Рецензия на Затмение, продолжение

Андрей Ходосов
"To the right, to the left
We will fight to the death
To the edge of the Earth
It's the brave new world from the last to the first"
Thirty seconds to Mars, "This is war"

"-А нам все равно, а нам все равно,
  Пусть боимся мы волка и сову"
к/ф "Бриллиантовая рука"

"-Что делал сегодня?
 -Да так, зверьков гонял"
к/ф "Россия 88"

Когда-то, примерно в 2004-5м году мой друг и тогда еще сокурсник дал мне послушать две аудиокниги. Это были первые аудиокниги в моей жизни, и мое знакомство с этим новым для меня явлением прошло успешно для нас обоих. Нет, я не стал ярым поклонником именно этого направления, и не отказался от обычных книг в пользу звуковых или электронных. Но сама идея мне понравилась. Хотя, кто знает, может быть, если бы мне попался какой-то иной продукт этой линейки, другая книга, может быть мое мнение об этом явлении было иным.

Правда, спустя вот уже сколько лет мне этот формат все равно нравится, несмотря на то, что большая часть творений данного направления, которую я слушал (или пытался) оказалась, мягко говоря, не выдающейся. Если говорить прямее и проще, то актеры, читавшие книги, большей частью, были плохи, а в случае с "Метро 2033" - просто ужасны до омерзения.

Хотя, может, я слушал плохие книги. Здесь 50 на 50.

Но что же так меня поразило? Почему мне понравились аудиокниги? Что же мне читали актеры через колонки?

Это был первый образчик массовой ныне продукции юмористического фентези о "переселенцах от нас к ним или наоборот", "Меч без имени" Андрея Белянина. То, что он мой тезка, не играет никакой роли в том, что мне понравилась его книга. Вполне возможно, что большую роль сыграли именно актеры, читавшие книгу, но развлекательных достоинств книги это нисколько не умаляет. Более того, спустя почти шесть лет я запустил эти книги в винампе и сел играть в алаваровский офис-киллер. И под аккомпанемент книг Белянина играл четыре дня с перерывами на еду и сон. И все еще было интересно, хотя все сюжетные повороты и приключения знаешь, а на полке стоит книга в красивом зеленом переплете из серии "несколько в одном томе". Спасибо издательству "Альфа-книга" за такое хорошее решение.

Но сейчас, все-таки, это уже не так интересно читать или слушать. Почему? Да потому, что после Белянина эту формулу взяли почти все до единого писателя издательства, и не только вышеупомянутого. Интересная идея, не новая, превратилась в такой мейнстрим, который грозил смести напрочь жанр серьезного и любого другого фентези. Все стали писать "под Белянина", а разные издательства, к тому же, стали сдувать пыль с ранее, когда-то, давным-давно присланных рассказов такого же сюжета и направления, и стали рубить капусту в неприличных количествах.

Но это нормально! Только неприятно.

Когда один написал, все стали работать, подражая ему. У кого-то получалось лучше, у кого-то хуже, но одинаковость произведений даже бессмысленно указывать, ибо за редким исключением все повторялось в режущей глаз точности. И ведь не был Белянин первопроходцем, но его принято называть чуть ли не отцом-основателем этого жанра в России.

После него поток, как я уже писал, возрос и не прекращается до сих пор. Оно и понятно: людям всегда будет хотеться отдохнуть с книжкой, которую потом поставишь на полку, и где она будет радовать глаз яркой обложкой и память смешными моментами, а иногда можно и перечитать любимые моменты. Лично я не один раз перечитывал "Ловец удачи" и "Академия колдовства". Крайне настоятельно рекомендую.

"Затмение"

