В целом макияж на высоте (и цвет помады весьма симпатичный – легкого фиолетового оттенка, который Милен очень идет). Макияж также отлично гармонирует с костюмами и хорошо вписывается в стиль концерта, помогая в создании требуемого образа и подчеркивая красоту Милен.
   Выступление Милен с "Paradise Inanime” также легло в основу отдельного клипа с этой песней, в котором удачно совмещаются самые яркие моменты всего концерта. По способу монтажа он напоминает live clip “Plus Grandir” , созданный из концерта Милен 1989г.
   Еще хочется отметить видео-рекламу DVD “Stade de France”– это собственно тоже небольшой клип под звуки интро “D’entre les morts”, в котором также совмещены различные моменты из всего концерта. Реклама эта была доступна для просмотра на официальном сайте концерта Милен на “Stade de France” Также там до официального выхода DVD появлялись некоторые концертные фото Милен и небольшие отрывки с грядущего DVD с “Sextonic” (самое начало концерта, когда этот ремикс играет в зале), “Libertine”, “Rever” и интервью с Жан-Поль Готье.

   “ L’ame-Stram-Gram.”
   Песня просто необыкновенной красоты. Лично я ее обожаю за неземную, чарующую атмосферу и конечно также интересно слышать ее в немного ином звучании, более ритмичном. И этот потрясающий танец вначале песни… все впечатляет очень сильно.

   “Je m’ennuie.” (“Я скучаю.”)
   Песня выполнена в достаточно современном ключе. Движения танцоров весьма соответствуют тексту песни, в которой есть строки о том, что жизнь, словно старый маятник колеблется из стороны в сторону. Конечно же, под словами “я скучаю” подразумевается не то что Милен нечем заняться, а однообразие, скука бытия. Песня немного напоминает хиты Alizee по стилю.
   После этой песни на концерте в Женеве прозвучало несколько отрывков из нетленного хита Майкла Джексона “Thriller”, что в сочетании с песней “Je m’ennuie” не оставляет возможности для неопределенных выводов… Конечно, смерть певца потрясла всех, и тех, кто никогда в нем не сомневался и остальных... Самое главное, что многие поняли, какая это значимая была фигура в мире действительно талантливой и самобытной музыки. Жаль, что это зачастую происходит тогда, когда уже ничего не вернешь. Ни того времени, когда его ложно обвиняли из зависти, при том что его оправдание, официально доказанную невиновность - этот факт так не “пиарили”, как обвинения; ни его более-менее душевного спокойствия, чтобы он не искал сон в каких-то препаратах, а если и искал, то у врачей, которые в любой ситуации не забывают о своем главном долге. Майкл Джексон останется в памяти людей, как король поп музыки, а вот те, кто придумывал какие-то дикие обвинения в его адрес и сами потом в этом и признались… неужели хорошо иметь такую “славу”?
   Сложно передать словами мое сочувствие всем поклонникам певца, которые так надеялись наконец-то увидеть его на  концерте и навсегда потеряли эту возможность… А какой бы был только концерт! Мало таких певцов, которые могут создавать такие концерты, не только в плане декораций, постановки, а еще в плане прекрасных песен, умения искренне, талантливо и самобытно их подать.
     Меня песни Майкла Джексона тоже конечно стороной не обошли. Еще в начале 90-ых моей родственнице большая поклонница Майкла подарила кассету “Dangerous”, которая быстро стала одной из самых любимых мною записей и вскоре “перекочевала” ко мне. Вспоминается, как примерно в то же время в одном из изданий я случайно обнаружила текст песни “Heal the World” Майкла, которая мне очень нравилась, и это было большое счастье, так как в то время текстами песен баловали не часто. А также более раннее воспоминание, когда мне лет 5 было, наверное: показывали по ТВ какой-то его клип (смутно конечно помню) - он едет на мотоцикле и за ним гонится какая-то большая игрушка, навроде диснеевской и мне отец, помню, тогда сказал, что этого певца зовут Майкл Джексон. И не зря он, конечно, это объяснил, так как мне было интересно, что за необычное по тем временам видео, к тому же с игрушкой странной какой-то. И потом в конце 90-ых и в остальные годы я также покупала некоторые альбомы Майкла (что были в продаже там, где я находилась.)
   Конечно, очень приятно, что такие артисты с большой буквы, как Милен Фармер (Мадонна, что тоже радует) почтили память этого непревзойденного певца. В одном из интервью у Милен спросили, как повлияло на нее известие о том, что Майкла умер… Она ответила: ”Это трагично. Я бы употребила здесь понятие несовместимости частной жизни и публичной, прессы… Это был великий артист. Он был тот, которого многие любили за его шоу, но также и как реального человека, его хрупкость, чувственность и это трагично, именно это слово приходит на ум. Мне грустно по этому поводу, как и многим другим людям…” На вопрос о том есть ли у нее альбомы, DVD Майкла, Милен ответила что “безусловно”. Кроме того позже Милен снова спросили в одном из интервью о Майкле:
- Милен, чуть более года назад нас покинул Майкл Джексон. Вы принадлежите к одному поколению. Он тот, кто один из первых начал снимать свои клипы в виде короткометражек, создавать незабываемые шоу. Это артист, который на вас повлиял?
Милен:
- Я не знаю можно ли сказать "повлиял." Во всяком случае, я очень сильно его ценю, его работу, его личность. Измученный человек, он был гением. Я думаю, если был один, других уже не будет. Недостает ли мне его? Да. Вы мне не задавали этот вопрос, но если бы вы его задали, я бы ответила да. Я видела все его концерты. Он изумительный человек, практически с другой планеты.
- Вас бросало в дрожь от его концертов?
Милен: Само собой, да. В них заложено очень много работы. Но как только вся работа..., как бы лучше сказать…, переварена, я говорю о репетициях…, после мы видим только одного человека, его душу, которая появляется. И это мне интересно видеть в шоу. Конечно, в концертах очень много эффектов, уловок, подготовка занимает важное место. Но это все не может существовать, если нет человека в центре, который заставит механизм работать, и если нет публики, которая будет ему отвечать на это волшебство.

