Тайна Цветка папоротника

Сергей Атмож
Существуют множество легенд * о волшебном Цветке.
Они окутаны таинственной магией, и колдовством желаний….
Легенды, байки, особенно распространены на Урале, в Сибири, и там где растёт папоротник.
Ещё охотники, старожилы-таёжники предупреждали: – Не спите под папоротником, непременно заболит голова, - дороги домой не найдёшь.
 
И точно! Пробовал, ощущал – получалось. И не один раз.
При сборе ягод частенько выходили на папоротники.
Бабы сразу уходили с таких полян, - Плохо здесь делается!

Мы, ребята, мальчишки - девчонки, лезли в самую гущу растений.
Где-то около получаса, где в наклон, где ползком, собирая ягоды, начинаешь ощущать дурман… 
Мххм…- потом уже не до ягод,…наступает эйфория в легкой форме, - смешливое настроение,… и мы больше игрались, стараясь догонять друг друга, а догнав, валялись в траве, чем собирали ягоды… Вернее собирали, со смехом запихивая, их друг другу в рот.

Взрослые бурчали, - Ну, вот наохмурялись наши,  нынче не соберём, что задумали.
Сами они собирали по два ведра, а мы «дурные», свои доедали по дороге домой, и только подходя к деревне, очухивались… - надо перехватить коромысло, помочь уставшим женщинам донести до дому тяжелейшие ведра с ягодой…

А ведь взрослые брали нас с собой «по ягоду» с установкой, чтобы каждый собрал, хотя бы по ведру, и с вечера предупреждали о возможных трудностях – неприятностях.
Говорили и о папоротниках, но как-то тихо, таинственно,... как будто каждая женщина, будучи в девках имела свою, только ей ведомую Тайну.

Помнится ещё, мы часто уходили в лес сами, и неплохо знали злачные ягодно-грибные места, - но нас, детей самих в лес, в жаркую пору не пускали,…- Заблудитесь ещё, ищи вас потом!

Как-то, будучи уже постарше, со мной был случай.

Тайга. Жаркий солнечный день.
Вышел на поляну, поросшую папоротником.
Зачарованно засмотрелся на гущу древних растений, словно попал в другой мир.
Впечатление было такое, что кто-то специально оформил эту красоту.
Центр поляны возвышался, растения вымахали в половину человеческого роста.
Ближе к краю поляны они плавно переходили в более низкие заросли, - по колено.

Помня впечатления детства, и предупреждения стариков, улыбнулся, - Ну, что может случиться с взрослым парнем.
Сказки всё это.

Любопытство потянуло в центр поляны.
Пролезая вглубь поляны, ощутил чувство вины, как кто-то подсказывал, - не ломай то, что тобою не сотворено…
Долго рассматривал листья папоротников, они были разные, более взрослые растения отличались формой и цветом листа.
Молодые растения менее пахли, чем взрослые…
Но, это нельзя назвать запахом, это скорее…(трудно найти определение)… дух что - ли.
Вся поляна, казалось, была наполнена духом, смесью папоротника с запахами леса.
Это особый запах - древний, тяжелый, тревожно дурманящий…   

После нескольких минут исследований, пребывания на поляне, по спине заструились ручейки пота. Появилась непонятная истома, вялость в движениях, в глазах легкая дымка,  похожая на ту, как в жаркую погоду наблюдается марево, и окружающий мир как будто бы плывет, окружающее теряет резкость. 
Голова слегка кружится, тяжелеет, хочется уйти в сон, прилечь, отдохнуть.

Рюкзак - под ноги (так путники снимают усталость ног), расслабился, и уснул под листьями папоротника, на краю поляны.

Сколько спал - непонятно. Солнце ещё не садилось. 
Усталости не было, вернее о ней и мысли не было, как и бодрости после сна, - её тоже не было, не ощутил.
А, наоборот: Голова - несвежая, окутана  каким-то отягощающим туманом.

Расплывчатость сознания…
Голубая дымка, окружала кусты, деревья, сквозь которую проглядывали мягкие лучи солнца…  Интереса ни к чему нет, только к центру света…
Но, невольно опускаешь голову, - не хочется смотреть на марево из солнечных лучей, кружится голова…

Неприятное полупьяное состояние, ноги ватные, ощущение замкнутости в себе, неосознанная, какая-то дымчатая задумчивость.
Невозможно сосредоточиться ни на чём, ни на том, что делаешь, ни куда идёшь, ни до простого понятия - зачем …
Тянет вбок, уйти в тень от размытого источника света, углубится в тень чащи…
Толи инстинкт самосохранения, толи какая-то неведомая сила воздействуя на вялое сознание, уводит тебя все дальше и дальше от поляны.