Стефани Майер тоже не была первооткрывателем слезливых романов о любви вампиров и людей. До нее эта тема нее раз поднималась многими писателями, включая матриарха вампирской литературы Энн Райс. За годы, пока ряды вампирских книг росли и ширились, не осталось ни одного жанра в литературе, где не засветились бы кровососы. Причина проста и понятна: человек всегда стремится к чему-то, чего нет и не будет. Фантазия людей практически безгранична, и даже то, что она постепенно становится обыденной реальностью, не останавливает людей. Они все равно мечтают. Мечтают о несбыточном. И сверхъестественное - главный источник мечтаний. Ведь здорово - летать без самолета, бегать быстрее пули, останавливать армии с ноги и ударом кулака сносить дома и крушить врагов. Разумеется, за сверхсилу надо расплачиваться, так почему бы не кровью других? В конце концов, люди - вид несовершенный, они злы и опасны для самих себя. Прореживая генофонд можно отсекать тупиковые ветви, улучать общество. Но тут же таится опасность, которая очевидна нам по книгам, комиксам и фильмам. Опасность гласит: "Рядом с героем всегда есть злодей". Сверхсила рано или поздно, но скорее рано, находит себе злого хозяина, который употребит ее только для себя, будучи уверенным, что так и надо. И под его знамена всегда встанут другие, это неизбежно. Люди индивидуалисты, и все они хотят быть лучшими, и чтоб все только им.

Каково же будет, если быть таким всесильным индивидуалом станет опасно и вредно для него же? Задавак никто не любит, и они обречены оставаться одни. Опасных же задавак подавят со всей необходимой жестокостью.

Вампиры - излюбленная тема у всех. Они живут вечно, они сильны, могучи, пускай и имеют свои ограничения, зависящие от желания автора. Далеко не все вампиры из книг и фильмов мрут от святой воды, дневного света или кольев (насчет материала нет единого мнения). Между прочим, у родоначальника вампирской литературы Брема Стокера граф Дракула чихать хотел на дневной свет. Он не выходил днем из-за того, что в это время он был слабее. Да, вампиры пьют кровь, но кровь ведь не только "человеческая вотчина". Есть люди-вегетарианцы, которые не едят мясо, почему бы и не быть вампирам, которые сидят на диете из животной крови? Может, они горюют о том, что они более не люди? И таким образом пытаются стать не опасными для людей.

Но вампиров к их "природной" еде влечет. Вегетарианцев тоже тянет к мясу, пускай они этого не признают, но факт в том, что в мясе содержится масса веществ, которых в растениях либо нет, либо их там слишком мало и организму этого количества недостаточно. Так же может оказаться и с кровью.

Но вампиры помнят, как они когда-то были людьми, и это им пригождается, ибо им суждено либо жить затворниками, отшельниками, либо оставаться среди людей. А для этого надо мимикрировать обратно под людей. Надо помнить, как это было, и изображать себя такими, какими они были и уже никогда не станут. Надо ходить на работу, в школу, вести себя соответствующе своему внешнему виду, так как обращенный никогда не покинет того возраста, в каковом его застала инициация. Смотрите и читайте культовое "Интервью с вампиром" и наслаждайтесь образом Клодии.

Но присутствие в человеческом обществе накладывает свои следы на поведение вампиров-инфильтраторов. Отрешиться от прежнего существования удается, но оно настигает в самый неподходящий момент. Закон подлости! Эдвард Каллен мог быть простым смазливым пареньком, который спустя какое-то время перевелся бы в другую школу, дабы скрыть, что он не взрослеет, и даже бриться ему не надо (есть свой определенный плюс). Но в школе он встретил Беллу, которая влюбилась в него, а он - в нее.

Сюжет незамысловат, но после релиза книги "Сумерки" по всему миру началась настоящая эпидемия. Книги этого сюжета полились еще большим количеством, чем после Белянина у нас. Все, кто мог, повытаскивали ранее присланные книги этой линейки, и сотни авторов, у которых в запасе такого не было, начали клепать на скорую руку книжки, где вампир/ша влюблялся/ась в человека. Казалось бы, проходная книга из вереницы таких же, но разорвалась как атомная бомба в сознании людей. Есть такое понятие - "критическая масса". По достижении некоего объема вещества происходит явление, которое при более низкой концентрации невозможно.

Возьмите бутылку колы и киньте туда конфетку "ментос". Только отбежать не забудьте, а не то может, знаете ли, обрызгать.

Так всегда происходит, и жаловаться нечего. В любом деле нужен прорыв, флагман, который разобьет преграды к умам и сердцам (в данном случае именно к последним), который поведет остальных за собой за ручку, и эта вереница будет мелькать перед людьми, неспешным шагом двигаясь к свету. Кассовый успех книги был обусловлен именно путем к сердцам, причем девочек. В нашем омерзительном мире нет ничего хорошего, не то что идеального. Разбиваясь ежедневно о рутину и черные стены, падая в грязь и помои, мы мечтаем о лучшем мире, где нам не будет приходить в голову мысль о самоубийстве. Где все будет настоящим и вечным, светлым и добрым, с капелькою зла, которую легко вытереть, которая нужна лишь для напоминания, откуда мы пришли, и почему мы оттуда ушли и не желаем возвращаться.