   Outro Haka “Je m’ennuie.”
  За песней “Je m’ennuie” на концерте Милен следует просто потрясающий танцевальный номер – команда танцоров выступила блестяще! Все движения отточены, синхронность, да и сама хореография и музыка просто не могут оставить равнодушными. Этот танец присутствовал только на “стадионной” части тура и в принципе до концерта “Avant que l’ombre” отдельных танцевальных номеров на концертах Милен не было, хотя  имело место небольшая импровизация музыкантов на тему какой либо песни певицы при поддержке танцоров и бэк-вокалисток.

   “Appelle mon numero.” (“Набери мой номер.”)
   Беззаговорочный хит. Милен с таким воодушевлением поет эту песню, что не возникает сомнения, кому она могла посвящаться... К тому же клип на нее вышел великолепным - нежным и с любовью. Еще довольно милый танец во время проигрыша на концерте…
   Что касается костюма, то достаточно интересна комбинация “рокерских” перчаток и платья-сарафана – и смотрится, конечно же, отлично. Да и имя Жан-Поль Готье, создателя всех костюмов этого турне, уже особых сомнений не вызывает. Данное красное платье полностью вышито кристаллами Сваровски, а плащ сделан из той же материи, что Готье использует для своих дефиле “от кутюр.” Кстати, на первых концертах тура сапоги в этом костюме были вначале черные, но потом видимо было решено, что красные со сцены смотрятся лучше.
    Жан-Поль Готье присутствовал на концертах Милен “Avant que l’ombre” в 2006г. и возможно уже тогда в глубине души у него рождались идеи – а вот бы я… Он говорил о предыдущем концерте Милен, что тот был красных тонов и готичным и что он с интересом посмотрел его. Кроме того Готье подчеркнул, что у Милен особый мир, который требует и особого подхода в создании костюмов. А вот что сама Милен говорит о творениях Готье: “Все костюмы подобраны специально и конечно отождествляют смысл всего спектакля, каждой сцены. Спасибо Жан-Поль Готье за проделанную работу и за то, что он учел все мои маленькие пожелания и все вышло на славу.”
    На мой взгляд, в предыдущем концерте больше внимания уделялось интересной структуре, отделки ткани и они были очень сложны уже по одному своему виду. Конечно, нельзя сказать, что у Готье “все просто”, но он как мне показалось, больше работал над формой, фасоном, кроем – ассиметричный костюм, платье с отделкой виде креста… Костюмы на первый взгляд просты, но за их классическим силуэтом много изобретений. Нужно также отметить, что костюмы для Милен, Готье сделал достаточно сексуальные. Даже длинное платье с перекрестными лентами ткани, задумывалась также и в коротком варианте. Это платье (синего и белого цветов) сделано, по словам модельера, из жоржета и тонкого шелка.
   Кроме того Готье в одном из интервью упоминал еще одно платье, которое создал для Милен, помимо уже известных, но оно так и не было использовано на концерте ( правда подробности модельер оставил в тайне.)
    Следует заметить, что в мае 2010г. Жан-Поль Готье представил свои свежие творения в Москве в одном из красивейших залов Казанского вокзала. Казанский вокзал – это конечно отличная идея. ( Мне лично он до боли знаком, потому что часто с него ездила в Казахстан. Никогда бы не подумала, что там может вдруг представить свои коллекции Готье.)
    В Москве на Казанском вокзале Готье представил свою коллекцию весна-лета 2010г., выполненную в латиноамериканском стиле. (Впервые она была продемонстрирована в феврале 2010г. на Парижской Неделе Высокой моды). Вдохновением послужила поездка Готье в Мексику, а также фильм “Аватар.” В этой коллекции отразилась история и дух Латинской Америки (индейские и испанские мотивы). Что проявилось в использовании сомбреро, кожаных материалов, перьев, драпировок в виде пальмовых листьев. Нужно отметить сочетание природных цветов тропиков и в целом использование темы флоры Латинской Америки в расцветке и отделке ткани. Это дает ощущение того, что одежда находиться в единении с природой, и сделана из ее “подручных” материалов. Также в расцветке ткани присутствует стилизация под индейские орнаменты, кожу змеи. Кроме того, использовались плетенные украшения и элементы каркаса причудливых форм в шляпах, юбках, сумках – напоминающих необычные по форме цветы или переплетение ветвей тропической растительности.

