От. Охота на уран, сыпной тиф и 100 грамм водки

Игвас Савельев
НА ФОТО: ПОСЛЕ  СЫПНОГО ТИФА и 100 грамм водки  ПОДПОЛКОВНИК САВЕЛЬЕВ (в центре) С МАЙОРАМИ СЕРГЕЕМ ЛАВРЕНТЬЕВИЧЕМ ШАХУРИНЫМ (С ПАПИРОСОЙ СЛЕВА)И СОЛОВЬЁВЫМ (СПРАВА)

Охота на уран, сыпной тиф и 100 грамм водки

Печатается по книге Моего отца Савельева Василия Адриановича "От Москвы до самых до окраин. Записки инженера" (СС. 120-122) или здесь, в "Проза.ру":
http://www.proza.ru/2010/06/07/1299
(МОЛИБДЕНОВЫЕ  БУДНИ ШАХТАМЫ И КОМАНДИРОВКА В КОРЕЮ).

Недалеко от города Кинка находилось урановое месторождение, которое я должен был обследовать. Для сопровождения меня на это месторождение комендант города пригласил старого корейца, который знал, где оно находится, и познакомил меня с ним. Этому старику было 90 лет. У него были белые волосы на голове, белые усы и белая борода. Он был бодрым, разговорчивым, свободно говорил на русском языке. Он рассказал нам, что родился в России и до 1905 года жил там на Дальнем Востоке. Из России в Корею уехал сразу же после окончания русско-японской войны 1905 года, в которой победу одержала Японская армия.
В беседе с нами он осудил многоженство, которым страдают избалованные, богатые мужчины в Корее. Рассказал про свою семью и что он сам прожил с одной женой всю жизнь, и что его сыновья, так же как и он, презирают многоженство, и каждый сын имеет по одной жене, живя со своими семьями самостоятельно.
Посетив урановое месторождение вместе с сопровождавшим нас старым корейцем, никаких сведений и никакой документации мы не смогли получить по причине того, что занимавшиеся геологоразведкой месторождения японские специалисты уже уехали из Кореи в Японию и всю документацию увезли с собой.
В городе Гендане я посетил крупный завод по производству минеральных удобрений. Завод распологался на берегу моря. Во время моего посещения он не работал в связи с уходом японских специалистов, которым принадлежал этот завод.
После обследования горнорудных предприятий на территории Центральных районов Северной Кореи мне было поручено руководить пуском медно-молибденового рудника «Суйон». Это поручение я начал выполнять 25 сентября 1945 года и закончил 15 февраля 1946 года. В этот период, середине декабря, я заболел. В середине рабочего дня, во время обеда у меня пропал аппетит. Корейские руководители забеспокоились, пригласили специально для меня высококвалифицированного повара. Но приготовленные им хорошие и вкусные блюда я тоже не мог кушать из-за отсутствия аппетита. Когда измерили температуру, градусник показал 38 градусов С. В этот же день к вечеру я вернулся в Пхеньян. Посетивший меня в гостинице военный врач поставил диагноз воспаление легких. Меня сразу же увезли в военный госпиталь и положили в терапевтическое отделение. В одной палате со мной лежал врач-венеролог, преподаватель Московского медицинского института. Лежа на своей кровати, он для всех больных, находившихся с ним в одной палате, читал по памяти лекцию о происхождении и распространении сифилиса. Из этой лекции я запомнил, что сифилис был завезен в европейские страны из Америки после ее открытия в 1492 году знаменитым путешественником Христофором Колумбом и что 99% женщин, занимающихся проституцией, болеют сифилисом.
Через день утром ко мне зашла лечащий врач и сообщила мне, что у меня не воспаление легких, а сыпной тиф, и меня перевели из терапевтического в инфекционное отделение госпиталя. В этом отделении я пролежал ровно 21 день с постоянной, не меняющейся температурой 38 градусов С.
Вместе со мной в палате лежал капитан авиации. Мы с ним быстро познакомились. Он работал заместителем начальника военного аэропорта в Пхеньяне. Перед новым годом мы оба почувствовали себя намного лучше, температура стала нормальной, и мы обратились к своему лечащему врачу с просьбой разрешить нам выпить по 100 грамм водки в честь Нового года. Она с юмором нам ответила, что не возражает при одном условии, чтобы после этого с нашей стороны никаких претензий к ней не было.
Выпив по 100 грамм в честь наступающего Нового года, мы оба сразу почувствовали сильную физическую слабость и слегли в постель. Утром после встречи Нового года к нам в палату зашла лечащий врач и поинтересовалась нашим самочувствием. Мы ей откровенно рассказали о нашем слабом физическом состоянии после употребления 100 грамм спиртного напитка. Она на это отреагировала спокойно, с юмором, напомнив, что об этом она нас предупреждала.
После выхода из госпиталя я получил больничный лист с освобождением от работы дополнительно на 10 дней. В это время ко мне в гостиницу пришел капитан авиации, мой сосед по госпиталю, и пригласил меня вечером в аэропорт, чтобы познакомить меня с начальником военного аэропорта и вместе поужинать. Это приглашение мною было принято с большим удовлетворением. Начальник аэропорта, после знакомства со мной, пообещал помочь мне в возвращении из Кореи на Родину. Это обещание было выполнено, за что я ему был очень благодарен.