Поэтому история любви бессмертного (практически) вампира к человеческой девушке нашла такой поистине сумасшедший отклик в душах представительниц последних. Хотя тут есть минус: втрескавшись в образ Эдварда, реальные девочки уже с презрением смотрят на парней, ища среди них такого, кто более-менее похож на любимый образ. В Японии есть, да и с некоторых пор в остальном мире распространяется, болезнь, суть коей заключается в том, что, насмотревшись хентайного аниме, люди перестают воспринимать настоящих девушек, потому как они "не такие как там". Один японец так вообще женился на героине видеоигры. Причем совершенно официально. Объяснять трагизм и идиотизм данного явления, я так думаю, не надо никому.

Сие есть плохо, но что-то делать уже слишком поздно. Остается делать то же, что и семья Калленов - приспосабливаться к новым условиям.

Киноадаптация долго ждать себя не заставила, в отличие от великой серии "Крыса из нержавеющей стали", которую надо снимать уже давно, но никто не чешется. Подбор актеров, сценарий, режиссура - все имело значение, ибо основная аудитория первоисточника могла очень обидеться, если бы их любимые герои превратились в то, что сейчас делают с видеоиграми. С этим, как всегда, были сложности, так как воображение одних рисует героев и события не такими, как воображение других. Угадать, что и как видит большинство, тоже не вариант, поскольку даже маленькая прослойка, меньшинство, видящее героев, к примеру, скажем, нуарными ублюдками, это потенциальный зритель. И из него тоже хотелось бы вытрясти деньжат за билет, а потом, может быть, и за ДВД или Блю-Рей. Муки творчества были самыми чудовищными, с которыми сталкивались кинопроизводители, снимая "Сумерки", навряд ли иначе. И даже не важно, что автор видела своих героев так-то, что они поступали так-то и жили там-то. Авторское мнение здесь далеко не на первом месте, вершина угла - чего хочет зритель. Нужно задобрить Бога-зрителя, и он тогда, как на футболе, пустит волну, и сметет все на своем пути.

Снаряд повторно разорвался в том же месте. На этот раз мощнее.

Первые две ленты собрали денег столько, что всем четырем книгами и не снилось. Многие ходили на них не по одному разу, многие пересматривали дома по телевизору, многие купили диски (или скачали из интернета или у друзей образ диска). Этот маховик не остановить, пока не выйдет последний фильм по серии книг. Но это же маховик, иными словами, если его не подпитывать движением, он замедлит ход и остановится. Поэтому выход третьей ленты произошел через полгода после выхода второй части.

Третья часть вышла достаточно быстро, чтоб мы не забыли ничего из второй ленты, плюс первый канал показал "Новолуние" в воскресенье перед премьерой, правда, лажанулся с рекламой фильма, показав, буквально, весь фильм за две минуты рекламы.

На экране кинотеатра перед нами предстают те же актеры в тех же ролях, что совсем не является стандартом, ибо как в нашем дубляже меняют порой голоса "на переправе", так и за бугром временами меняют актеров и актрис. Но видимо для "Сумерек" кинобоссы подписали всех сразу на все фильмы, за что им спасибо. Эдварда подобрали отлично, замечателен Джейкоб, Элис вообще вне всяких похвал - эта гиперактивная вампирша смотрится на удивление органично, разбавляя, заодно, чопорных старых вампиров "молодостью". Больше внимания на этот раз уделено двум представителям семейства Калленов, но об этом позже.

Итак, Белла отказала Эдварду в его предложении выйти за него замуж, потому что она хочет сперва обращение, потом свадьбу. Решение, честно говоря, глупое. Какая разница, до или после? Все равно ведь обратит, раз обещал. Но Эдвард не теряет надежды отговорить ее. Это одна из центральных тем фильма: надо вдумчиво принимать решения, потому как зачастую обратно повернуть уже не удастся. Те же "Сумерки" культивируют в нас образ гламурных вампиров, которые лучше чем сильные но собакообразные оборотни, но здесь нет единого мнения. Вампир, какой бы он ни был утонченный и светский, он - нежить, он мертвый, в то время как оборотень - живой, просто пылающий жизнью.