    Но вернемся непосредственно к концерту. За “Appelle mon numere” следует выступление Милен с очередным беззаговорочным хитом “ XXL”. И похоже, что у гитаристов турне – это любимая песня… Можно поноситься немного по сцене и покидать в зал медиаторы. Еще меня повеселил парень, который пока зал хором пел припев о необходимости любви, под шумок так сказать, времени зря не терял и одаривал поцелуями свою спутницу. Находчиво.

   Далее следует “California” – первое нововведение в программе концерта для стадионов, заменившая собой “A quoi je sers”. Очень порадовал танец, который был некогда в “Live a Bercy”. Приятная ностальгия, да и нынешней вариант вышел отличным! Причем нужно отметить, что на “Stade de France” Милен начала танцевать вместе с танцовщицами только после проигрыша песни, а, например, в Женеве 5 сентября сразу, как только она спустилась вниз по лестнице на основную сцену. Видимо решили слегка изменить выступление, во избежание сходства с уже выпущенным концертом. Кроме того на концерте в Женеве не было движения рукой, приставленной к виску, наподобие револьвера. Скажу сразу, что это нормальное явление, когда какие-то моменты немного меняют. Не в музыкальное и прочее сравнение, Мадонна изменяет во время своих турне гораздо больше – и в танцах, и в костюмах – что-то для разнообразия, что-то как говориться “по ходу дела”. Хотя “костяк” у таких маштабных шоу есть, конечно, всегда. Не зря же Милен начинает готовиться практически за год до начала первого концерта и это конечно правильно.

   “Pourvu qu’elles douces.” (“Только бы они были нежными.”)
   Далее одно из долгожданных и приятных ”nostalgie” концерта… На видео-бонусах концерта можно увидеть, как Лоран со звукорежиссером смеялся, когда Милен будто невзначай подкинула позади свое платьице. Такое чувство, что Милен об этом как-то узнала и тоже засмеялась, хотя на других концертах она не улыбалась особо в этот момент. И танцоры также улыбались, хотя на других концертах они делали вид, что не ожидали и задумчиво смотрят Милен вслед. Кстати, на первых концертах тура вздохов во время проигрыша тоже не было.
   Забавно было наблюдать также в видео-бонусах к DVD, как Лоран Бутонна с серьезным видом поет куплет этой песни во время концерта, сидя за режиссерским пультом - умеет человек пошутить так на камеру. Еще интересное он танцевальное “па” сделал, мелькнувшее в одном из бонусов.

   “Point de Suture.” (“Не наложенный шов.”)
   Песня о сомнениях: о том, что сердце любит, а разум сдерживает, а нужно выбрать что-то, принять какое-то решение… И эти сомнения спровоцированы воспоминаниями –  “не излеченной раной.”
   Некогда, до выхода клипа “Appelle mon numere” все ходили слухи о его съемках, и один из французских поклонников певицы умудрился пробраться в студию, где они якобы должны были проходить, но ничего кроме мужчины и женщины в золотой краске он там не увидел. На его расспросы ему, конечно, ответили, что для Милен здесь якобы ничего не снимают и в общем вежливо его выпроводили. Интрига сохранилась до концерта – это были, разумеется, съемки видеоряда к песне “Point de Suture”, что собственно также отображено на видео-бонусах DVD.
   Видя то, что происходит на экранах, конечно, задумываешься над тем, что символически это свойственно любви. Периоды благополучия, и при этом возможны моменты сомнений, когда один человек может мучить другого или оба друг друга (разлука, неуверенность и т.д.) и при этом когда они в друг друге все равно нуждаются.
   Вообще без слез эту песню, наверное, слушать невозможно. А когда я лично первый раз смотрела медленную, лирическую часть концерта, у меня просто платков не хватало – настолько проникаешься этими песнями, чувствами и искренностью, откровенностью Милен. Хорошо когда как в “Унесенных ветром” в трудную минуту рядом окажется человек с платочком в кармане…
   Синее платье Милен, что было на концертах в залах, на стадионах поменяли на белое, но в остальном оно осталось таким же. По словам Готье это решение было принято для того, чтобы платье немного светилось, сияло в сумерках, и при этом Милен было лучше видно на центральной сцене посреди стадиона. Оно действительно смотрится идеально в таком полумраке, на сцене ввиде звезды – очень красиво.
   В Москве Милен после песни “Point de Suture” поблагодарила публику на русском. Зал конечно бурно и громко зааплодировал в ответ, что судя по улыбке Милен, было ей приятно, то что ее любят и так хорошо принимают в России.

