Оптимистичное заключение

Денис Пилипишин
Раздел книги «Мужской взгляд на стратегию совместной жизни»
Вышла в свет в Издательстве «Феникс» в 2005 г.

Мир жаден, суетен и мглист,
Нам не дожить до коммунизма.
Я – пессимист, но оптимизм
Во мне экстремум пессимизма
Д. Пилипишин

Я волоку телегу с бытом
Без напряженья и нытья,
Воспринимая быт омытым
Высоким светом бытия.
И. Губерман

ОПТИМИСТИЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что можно сказать в заключение? Какие есть у нас основания для оптимизма?  Да и есть ли они вообще? Пожалуй, да.

Наверно, в качестве первого основания можно назвать отсутствие проблемы выбора, а вместе с ней – и колебаний, процедуре выбора присущих. Действительно, то огромное количество противоречий, которые плодит традиционная модель семьи, уже не позволяет рассуждать, стоит ли остаться на прежнем месте, или все-таки попробовать двигаться вперед. Двигаться вперед придется просто по необходимости. Конкретно это движение означает отказ от традиционной модели семьи, поскольку в ее рамках таковое невозможно – там чтут традицию, а изменяться не хотят и не могут.

Вторым основанием является размер «приза» тому, кто доведет дело до конца. Ведь в случае успеха вы получите не какие-нибудь малосущественные преимущества типа «увеличения прибыли на 25 %», как обещают всевозможные методики по повышению эффективности бизнеса. Приобретение ваше куда значительнее – ибо это благополучие и гармония в семейных отношениях, счастливая совместная жизнь.

Третье основание для оптимизма состоит в том, что в деле построения личной жизни все в наших руках. Мы сами можем брать ответственность за свою судьбу и действовать по нашей воле и разуму. Это очень приятное отличие от того же бизнеса, когда ваш успех зависит не только от ваших личных качеств, но и стихии рынка. А семейная гармония – дело автономное.

Поэтому пора действовать. Наша позиция предполагает конструктивный, творческий, самосозидательный подход к жизни. Человек обязан сделать все, что в его силах, ибо неиспользование данных всевышним способностей – великий грех.

Как говорится, у Бога нет рук, кроме твоих. Бесполезно верить, что рано или поздно, кто-то другой (Бог, судьба, случай, деньги, жена, начальник, покровитель – можно продолжать) принесет мне (паразиту) исполнение желаемого. Полезно верить в то, что у меня достаточно сил для самоустроения бытия. Тогда сбывается то, во что веришь. Ибо Бог не посылает нам испытания, не дав возможности для его преодоления. И открывается стучащемуся.

Я верю, что могу гармонично вершить бытие – когда духовное восхождение сопровождается материальным упрочением, самоуглублению способствует душевная близость, житейские радости инспирируют социальный рост и т.д. Мне близки слова: «Быть человеком, отцом, гражданином, оставлять после себя осязаемое наследство и наследие, - нет призвания важнее. И это призвание достойно человека» [11;224]
 
А разум и осознание – всего лишь инструменты для достижения желаемого. Но инструменты это хорошие. Человеческий разум способен на многое, особенно если он сопрягается с волей. Ведь именно он вывел нас из животного состояния, подарил цивилизацию, культуру, власть над природой. Он дал нам возможность быть индивидуальностями, каждому иметь собственное видение мира, свою позицию в нем. В том числе, если угодно, и позицию, направленную против разума, как у тех, кто придерживается того или иного вида иррациональной философии.

Так неужели могущественный разум бессилен в деле создания семьи, и нам остается лишь уповать на случай? Не верится. Не сбрасывая со счетов случайности, которые невозможно предсказать, выскажем небезосновательное убеждение, что целенаправленная разумная активность способна оказать существенное положительное влияние в деле устроения счастливой совместной жизни. Тем более, что предлагаемая рационально-демократическая модель семьи не есть нечто, взятое с потолка. Напротив, она соответствует современной эпохе - ведь изменения модели семьи закономерны, они связаны с развитием общества, цивилизации.

Вооружившись принципами, которые были описаны в этой книге, можно двигаться вперед, в процессе чего открываются иные горизонты, а с ними – и дальнейший выбор, и новые перспективы. Карл Ясперс был прав, когда говорил, что  «человек всегда больше того, что он знает о себе». Так что у нас есть повод для оптимизма.