Джейкобу это тоже понятно, и он никак не смирится с выбором Беллы. Он ее любит, она его нет. Любовный треугольник, все просто, скажете вы, и ошибетесь. Джейк как бы ни старался, он не может завоевать Беллу, и даже убив Эдварда не сможет этого достичь, потому что тогда никогда не обретет прощения от своей любимой. Это вторая тема фильма: чувства наши и тех, к кому мы их испытываем. Разве у вас никогда не было такого? Разве вы не любили, а вам не отвечали "нет" и шли с другим/другой? Так у всех было, идеальной любви нет, и в фильме ее тоже не наблюдается, что придает происходящему на экране реализма. Вампиры, оборотни - все это лишь фон, дымка, за которой часто никто не видит основного: как это все похоже на наш, обычный мир.

Но Эдвард не одинок в своем стремлении отговорить Беллу: члены его семьи, рассказывая Белле истории из своей жизни и того, что началось после нее, всячески, пускай и не сговариваясь, пытаются отговорить ее, указывая ей на те аспекты вампирской жизни, которые она словно в упор не видит: жажда крови, тоска по прежней жизни, вынужденность прятаться и убегать от родных и близких, пока они спустя несколько десятков лет не умрут, "и проблема решена". Белла ослеплена своей любовью, и эта слепота не дает ей смотреть на мир ясно и задумываться над своими поступками.

Но и это нормально! Видели бы вы себя, и следили бы за собой, когда влюблены без памяти. Я себя не видел, но многие говорят, что это было "не от мира сего". И так и есть.

Но не все так гладко в датском королевстве: рыжая Виктория все еще хочет отомстить за смерть своего возлюбленного, для чего она инициирует кучу дурачков, натаскивает их на запах Беллы и отправляет в поход. Каллены узнают это, благо Элис может предвидеть, но за четыре дня, пока они бегут, им не успеть, да и мало их, Калленов. Помощь приходит из ниоткуда - от индейцев-оборотней.

Здесь, кстати, очень интересно сказано и показано: вампиры гламурные, а оборотни живут в резервации. Это очень интересно с того ракурса, что видно, кого выбирают сами люди. При этом оборотням проще жить среди людей, им можно появляться и на свету, и когда угодно, лишь бы могли усмирить "внутреннего зверя", но у вампиров такая же проблема - жажда. При этом им прятаться среди людей сложнее, но их утонченность притягивает, гипнотизирует и будет притягивать, пока клыки не вонзятся в плоть.

Схватка трех сторон, вампиры хорошие, плохие и волки, есть лучший момент в фильме. Все ярко, красочно, отличная съемка, и показывается бессмысленность этой драки, равно как и бессмысленность совершенно любой войны. Пока они там дерутся, Виктория выходит на след Беллы, и ее подручный в этом ей помогает, и если бы не Белла, Эдвард проиграл бы. Белле помогли, как ни странно, оборотни. Посидев и послушав предания индейцев, она уяснила, что мудрость веков не есть плохо, и не надо все отрицать, как это свойственно бунтарской молодежи.

Но все равно выбирает Эдварда. И мне до сих пор непонятно - почему.

По сравнению с первыми двумя фильмами, третий смотрится отлично. Возникает такое ощущение, что они были нужны как тест. Чтобы обкатать механику, понять, что делают не так, как грамотнее снимать и какие эффекты лучше использовать. Так, например, отказались от дурацкого дымка при быстром беге вампиров, и показывают его уже гораздо лучше, чувствуется сила и скорость, а не просто визуализация (к тому же хреновая в первых частях). На оборотней так вообще смотреть бы не отрываясь, так здорово они слеплены. А вот если бы они еще моли обращаться в человековолков, тогда было бы просто великолепно.

Гримеры никуда не убежали, разве что с вальтури, банальными и несмотрибельными злодеями-интриганами, недоработали. Эти высшие вампиры смотрятся как-то глупо и слишком гипертрофированно, особенно эта малолетка, образ которой срисован с Клодии из "Интервью с вампиром". Эти четыре главные злодея, которые молча наблюдают за бесчинствами Виктории, и которым это почему-то на руку, вызывают не только неприязнь как отрицательные герои, но и отторжение как персонажи вообще. Им здесь не место.