   “Nous souviendrons nous.” (“Будем ли мы помнить.”)
   Музыкальное вступление завораживает (и невольно почему-то в памяти всплывают “Gregorian”, сделавшие кавер версию песни “Rever” Милен. В целом у Gregorian очень много кавер-версий…) А лучи света, направленные вверх в темноте со сцены в форме звезды – это вообще что-то волшебное.
   Песня “Nous souviendrons nous” по своему тексту очень трогательная и глубокая. Она о том, что жизни проходят… и будут ли помнить нас так, как мы сами, или как друзья, как двое помнят друг друга… Эта тема очень свойственна Милен.
   Раньше певица никогда не исполняла эту песню на концертах, да и на ТВ-передачах, насколько мне известно, тоже. Но живьем эта песня звучит просто потрясающе! Я лично весьма люблю альбом “L’autre…” и песни из него – это огромный для меня подарок.
   На концертах во французской провинции Милен начинала исполнять эту песню сразу вслед за “Point de Suture”, не уходя со сцены, что понятно – так как сцена в виде звезды была только на стадионах, для большего единения со зрителем. Причем на концерте 5 мая в Марселе, Милен расплакалась сразу, спев только первую сточку песни. Пока Милен сама себя успокаивала, Иван Кассар играл легкую музыкальную импровизацию, а затем конечно певица песню полностью исполнила. 
   В Женеве же, как раз в тот момент, когда Милен приводила чувства в порядок, мимо сцены (увы), летали медведи. Но некоторые все же попадали на нее. Конечно, каждому хочется подарить что-то певице, и думаю ей это приятно. Но почему, например, Милен какие-то игрушки может, предварительно поцеловав, кинуть обратно со сцены? Просто ее концерт определенно поставлен и не всегда есть возможность, особенно во время ритмичных песен, как-то его нарушать - постоянно брать игрушки и куда-то их прятать. А если не спрятать, то на них может кто-то нечаянно наступить, даже из танцоров.

   “Rever.” (“Мечтать.”) Не раз уже Милен исполняла эту песню, но она все так же отзывается в душе, все так же сильно впечатляет исполнение, музыка, слова.
   В Москве, когда Милен в конце песни подпевал зал, она была очень растрогана. Она слегка кивала голой, что, мол, правильно поете, а в конце песни даже голову опустила и смущенно улыбалась. Конечно, она этого не ожидала. К тому же понятно, что французский язык все же знает меньше людей, чем английский.
   Трогательный момент после “Rever” на “Stade de France” – когда зал стал петь Милен традиционную поздравительную песню “C Днем Рождения”, чем ее очень растрогал. Можно точно сказать, что День Рождения удался на славу!

   Расчувствовавшаяся Милен начинает петь со слезами на глазах очередной подарок этого концерта “Laisse le vent emporter tout” (“Пусть все развеет ветер.”) Последний раз Милен исполняла ее в 1996 г. (Live a Bercy.) Милен прекрасно спела эту песню – как всегда чувственно, проникновенно; а какая ностальгия и при этом новые, непередаваемые ощущения возникают при ее прослушивании…

   Далее следует “Ainsi Soit Je…” (“Пусть я буду такой.”) Песня в несколько новом варианте и исполнена великолепно! В целом раньше я к этой песне тяготела почему-то несколько меньше, чем к другим с одноименного альбома, но в этом варианте она мне стала нравиться весьма и весьма. Кроме того, Милен исполнила эту песню и в первоначальном варианте (имею ввиду припев) в одной из телепередач, незадолго после выхода DVD “Stade de France.” Поэтому для тех, кому хотелось именно той мелодии, что на альбоме в припеве, “от” и “до” – имеется такое “приложение”. Милен была в черном коротеньком пиджаке и черных облегающих шортиках – смотрелось великолепно! Прическа напоминала концертную, но без уложенных кругом волос на теменной части и крестов. Аккомпанировал Иван Кассар.
  Я не сомневаюсь, что Милен может легко взять эти ноты и на концерте, но на самом деле не очень полезно для голоса часто петь на пределе своего диапазона. Концерты - мероприятие ответственное и зачем подвергать голос опасности и при этом иметь риск подвести большое число людей: и поклонников и свою команду… Даже одна из достаточно сложных в этом плане песен “Si j’avais au moins…” исполнялась последней на концертах в залах, что совершенно правильно и с точки зрения красивого окончания представления, и с точки зрения того, что вначале концерта лучше так сильно голос не напрягать. А в песне “Ainsi soit je…” как раз есть в припеве моменты, которые чуть выше диапазона Милен. Конечно, при желании можно спеть и такие ноты, главное чтобы таких моментов было не много, иначе я думаю, что это неправильно. Но когда-то возможно в начале своего творческого пути Милен и Лоран не ожидали, что эта песня будет так популярна. На первых концертах в 1989 г. Милен конечно еще только начинала приобретать опыт концертных выступлений, хотя и на результате тех концертов это никак не отразилось. А на бонусах к “Stade de France” мы наблюдаем кроме того педагога по вокалу и никакой педагог не позволит в здравом рассудке петь “Ainsi Soit Je…” полностью, идентично альбомному варианту в течении целого турне на 36 концертах. Милен могла бы вообще эту песню не петь, но спела. Она по прежнему поет великолепно и отлично берет высокие ноты, что и доказала в течении всего турне, а судить о ее голосе с точки зрения того, что Милен раньше вытягивала “Ainsi Soit Je…”, а теперь вот якобы нет, в корне не верны. Лучше подумать над текстом песни “Ainsi Soit Je…” (“Пусть я буду такой.”)
   В интервью после концерта в Женеве, Милен говорит касательно этой песни, что она бывает не только на грани слез, согласно словам журналиста, но даже вся в слезах. Также она сказала: “Мне повезло что я выступаю с Иваном Кассар – прекрасным музыкантом и кроме того я сама пишу тексты своих песен, поэтому это мои чувства и я разделяю их с публикой… Во всяком случае я ничего не запрещаю себе на сцене – ни плакать, ни смеяться. Я чувствую себя совершенно свободно.”
   Кроме того до выступления на “Stade de France” 12 сентября Милен дала небольшое интервью в прямом эфире, некоторые кадры из подготовки которого (но без Милен) включены в видео-бонусы DVD “Stade de France” (где музыканты, бэк-вокалистки, танцоры этого турне встают возле кресла в виде жука, на которое потом сядет и сама Милен.) На рассуждения телеведущего о том, что публика знает наизусть слова ее песен и всячески поддерживает ее во время лирической части концерта, она ответила: “Да, на самом деле я часто, исполняя песни, вижу, как публика переполнена эмоциями, поет вместе со мной, иногда даже плачет. Это очень важно для меня, так как в тексты песен я действительно вкладываю свои собственные чувства и переживания.” А вот что писала Натали Реймс в своей художественной зарисовке о Милен, не лишенной при этом и определенной интересной информации: “Ты любишь играть с блуждающими огоньками, исследовать бессознательное, погружаться в сверхъестественное – это всегда отражается в твоих стихах, в твоих текстах, где мечты более досягаемы.”

