Устами младенца

Александр Тхоров
Случай в кишиневском троллейбусе примерно тридцатилетней давности.

На местах для инвалидов и пассажиров с детьми лицом назад сидит молодая машаша, типичная русская красавица. Есть на что посмотреть и за что подержаться. Кровь с молоком. А рядом с ней у окна - румяное щекастое чудо. Мальчику три года или что-то около этого. Он вертит головой в разные стороны, тычет пальчиком во все увиденные им в салоне и за его пределами предметы, не отпечатанные пока четко в его детской памяти. Знонкий голосок разрывает скучную тишину сонного утреннего троллейбуса.

-Мама, пасати (на его языке это означает "посмотри")! Мама пасати!

И показывает то на дерево за стеклом, то на замурзанный поручень, то на промелькнувшую вывеску магазина, то на плевок на полу, то на пробежавшую против движения по тротуару бродячую собаку.

На остановке в троллейбус входит благообразный мужичок среднего возраста, судя по всему интеллигент до мозга костей. У него - бородка клинышком, в руках - кейс-атташе из кожи отменной выделки. Он, погруженный в свои думы, садится напротив восторженного молодого человека и его очаровательной мамочки.

И тут устами младенца начинает глаголить истина.

-Мама пасати, пасати! - вскрикивает чадо, показывая на интеллинента. - У дяди борода, как у тебя пися!

В салоне на какой-то миг воцаряется абсолютное безмолвие, обращенное во всеобщий слух, после чего оно взрывается диким хохотом. Ржут все от мала до велика - мужчины и женщины, праведники и ханжи, пионеры и пенсионеры, закоренелые матерщинники и те, кто в иной житейской ситуации, услышав слово "пися", упал бы в обморок от избытка возмущения.

Интеллигент подпрыгнул, как ужаленный, и, прижимая дипломат к груди, стал пятиться раком к средней двери. Мамаша сначала густо покраснела, но потом, быстро придя с себя от шока после прозвучавшего "откровения", схватила свое сокровище за руку и потащила его к выходу через переднюю дверь, успев попутно отвесить тому чувствительный шлепок по заднице, чтобы, значит, не болтал лишнего. Все эти маневры происходили под нестихающий рогот остальных пассажиров.

Они покинули троллейбус одновременно. Но, пытаясь убежать подальше от внезапно обрушившегося на них позора, ринулись навстречу друг другу и столкнулись нос к носу. И тут начались настоящие пляски народностей. Мадонна с младенцем вправо, и интеллигент вправо, они влево, и он влево. Минуты две еще не могли оббежать друг на всеобщую потеху, исполняя на публике свой замысловатый танец. Все известные хореографы мира от Мариуса Петипа до Влада Поклитару просто отдыхают. А водитель все это время специально не трогался с места, давая возможность окончательно не отошедшим ото сна людям насладиться зрелищем и поднять себе жизненный тонус.

Теперь этому говорливому мальчику, должно быть, за тридцать.