Отлично поработали сценаристы. Переписав более половины книги, не в ущерб, кстати, первоисточнику, и добавив новых событий, они оживили умирающий бренд. Именно так. Затянутые паузы из второй части, откровенная вялость происходящего там же куда-то испарились: в третьем фильме история заиграла яркими красками и забегала как в жопу ужаленная. Отлично прописано противостояние Эдварда и Джейкоба, а их беседу в палатке вообще воспринимаешь на ура. Когда меж ними камень преткновения - девушка, они находят силы говорить как друзья, Эдвард оказывается для Джейка хорошим парнем, не последним гадом, Джейк же (для Эдварда) видится лучшей партией Белле, но она выбрала не его, хотя индеец отказывается смирится с этим. И молодец! Всегда есть шанс.

А шутки... шутки просто потрясающие. Их много, они чаще всего не ориентированны на испорченную молодежь, играют со смыслом слов, герои что-то недоговаривают, и вовлекают персонажей в неловкие ситуации, и это смотрится весьма и весьма забавно. Смеяться нас заставляют почти постоянно, и от этого лицевые мышцы устают, но эта усталость приятная.
Операторы просто на высоте. Великолепные ракурсы, движения камерой, благодаря которым сделаны почти все вампирские сверхсилы, а в драках операторам удалось невозможное: не зная, как все будет выглядеть "потом", после наложения графики, они сняли все без единой шероховатости. Майкл Бей плачет горькими слезами. Монтажеры же из отснятого материала грамотно нарезали видеоряд, быстро сменяя планы они добились напряженного и динамичного приключения, в которое хочется окунуться с головой.

Но лично я - на стороне оборотней.

В конце фильма мы видим, что оборотни и вампиры могут жить в мире, пускай и ненадолго, но могут. Если бы все были такие, как Каллены, то волкам не пришлось бы сильно напрягаться, можно было бы ходить друг к другу в гости, но нет. Дело ведь в том, что и Калленам однажды суждено стать вальтури, высшими, мудрыми, хозяевами территорий, а не назначенными губернаторами (непонятно, кстати, чего они год не совались в Сиэтл, их подконтрольную территорию, хотя там творилось черт знает что), и тогда им уже не удастся сохранить в своих образах такую степень человечности. И тогда вражда нежити и волков вспыхнет снова, может даже как раз из-за Беллы, но это будет еще не скоро, и фильм нам это напоминает. Надо жить, пока живем, что будет дальше - нам неведомо.

Кроме, разве что, Элис...

Итоговую оценку поставить очень сложно, ибо трудно дифференцировать то удовольствие, которое получаешь в кинотеатре, оно превышает всякие пределы. Нужно, чтоб пошло время, чтоб "устаканилось", но даже спустя время впечатления на месте. Эта история - про нас, про обычных людей, и все сверхъестественное здесь можно было бы выбросить, и все равно было бы интересно. Про нас, про наши поступки, наши предрассудки, нашу любовь.

Роберт Паттисон в начале года показал нам в "Помни меня", что, фактически, такой же сюжет и такие же герои, но без всякой магии, имеет место быть в реальности. Но если в этом случае все смотрится "как есть", как обыденность, в "Сумерках" обретает новый смысл, новое воплощение. Кто сказал, что вампирам не свойственны человеческие чувства? Ревность, любовь, ненависть, месть - это не только человеческий "эксклюзив", это доступно всем, но лишь в такой "нечеловеческой" тематике это раскрывается полностью. Пускай немного преувеличенно, но становится гораздо лучше видно. Именно так мы себя ведем, но мы себя одергиваем, не переходим в крайности. Волкам и кровососам не привычны полумеры. Воровать - так миллион. Любить - так королеву. Даже если она глупая. "Сумерки" это отражение нас, наших чувств, наши переживаний и стремлений к счастью, и нашего желания это счастье защитить любой ценой.

Когда мы любим, мы меняемся. Но со стороны мы себя не видим, мы видим наши чувства. Фильм нам показывает, как мы выглядим глазами других, когда влюблены. И показывает, что в любви мы допускаем много ошибок, совершаем массу глупостей. Так давайте учиться на чужих ошибках, и не совершать своих.

Чтобы быть счастливыми.

5+