     За “Ainsi Soit Je…”  сразу же следует “Interlude Avant que l’ombre” и эта музыка просто потрясает! В ней чувствуется безысходность, страдание и при этом сила духа. Есть определенные вещи, о которых не хочется думать. Но думаем мы о них или нет, они все равно будут существовать для нас всегда. Возможно, Милен задумывается об этом, о “тени” чаще и это дает ей силы преодолевать себя и открывать через свое творчество свой внутренний мир: чувства, разочарования, надежды и мечты. Милен в душе все та же, не сомневаюсь, что и вначале своего творческого пути и до него, но время все бежит и бежит… Время не проходит бесследно c точки зрения жизненного опыта и Милен всегда развивается, ищет новые пути в творчестве, оставаясь при этом верна себе. Она остается все той же, хотя уже более зрелой, с новыми впечатлениями, новым “музыкальным проявлением” своего мира. Мне очень понравилась ее фраза в одном из интервью о том, что в своих мечтах мы нередко возвращаемся в одни и те же места, только те, с кем мы путешествуем, могут меняться. И еще одна ее фраза о том, что ей присуще сильное чувство, но еще нужно чтобы это было с кем разделить…

   “Libertine.” (“Распутница.”) Номер с этой песней очень зрелищный и гармоничный и меня лично он впечатляет особенно. Смотря на Милен в этом номере, невольно вспоминаешь ее выступления на телевидении 80-ых гг. с этой песней и, кстати, с похожими танцевальными движениями – вот что значит, хорошая песня не устаревает. Да и аранжировка меняется больше конечно для разнообразия. Можно лишь банально электронные звуки поновее использовать и все будет восприниматься тоже замечательно.   
   Костюм Милен в этом номере настолько соответствует духу песен “Libertine” и “Sans Contrefacon”, что, пожалуй, я лично с трудом вспомню еще какой-либо костюм, настолько идеально ассоциирующейся с этими песнями (исключая костюмы из клипов и схожие вариации.) Жан-Поль Готье постарался на славу…
   И когда смотришь на мужчин в балетных пачках, почему-то никакой дисгармонии образа в голове тоже не возникает – необычно, театрально и стильно. Мне еще вспомнился фильм, который я смотрела уже довольно давно в одном из кинотеатров Минска, причем практически случайно – просто решила разнообразить вечер, и пошла на то, что на глаза попалось. Фильм был о мальчике, росшем в небольшом рабочем, заводском городке и, в общем, мальчик бредил балетом. Отец пытался научить его уму-разуму, но потом он понял, что ребенок от идеи не откажется и стал помогать. И был у мальчика друг, который любил краситься в отсутствии родителей и был тайно в него влюблен. Но друг взаимностью по естественным причинам не мог ответить, но относился с пониманием. И дал ему даже после занятий балетом пачку чью-то померить. А потом, когда начинающий танцор поехал на более серьезную учебу балету, поцеловал по-дружески своего друга на прощанье. В общем, милый фильм. В итоге главный герой фильма после окончания учебы естественно выступал, и на выступление ходили его родители и также друг детства, уже достаточно стильно-элегантного вида, конечно тоже с другом. И happy end. И когда я увидела этот номер Милен, почему-то всплыла в памяти у меня эта ситуация с пачкой из фильма. Не могу сказать точно какой страны фильм был, но судя по языку оригинала, доносившемуся вместе с переводом, вроде как ближнего зарубежья.
    Шахматы на экранах это конечно отдельная тема… Лично мне очень приятно было смотреть на эти летающие и столь знакомые фигуры, так как был период когда я очень серьезно шахматами занималась. (Разбор партий, задачи, турниры, шахматный клуб.) Правда, сейчас это для меня просто игра, в которую я с удовольствием могу поиграть при случае. Впечатление от того что было на экранах наиболее, кстати, полное, если смотреть любительское видео. Конечно, все в видео официальном не покажешь – где-то Милен больше, где-то декораций...
     Хочется отдельно отметить и танцоров – они, конечно, отработали на все сто. И причем мне в целом больше всего понравился и запомнился танцевальный коллектив именно этого турне. Конечно, и остальные коллективы были замечательные (А Кристоф Даншо вообще вне конкуренции, как и некоторые другие давние спутники Милен по части хореографии), но не все запоминаются так хорошо, больше как просто приглашенные профессиональные танцоры. Но на этом турне как-то особенно чувствовалось то, что они не просто работают, а что им все это безумно интересно и сотрудничество с Милен для них огромное счастье не только в плане каких-то успехов в своей профессиональной деятельности, но и потому что Милен –  она уникальна в своем роде. В общем, танцоры просто молодцы. А как они фото выкладывали в Интернет, где они в перерывах между репетициями. (Конечно с разрешения певицы и только касательно себя.) Просто видно, какое для них это было счастье, работать с Милен Фармер.

