Вступление.
Сказочное пособие составлено таким образом, чтобы взрослый смог научиться сочинять сказки, пьесы, инсценировки, сценарии для детей, а затем обучить этому воспитанника.
Обращения автора к будущим волшебницам…
Итак, однажды, вы позвонили в агентство по найму гуверняни. Вас пригласили на собеседование. Пройдя успешно все процедуры отбора вас, выбрала семья Ивановых. И вот, вы, приступили к исполнению своих обязанностей. Одно вы тогда знали наверняка - ребенка надо накормить и погулять. И если это сначала радовало ваших работодателей, то со временем к вам могут появиться такие вопросы:
- А чем вы сегодня занимались?
- Чему новому научили ребенка?
- А сказки читали?
- Стихи учили?
- Английский повторили?
И вы можете сколько угодно припоминать известные имена: Монтессори, Лупан, Зайцева и т.д. Но вряд ли это поможет спасти ситуацию. Ничего вы не успели, или не смогли, или просто не хватило знаний. Вот, как раз, для последней категории и составлено «Сказочное пособие для гуверняни» Почему сказочное? Потому что в жизни каждого из нас: будь то ребенка или взрослого должно быть немного сказки. А мне очень хочется, чтобы вы стали сказочницами и научились сами создавать свои сказки, пъесы и сценарии праздников. Разве это под силу приземленным людям? Это под силу только волшебницам!
Работа гуверняни достаточно сложная и кропотливая. Она требует постоянного внимания, хорошей физической формы, аккуратности и привлекательного вида. Но самое главное - вы должны помнить что, развивая вашего воспитанника, вы должны ОБЯЗАТЕЛЬНО развиваться сами. Потому что ваша жизнь должна быть наполнена не только обязанностями по дому и на работе, но и быть интересной вам самой. А для этого прямо, что называется, на рабочем месте, вместе с воспитанником, вы можете помогать его развитию и заодно развивать свой духовный и творческий потенциал.
Первый урок волшебства. Откуда приходят сказки?
Итак, мои дорогие ученицы, будущие волшебницы, вы решили научиться волшебству слова.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
И мы не станем спешить, а обстоятельно разберем тему: Откуда приходят сказки? Конечно, от сказочников, скажите вы и будете абсолютно правы.
Но, как же сказочники пишут, эти самые сказки опять спросите вы? И правильно, что задаете так много вопросов.
Сказки так, вдруг, не появятся даже у самых «волшебных» сказочников. Они приходят к ним в виде мыслей, образов, запахов, воспоминаний и даже вкуса. А чем собственно не тема? Да, скушал конфетку, посмотрел, на фантик и заработала фантазия про какого-нибудь сладкоежку жившего себе мирно без забот и хлопот пока, однажды, все конфеты в мире, вдруг, взяли и исчезли. А куда они пропали, кто виноват и вообще, что с этим делать?
Вот вам и сюжет сказки.
Но наша тема: Откуда приходят сказки? А если они откуда - то приходят, значит, они где-то живут? А может быть и у кого-то живут?
А живут они вместе с нами! Только мы их не замечаем, редко к ним обращаемся и вообще обходимся без них. Наши сказки живут в нашем воображении, которое надо расшевелить, увлечь, заставить работать на нас.
Но, как выманить сказку из нашего воображения? Достаточно просто. Надо только спросить себя: О чем я хочу написать?
Этот вопрос и называется ТЕМА. Писать можно обо всем, что окружает нас.
Тема заключена в названии сказки.
Вот пример тем сказок, которые описали сказочники:
- Волшебная гора.
- Красная шапочка.
- Маленькая фея.
- Дочь морского царя,
- Сказка о потерянном времени.
- Осенний День.
- Раскрась свое имя,
- Жених- жаба.
- Курочка Ряба.
- Колобок.
- Морозко. и т.д
Тема всегда отвечает на вопрос: О чем? О чем автор сказки хотел написать? О каких явлениях хотел рассказать, поделиться с нами? Темы чаще всего приходят спонтанно. Вот идешь по улице и радуешься желтому одуванчику и зеленой травинке. И думаешь, а если бы (это тоже волшебное слово) у зеленой травинки не было такого друга, как одуванчик ему, возможно, было бы очень скучно одному. А на что похож одуванчик? Наверное, на капельку солнечного лучика. Вот и еще один сюжет сказки. Сказки о том, как травинка друга искала, и как солнышко ей в этом помогло, послав на землю капельки солнечных лучиков, которые превратились в одуванчики. И получится интересная сказка для почемучки: Откуда появились одуванчики?
Вот и закончился наш первый урок.
Подведем итоги и спросим себя, а что нового мы сегодня узнали?
Откуда приходят сказки?
Где они живут?
Как расшевелить воображение?
На какой вопрос отвечает тема?
И новое волшебное слово ЕСЛИ БЫ.
Запишем домашнее задание.
Задание 1
Написать в волшебной тетради как можно больше ТЕМ будущих сказок.
Помня при этом, что ТЕМА отвечает на вопрос о ЧЕМ?
Задание 2
Используя волшебное слово, ЕСЛИ БЫ написать начало сказки (не меньше десяти названий)
Например: ЕСЛИ БЫ я была кошкой.
Начало сказки. Жила была на свете кошка, которая не умела ловить мышей.
Или ЕСЛИ БЫ я была книжным шкафом.
Однажды старый книжный шкаф поссорился с книгами….
Задание 3
На прогулке с воспитанником обращать внимание на необычное: цветы, животные (поведение), деревья, ветки деревьев, птицы, облака, дороги, дома, песок, асфальт, камни и т. д. Записать свои мысли и наблюдения в тетрадь, как темы будущих сказок.
Желаю успехов. Наташа