Опустив голову, ни о чём не думая (осознаёшь, что движешься), без ощущения усталости (ощущений вообще никаких нет), идёшь, как во сне,… без времени,  … из одного марева в другое… а, впереди тебя, как в тумане - деревья, деревья, заросли, буреломы,… и каким-то чудом ты обходишь их только одним боком,… почему-то левым.
Тропы, или что-то напоминающее - нет…, есть пространство, в котором ты передвигаешься…
Иногда, поднимая голову, осознаёшь, что есть только узкий сектор пространства впереди, остальное – подразумевается…

Блудил пока не село солнце… и, кажется, я ещё долго шел в сумерках… и в ночи, или в темноте, или в чем-то неведомом… 
Голубая дымка,… ты ей светишься, …и именно она, хоть как-то освещает небольшое пространство впереди тебя…

Не помню, где и как, … когда, остановился, остановился ли?   

Проснулся. Утро.
Склон пригорка, поросшего кустарником, залит солнцем.
Я на нем - в траве. Вокруг лес, - тайга…
Где-то часов 10!  Ого, сколько я проспал.… Проспал ли? Где меня носило?
Внизу - шуршание воды. Держась за деревья, за кусты, скольжу по крутому спуску.
Река. Умылся. Свежесть не пришла сразу.
Осмотрел себя. Ни одной царапины! - Вот это да! - Так не бывает!

Вышел к своим под вечер…
Как оказалось, я был в 10-12 километрах от начальной точки (поляна с папоротником – у подножия Лосиной горки) от Соколиного камня (река Чусовая, что на Урале) до деревни ещё километров шесть, с гаком будет.
Каким образом я прошел это расстояние по ночной тайге - Не понятно.

Моё мнение.

Папоротники не цветут, они размножаются спорами. Это подтверждают энциклопедии.
В жаркую пору лист папоротника испускает не имеющий запаха дурман, который туманит мозг, навеивает фантазии. У каждого они свои.
Кто, какими мыслями "занят", - тот то и увидит.

Так появляются Легенды о цветке папоротника, который цветет только раз году, на Ивана Купала **. Цветок, который распускается только на одно мгновение, и его надо успеть сорвать, прибывая в чистых чувствах любовных желаний, иначе злые силы не подпустят к цветку.

И кто смелый (а искать надо, лучше в паре), тот ищет его в ночи, ищет свой Волшебный Цветок папоротника, … и непременно попадает под волшебство и таинство самого папоротника,… и… находит его - цветок!
Цветок, которого никто не видел!


А может, кто видел Цветок папоротника? - Сообщите :)))


Подсмотреть фото цветка можно здесь:


http://www.proza.ru/2010/07/07/1195

Правда, эти снимки, как уверяют специалисты - ботаники, сделаны толи в джунглях Амазонки, толи Африки, или ещё где, но только не у нас, не в наших краях.
А сортов, разновидностей папоротника, только в джунглях, насчитывается около - 400 видов.


Пояснения, сноски:


** Праздник Ивана Купала. Гулянья. Традиции. Легенды. (правки, сказы, обряды – из разных источников).


Славянский праздник летнего солнцеворота — солнцестояния. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина.
С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника.
Обережные травы обычно крепятся на поясе.

Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора - два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера).
Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани.
Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы — кукла величиной в половину человеческого роста.
Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины.

«Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами.
Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия — деревянный гой (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет.
Перед «Ярилой» на блюде, или платке располагают яства.

Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра.
Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток.
Возле этого костра и пойдет самое веселье.

Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, - до пояса мужчины.
Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.

Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина).

Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку.
Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных.
Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки – плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись таким образом, начинают купаться.
Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру — Купальцу. Возжигать его полагается девушке.
Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.

Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают.
Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых.

Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять.
Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке.
Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно.
Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво — обязательно).
Каждому полагается по куску освященной еды, принесенной с капища.
У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы.
После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.

На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре — Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов.

Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу.
Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головную траву, зверобой, велесов корень, олень-корень, плакун и другие).

Смельчаки ищут в ночи Цветок папоротника. Уходят в лес парами. Считается, кому повезёт увидеть волшебный цветок, тому Любовь будет верная, и Счастье – непомерное.
Обычно, пары выходят из леса под утро, сходятся к воде, к кострищу.
И только по лицам суженных, можно определить, нашли ли то, что искали.
Шутки, прибаутки, смех, розыгрыши – это вполне возможно, что и делают.
А вот рассказывать, где были, что делали, - не положено.
Тайные желания, которые проболтаешь, не сбудутся. А, проболтаешь, так ещё и болтуном прослывёшь.

На рассвете праздник заканчивается.


Хотите? - Ищите и вы. Пусть вам слюбится, да обрящется :)


Искренне, Ваш,
Сергей Атмож


* Одну из Легенд о волшебном Цветке папоротника можно почитать здесь:
http://www.florets.ru/tainy-rastenii/volshebnyi-tsvetok.html