   “Sans Contrefacon.” (“Без подделки.”)
   Этот песня просто не может ни радовать (никогда не забуду, как я была счастлива, когда услышала ее на концерте в Москве). И новая аранжировка, а также некоторые нововведения в традиционной хореографии к этой песне – все было очень гармонично, и при этом конечно был сохранен изначальный дух песни.
   Еще при просмотре этого номера меня почему-то иногда занимал вопрос, расстегнет ли Милен воротник рубашки, что к моей радости как раз и произошло на следующей песне. Хотя с песней “Sans Contrefacon” это весьма гармонирует. Просто если я вдруг вижу ненароком у каких-то знакомых застегнутую до конца рубашку, обычно говорю что-нибудь в духе “что вид как у отличника на комсомольском собрании.” Хотя конечно бывают рубашки с какой-то отделкой или в сочетании с определенной одеждой, с галстуком и т.д., когда это хорошо смотрится.
    В целом постановка спектакля достаточно близка по стилю к “En Concert” – первому концерту Милен. В “En Concert” решетчатая ограда и покосившиеся надгробия, здесь мумии, кресты в прическе; и даже “ou” в исполнении высокого голоса Милен наличествуют также в “En Concert” и отсутствуют на других ее концертах (конкретно в данной манере)…

   “L’instant X.”  (“Мгновение X. “)
   Эта песня  также огромный сюрприз – Милен исполняла ее последний раз на концертах в 1996г. (“Live a Bercy”) и на ТВ-передачах примерно в то же время, (причем во время выступлений на телепередачах, на гитаре в то время подыгрывал Джеф Дальгрен – Джорджио из фильма Лорана Бутонна “Джорджино”.) Было конечно очень интересно узнать, как представят эту песню в 2009г. Кроме того это и очередная песня-нововведение в  программе концерта для стадионов, заменившая собой песню “Je te rends ton amour”.
   Милен могла использовать тот же танец что и в “Live a Bercy” к “L’instant X” с какими-то небольшими изменениями, как в случае с “Sans Contrefacon”, “Libertine” (да и зачем выдумывать в танце абсолютно все новое, если это идеальный вариант для песни и к тому же полюбившейся зрителю). Но ждал еще и приятный сюрприз - новая легкая роковая аранжировка “L’instant X” звучит просто идеально. Многие давние хиты на этом концерте представлены в легкой роковой манере. И лично для меня это теперь один из самых любимых номеров на концерте, так как весьма симпатизирую этой песни еще с года 1996г., с первого прослушивания альбома “Anamorphosee”.
   В целом, благодаря барабанам, умеренным гитарным рифам в этой новой аранжировке “L’instant X” и размеренной мелодии самой песни чувствуется в итоге некий уклон в “gothic-doom” звучание. Только что песня в общем-то осталась легкой и конечно она такой собственно и должна быть.

