На пути к гармонии. Глава 14

Александр Иванович Алтунин
   За последние годы мне все чаще и чаще приходится сталкиваться с очень своеобразным явлением среди своих пациентов. Очень многие хотели бы стать учениками духовной науки, но чтобы при этом им нужно было как можно меньше что-то делать самим. Больше того, поражает их отношение к высшим истинам и Высшим силам. Раз мол, это добрые силы, то они и должны мне во всем помогать. Практически все считали себя уже готовыми для того, чтобы воспринимать и усваивать не только слова конкретного человека-Наставника, но и более высоко стоящих Существ, вплоть до самого Бога. Если прежде (до революции) люди поклонялись Богу в благоговейном созерцании само собой разумеющегося разделения людской и божественной сфер, то на смену этому явилось, с одной стороны, плаксивое попрошайничество - желание все¬гда только получать, не прилагая при этом ни малейших собственных усилий. "Молись" - с этим они, может быть, еще и согласны, но в голове у них, однако же, никак не укладывается, что к этому надлежит добавить еще "и трудись", то есть трудись над самим собой.

С другой стороны, кое-кто уже мнит себя столь самостоятельным, столь независимым, что в состоянии достичь всего без какой-либо посторонней помощи, а при некотором усилии - так даже что-то вроде обожествления. Есть много и таких, кто только требует от жизни и людей в ожидании, что Господь сам должен гоняться за ними. Ниспослав однажды Сына своего, Он-де продемонстрировал Свою кровную заинтересованность в сближении с человечеством. Более того, Он, по всей вероятности, даже нуждается в нем! Куда ни глянь - везде, во всем одна лишь гордыня, а не смирение. О правильной самооценке и говорить не приходится. А ведь необходимо-то человеку, в первую очередь, сойти с возведенного им же самим  пьедестала и постараться стать настоящим человеком, дабы приступить к Восхождению к духовным вершинам в этом качестве.

Как же многие представляют своего будущего Наставника? В первую очередь они ожидают от него или, точнее говоря, требуют от него, чтобы он подготовил Путь к Высшему Свету. Ему мол, надлежит потрудиться, дабы возвести для исповедующих религию мосты на Пути к истине. Он обязан изложить все в самой ясной и доступной форме, легко понятной каждому. Его задача - выбирать слова таким образом, дабы в их истинности мог непосредственно убедиться всяк, большой и малый, умный и глупый, духовно развитый человек и примитивный. Если же человеку приходится утруждаться и мыслить хотя бы немного самостоятельно, то стало быть, перед ним не истинный Наставник. Ибо, будучи призван указать верный путь словом своим, он, разумеется, должен сам заботиться о людях. И это, мол, его проблемы - как пробудить и убедить людей. Никакой Наставник никогда и никого не сможет пробудить, если сам человек предпочитает безмятежно почивать на своих иллюзорных лаврах, выданных самому себе. Большинство считают для себя чуть ли не кощунством мысль, что любой их них не столь ценен на самом деле, как это ему представляется. Не Господь нуждается в нем, а он в Господе!

В ходе так называемого прогресса человечество утратило представление о том, чего же оно хочет на самом деле и по большому счету. Ну что ж, тогда ему придется узнать то, что от него требуется. Ища и критикуя в сознании собственного превосходства, многие люди пройдут мимо Наставника точно также, как большинство прошло мимо Того, к чьему Пришествию все уже было уготовано в Откровении. Но тот, кто в состоянии мыслить серьезно, сразу же поймет, что именно строгое неумолимое требование мыслить, бодрствуя духом, и есть то лучшее, в чем нуждается столь глубоко погрязшее в духовной лени человечество для своего собственного спасения. Для понимания Слов Наставника требуется, как минимум, бодрствующий дух, твердая воля, упорство. Ситуация порой доходит до курьеза. Для некоторых людей непреложным доказательством Наставничества служит, например, тот факт, что мол Наставник не может простужаться. Тот, кто может простудиться, отпадает сразу, ибо это не присуще идеальному, с их точки зрения наставнику. Дух Могущественного должен непременно и в первую очередь парить выше этих мелочей.

Звучит это, быть может, слегка натянуто и смешно, но ведь это только факты, нечто вроде слабых отголосков рева толпы в прежние известные всем времена: "Если Ты - Сын Божий, то спаси Себя Сам, сойдя с Креста". И этот крик раздается уже сегодня, еще до того, как крикуны вообще узрели Подобного Наставника.

