Гудбай Ленин

Александр Альвухин
    Если вы думаете, что в Германии не снимают хорошее кино, то вы глубоко заблуждаетесь. Этот фильм один из примеров современного немецкого кинематографа. Этот фильм по характеру, настроению совсем не похож на наши представления немецкой нации. Трогательный, лиричный он похож на музыку Яна Тирсена звучащую в этом фильме, как будто не Тирсен писал саундтрек, а мотивам его музыки сняли кино.

 
 Этот фильм посвящен поколению людей строившим коммунизм, потерянному, как принято сейчас говорить, но снятому с невероятной любовью к этим людям. Это поколения кажется нам теперь невероятно наивным, в чём то так оно и есть, но в основном они лишь пытались достойно жить в предложенных обстоятельствах. Это история об учительнице, педагоге из ГДР, которая всего за несколько недель до событий 1989г, «получив» инфаркт впала в кому. Она не видела уже ни падения Берлинской стены, ни объединения двух Германий. Через 8 месяцев она неожиданно приходит в себя и, по словам врачей для нормального выздоровления ей необходим покой и нельзя волноваться. Вот тут и возникает дилемма - по мысли её сына Алекса новость о том, что ГДР больше нет, её убьёт. И Алекс решает ничего не говорить ей, построить коммунизм в отдельно взятой квартире. Если вам кажется это простым, то попробуйте сами. Оказывается в стране стремительно познающей радости капиталистического бытия не так то просто хотя бы купить ГДР-их товаров - например «Шпревельских огурчиков», которые так просит его мама. Я не знаю, существует ли ложь во спасение, но если и это не она, тогда её нет вообще. Алекс снимает и записывает для неё новости и сюжеты, находит на барахолке старые товары и чем дальше он заходит в своей лжи, тем яснее становится, что он не просто лжёт для здоровья матери, он строит свою персональную ГДР, какая она должна была бы быть по его мнению. Эйфория проходит очень быстро, как только тебе нужно платить по счетам, когда первый космонавт Германии, кумир Алекса Зигмунд Ен начаниает работать таксистом в вонючей Ладе, а ты, работая с утра до ночи всё равно не можешь покрыть все расходы и вот тогда ты начинаешь оглядываться назад - может всё было и не так плохо? и именно поэтому Алекс снимая свои сюжеты рулит своей маленькой ГДР почти ничего не меняя кроме курса на демократизацию. Самое смешное или самое страшное его мама не была коммунисткой. Она стала членом партии и героем труда лишь для того, чтобы её детям хорошо жилось в этой стране. Она могла сбежать с их отцом в Западный Берлин, но испугалась, что её поймают. Их отец сбежал, а она с тех пор стала образцовым гражданином ГДР. Я запомнил её взгляд, когда Алекс снял свой последний сюжет, она уже всё знала. Она смотрела, не отрываясь с такой нежностью и гордостью - её мальчик вырос, он стал настоящим мужчиной, она воспитала его правильно… P.S. В фильме снимается Чулпан Хаматова забавно слышать её немецкий. Ещё более забавная сцена есть в середине фильма, где в её квартире «завывает» Жана Агузарова: «Он пропоет мне, новую песню о главном, он не пройдет, нет чистый, зовущий, славный…»