“F… them all.”
    Великолепная и очень жизненная песня! Номер тот же что и был впервые представлен на концертах в России – такой же свет, приблизительные движения во время исполнения. Песня по своему тексту конечно отличная. Действительно, нередко то, что не может само по себе содержать ненависть и негатив (не меланхолию) в творчестве, и в выводах касательно него, его понимании –  то что вдохновленно, например, чувством  любви, у кого-то странным образом может преобразовываться в ненависть и негатив. Просто потому что не всегда видимо можно найти то другое, отчего можно исходить, как это не печально. И навряд ли можно найти точку взаимопонимания в этих выводах, хотя предмет, вопрос может быть один и тот же. Поэтому совет один - “F… them all” и не в смысле конкретно послать, а в смысле, что “не до этого”.
    “Природа изменчива, все лгут – как дышат… как во времена “ фавориток. ” Итог такой же для человека, за которым стоит “решающая партия”, которая старается дать ему власть. Кровью и слезами! Сделать любовь к Богу кровью и слезами! И Marie-мученице, кровью и слезами. Послать их всех, делающих любовь нашей войной” - поется в песне.

“Degeneration.” (“Вырождение.”)
     Одной из главных интриг этого концерта был для меня также номер к песне “Degeneration”, уж очень она мне понравилась (есть, разумеется, и много других песен из числа самых любимых, но именно “Degeneration”  как-то особенно необычна на мой взгляд.) Кстати, хочу отметить, что в Москве до начало этой песни зал также аплодировал в такт “ambient-вступления”, как и во Франции.
     Номер конечно очень оригинальный! Хореография у танцоров намеренно, будто слегка несвязная, напоминающая о клипе –  где люди как бы находятся под чьим-то воздействием и совершают вопреки своей воле движения, прибывая в неком трансе.
   То как Милен на концерте села в кресле в виде жука, закинув ноги на него и ее движения в это время, конечно же, сделаны с отсылкой к номеру “Libertine” с концерта “Live a Bercy”. Там Милен также села в кресле, закинув ноги  +  похожие движения… Конечно это сделано схоже намеренно.
   Также очень впечатляющий момент в плане постановки номера (и музыкально тоже), когда Милен поднимается на платформе над сценой – и  при этом никакой страховки. Просто во время турне Милен 1996г. (“Live a Bercy”), случилось неприятное происшествие на последней песне “XXL”, во время концерта в Лионе. Тогда Милен, по всей видимости, выходя с огороженной площадки, наткнулась на одного из танцоров и упала вниз, сломав в итоге руку (танцор отделался ушибами). Это говорит о том, что Милен скорее всего наткнулась на танцора и упала первой, а он может, пытался ее удержать и тоже потерял равновесие. Но понятно, что падая вперед и вторым легче хоть как-то “подготовиться к приземлению”…
   Тем не менее, после происшествия в Лионе, Милен с гипсом на руке даже раздала автографы поклонникам из машины, только что попросила убрать камеру…
   И вот на концерте 2009г. такая высота, искусственный туман и Милен спокойно выступает на этой площадке, порядочно возвышающейся над основной сценой – а ведь может и банально закружиться голова… Хотя я все таки надеюсь что может на площадке вдруг есть какой-то легкий магнит – в духе оч. умелых ручек. Но главное что все обошлось и вышло очень зрелищно и красиво. Хочется еще только почему-то добавить “не повторяйте в домашних условиях.”

   “C’est dans l’air.” (“Это витает в воздухе.”)
   Помнится, как в Москве во время этой песни строчки в куплетах отдавались с некоторым эхом в зале + низкий голос – впечатляло очень сильно. В Москве также присутствовал проигрыш в этой песне и представление во время него всех участников концерта на экранах (обычно Милен во время легкого музыкального отступления на концерте вслух всех представляла, и видимо решили как-то разнообразить этот процесс.)
    В Санкт-Петербурге во время этой песни на сцену подняли одного из поклонников. Правда в Москве никого не поднимали, как впрочем, и на других концертах этого турне (насколько мне известно), за исключением одного из концертов в Ницце, когда на сцену подняли рыжеволосую девушку и она, в общем, не растерялась и достаточно активно подпевала.
    В этой песне в куплетах идут одновременно две партии вокала - высокая и пониже, как и в песне “Degeneration” во многих моментах. И в обоих песнях Милен в куплетах пела при сочетании двух партий только высокую партию. Понятно, что не всегда можно воспроизвести все идентично, так как на альбоме и как позволяет сделать запись студия.
    Существует и отдельный live clip с номером к этой песне, который вышел бонусом на live-CD  “N 5 on tour” c записью концерта 2009г., но с трек-листом, что был на концертах в залах ( то есть включая песни “A quoi je sers” и “Je te rends ton amour”.) Также в качестве бонуса к “N 5 on tour”( название альбома, кстати, будто обыгрывает “Chanel N 5”, интересно придумали ) был выпущен live clip “Si j’avais au moins…”

     “Desenchantee.” (“Разочарование.”)
   Последний номер концерта на “Stade de France” - одна из самых известных песен Милен и любимых публикой. Основная хореография остается той же, что и на других концертах и телевыступлениях с этой песней, но есть и симпатичные нововведения. А образ рыжеволосой девушки на экране просто потрясающе гармонирует с музыкой, жаль не много в кадр вошло. Кроме того, особенно впечатляет, как огромный стадион “Stade de France” хором поет припев песни, когда Милен уже поднимается по лестнице, чтобы попрощаться - даже эхо отдает, столь огромна площадка, что люди не успевают абсолютно синхронно петь… Окончание этого концерта весьма напоминает завершение “En Сoncert”…
    Будем надеяться, что маштабная концертная деятельность Милен еще будет иметь свое продолжение. Что касается нового альбома, кино и возможно еще чего-то – в том, что это будет, я не сомневаюсь. Но для всего нужно время… И это предвещает, как говорит сама Милен, еще более чудесную встречу.

