Батон нарезной

Спекулянтка Ру
    

     Когда сейчас стою в хлебном отделе магазина, мой взгляд обычно
упирается в"батон нарезной", никогда его не покупаю,всегда вспоминаю...

     Начало 90-х, самое начало. Еще не так давно очереди просто раздра-
жали,теперь другое--когда иду мимо хлебного магазина и вижу очередь,ни-
какого раздражения не испытываю,наоборот,--почти забытое чувство радос-
ти,значит,хлеб есть или еще не привозили сегодня и обязательно привезут
,есть смысл постоять. Это может быть и час и 5-6,но будет обязательно.

     Чтобы тебе хватило, надо встать пораньше и занять очередь. Я так и
делаю обычно,но сегодня проспала, пришла к открытию, к 8-ми. Человек
150 уже стояло. Такая очередь большого оптимизма не вызывает, мало на-
дежды, что хватит и мне,но буду стоять до последнего.

     Украдкой разглядываю народ. В основном, немолодые женщины,те,кому
не надо спешить на работу. Усталые молчаливые покорные лица. В очереди
разговаривают мало,каждый занят своими мыслями.

     Поздно я встала,конечно. Может получиться, что опять придется обе-
дать с сухарями--очередь большая,на всех не хватит.Вижу,есть черный
хлеб,он еще относительно дешевый,подорожал всего в 10 раз,его всегда
бывает мало. Иногда,как и сегодня,привозят темно-серые батоны,дешевые,
ради них и занимают очередь за два часа до открытия магазина,последни-
ми останутся белые дорогие батоны, те,что раньше стоили в 30 раз дешев-
ле. Днем и их нигде не найдешь. Это "батон нарезной".

     Один человек может купить только две буханки или два батона,неваж-
но, какая семья сядет вечером за стол. Вот уже из магазина выходят ста-
рушки с половинками дорогих батонов в авоськах. Плохой признак,значит,
черный хлеб и дешевые батоны кончились. Очередь как-то молча и очень
быстро продвинулась к входу,оглянулась--и за мной уже нет длинного хво-
ста.

     Это что же? Люди столько простояли и уходят,не купив ничего? А эти старики,что стояли на холоде три часа и выходят с 200 граммами хле-
ба? На что еще хватает их пенсии? Надолго ли хватит их терпения? И по-
чему это вдруг не стало даже хлеба? Муки в продаже нет давно,значит,все
ее запасы идут на хлебозаводы, почему же почти год хлеба не хватает?

    Говорят, мы его стали много есть,возможно,некоторые ведь кроме хле-
ба ничего купить не могут. Ну вот и моя очередь подошла. Остались бато-
ны по 8 рублей. Думаю. Есть,о чем подумать--я простояла на холоде пол-
тора часа,логика подсказывает взять два батона,чтобы через день не вы-
ходить,не стоять снова, но и обидно есть несколько дней черствый хлеб.
8 рублей--так дорого,моя пенсия 342 рубля,значит,я могу купить 42 таких
батона,размышляю я,а раньше, в застойные времена, на пенсию в 132 рубля
можно было купить этих батонов 520 штук(они стоили 25 копеек).

    Да.Жить стало значительно веселее.Пока я занимаюсь этими нехитрыми
подсчетами, хлеба осталось совсем мало и я от страха за завтрашний день
,которого советский человек никогда не знал,решительно покупаю два ба-
тона. К тому же убеждаю себя,что свежий хлеб вреден,как утверждает меди
-цина; он уже и сейчас не свежий,тем более,нечего раздумывать...

    Прошло почти 20 лет. Обычный магазин рядом с домом.Маленький хлеб-
ный отдел,никаких очередей,больше 20-ти сортов и "батон нарезной", ко-
нечно. Никогда его не покупаю, возможно,он самый вкусный, но воспомина-
ния невеселые...