             Концертные видео-бонусы “En Tournee” Mylene Farmer.

   “A quoi je sers.” (“На что я гожусь.”)
   Песня, исполнявшаяся до “стадионной” части турне (и до концертов в России). Последний раз Милен пела ее на своих первых концертах в 1989г. Песня конечно замечательная и так как часто в живом исполнении ей не баловали, услышать ее от этого приятно вдвойне. Видео это в обычное DVD “Stade de France” не вошло, так как на этом концерте данная песня и отсутствовала собственно, но вместе с концертным видео “Je te rends ton amour” вышла на специальном коллекционном издании DVD  “Stade de France” в качестве бонуса.
   Милен потрясающе исполнила эту песню! Ничуть не хуже чем в 1989г., а в чем-то даже и лучше. Певица поет: “Живая пыль среди шквала, я тщетно ищу свой млечный путь. На этом пути я нашла лишь мавзолей. И я бреду, я боюсь пустоты. Я переворачиваю страницы, но они пусты…” Сильные слова… И сила есть также в том, что Милен находит в себе то, что помогает ей мечтать и творить уже столько лет…
   

   “Je te rends ton amour.” (“ Возвращаю тебе твою любовь.”)
   Это песня, конечно, не может оставлять равнодушным. А с каким самозабвением ее пела Милен! “Возвращаю тебе твою любовь, ведь моя, слишком тяжела…” Очень берущая за душу песня и при этом красивое выступление! “Je te rends ton amour” Милен поет на концертах второй раз, впервые эта песня прозвучала во время “Mylenium Tour.” Правда на концертах в России в этот раз, в 2009г., она отсутствовала.
   В целом мне очень понравилось, как Милен исполнила эту песню. Она настолько в нее была погружена… Также великолепные свет и монтаж – они соответствуют песне и все это вместе создает достаточно сильную “живую картину” меланхолии, разочарования, недосказанности и таинственности.

   “Si j’avais au moins…”(“Если бы я хотя бы…”)
   В этой песне просто растворяешься… Еще мне этот номер запомнился в какой-то мере и как прощание с Милен на концерте в Москве. Нужно также отметить, что сама певица на концерте в “Олимпийском” начала петь эту песню чрезвычайно грустно, по сравнению с другими концертами турне, видимо, потому что ей тоже понравилось в России и грустно было расставаться. А когда она уже собиралась идти к лестнице, то покачала немного головой с растроганным выражением лица, как бы обращаясь к залу, тем самым подчеркивая, что очень была очень впечатлена приемом публики.
    Окончание этого номера и всего концерта в том виде, в каком он был во французской провинции и в России, имеет некоторые намеренные отсылки к окончанию концерта “Avant que l’ombre” 2006г., только там Милен поднималась по лестнице и потом, когда подняв руку, прощалась, то всю сцену закрывали деревянные, резные двери.
   Хочется и отдельно отметить белое, полупрозрачное платье Милен в этом номере – оно очень идет певице, подчеркивает ее романтичность и хрупкость.
   “Идет ли снег, дует ли ветер, вездесущее ( стрелки часов, ожидание – прим. автора ) подчеркивает твое отсутствие везде.” “Почему я существую, когда другой говорит: я умираю?” “ Все мои демоны, самые враждебные, ломают голоса всех моих ангелов, самых преданных… я странная неудачница, обрученная с мраком. ” ( Последние строчки, конечно, тесно связаны с первой цитатой из текста песни Милен. То есть когда мало счастья и спокойствия в душе, но много боли, связанной, конечно же, и с отсутствием близкого человека.) Эти слова из песни “Si j’avais au moins…” очень соответствуют и тому, что Милен открывает немного в интервью о себе (данному после концерта в Женеве): “ Во мне, несомненно, иногда есть хрупкость, но также и сила. Во всяком случае, я выражаю себя именно так. Это та сила, которая позволяет мне преодолеть все мои страхи, победить всех моих демонов, в моменты, когда мне это более всего необходимо.” А вот замечательные слова Натали Реймс о Милен в ее художественной зарисовке о певице: “Смесь силы и хрупкости, уверенности и сомнения…” “Твоя хрупкость как кристалл, который начинает блистать от каждого потрясения…”
© Мария Сергина "Милен Фармер и Лоран Бутонна-Фея и Сказочник."/Maria Sergina "Mylene Farmer et Laurent Boutonnat-la Fee et le Conteur."Chapitre:"Stade de France"
Все права защищены. Использование всей книги или ее фрагментов невозможно без письменного разрешения автора. Интерпретация текста и авторских идей Марии Сергиной запрещены.
http://proza.ru/avtor/mariasergina
http://sergina.wordpress.com
E-mail:allan9@bk.ru