К сожалению, встречаются люди, которые видят свое духовное развитие только в аскетическом образе жизни, вплоть до того, что отдельные выпускники МГУ 90-х го¬дов уходят в монастырь... Причем вроде бы достаточно неглупые, интересные и даже оригинальные личности с высоким уровнем личных и социальных притязаний, решившие, что игнорируя полностью требования своего тела они смогут подняться до духовных вершин. Конечно, подчинять все свое существо только телесным желаниям и прихотям - это не самое разумное занятие. Но с другой стороны, следует помнить и о том, что человеческое тело - это необходимый элемент одной из эпох развития духа. Если же оно только подавляется и постоянно угнетается, то скорее всего, что и духу от него мало пользы, ибо его излучения слишком слабы, чтобы сообщить последнему ту полноту силы и энергии, в которой он нуждается. Земной обычный человек должен хранить свое тело как вверенное ему достояние, стремясь к здоровой гармонии духа и тела. Если же она нарушается в силу одностороннего угнетения, то это не прогресс, не Восхождение, а трудно преодолимая преграда, мешающая выполнению его задачи на земле.

Многие говорили мне о том, что некоторые свои жизненные принципы они узнали из газет и журналов, разного рода брошюр. Но то, что проповедуется сегодня во имя прогресса под всяческими изящными прикрытиями, есть не что иное, как завуалированный призыв к великому бесстыдству, отравление высоких чувств, культивирование всего примитивного и низменного, скрытого в человеке. Самая страшная (по масштабам распространения и степени отрицательного влияния, не говоря уже о закономерных предельно драматичных последствиях) из всех эпидемий, угрожавших когда-либо человечеству. И вот что странно: создается впечатление, что очень и очень многие вроде бы только и ждали благопристойного повода смешаться с грязью. Как ни странно, но многим это так приятно! И горе бывает порой тому, кто посмеет хоть что-нибудь возразить. Подобного смельчака тут же с ревом и воем побьют каменьями, бросая в лицо обвинения в том, что нечисты, например, его собственные помышления, и лишь поэтому он "находит в этом что-то особенное". Так, например, в 26 (12 из них существуют уже более 50 лет) редакциях центральных изданий в ответ на предложение напечатать что-то, связанное с истинной духовностью, высказали столь негативную реакцию, что лично мне не захотелось с ними разговаривать вообще ни о чем. И дело было не в каких-то конкретным материалах, а том, что во главу угла ставились лишь развлекательные, содержащие что-то "жареное", иначе говоря, "ширпотреб-материалы", но ни в коем случае не относящиеся к разряду полезных или необходимых.

Путь к Свету каждый должен пережить в самом себе, самостоятельно открыть его, если действительно желает ступать по нему. Многие же люди настолько привыкли к умственной, душевной и духовной лени, что готовы на любые глупости ради того, чтобы их покой никто и ничто не нарушали. Более того, они готовы скомпрометировать любого человека и любую самую замечательную мысль (идею, истину), если она легко и непринужденно не вписывается в их прежние понятия, полные хаоса и эгоизма, одностороннего восприятия жизни, во многом основанного на потребительском отношении к ней. Для них не может быть хорошим и полезным то, что может вывести их из постоянной спячки. Они часто приводят нелепые аргументы, оправдывающие свою слабохарактерность и безволие, невежественность и ограниченность, сумасбродство и нерешительность, неумение анализировать сложные и многогранные, своеобразные и неоднозначные явления и факты, нежелание и часто неспособность работать над собой, своими недостатками, почти полное отсутствие самокритичности и самообладания, а порой и мужества признать свое не только глобальное, но даже относительное несовершенство. В числе такого рода аргументов бывают самые различные: так живут все; быть духовным человеком не принято; не хочется быть белой вороной в обществе; меня не поймут мои близкие и другие окружающие люди; а какую непосредственную и быструю выгоду я могу иметь от повышения своей духовности?; это все слишком абстрактно, это нельзя пощупать руками и увидеть глазами.

Привыкнув ощущать себя центром всей Вселенной, когда по их мнению все окружающие должны как-то подстраиваться под них и приспосабливаться к ним, они и теперь хотят не себя настраивать на восприятие и понимание Высших истин, а Космическую этику подстроить под себя, чтобы она не доставляла им никаких проблем и неприятностей. Но путь к духовному и душевному здоровью как раз и лежит через постоянную внутреннюю работу, когда удачно прожитым днем считается не тот, когда можно было ничего не делать и безмятежно наслаждаться полным покоем всего своего существа, а тот когда получилось сделать хотя бы еще один шаг на длинном пути своего возрождения и освобождения от обыденности и повседневности. И чем больше этот шаг, тем сильнее внутренняя радость, тем выше степень удовлетворения от себя и своей жизни.

Определенный драматизм ситуации состоит в том, что многим людям от природы дано мало творческих задатков, поэтому сама радость творчества в чем бы то ни было для них чаще всего тайна за семью печатями. И для того, чтобы ощутить хотя бы первоначальное небольшое удовольствие от работы над самим собой, необходимо с самого начала выбирать правильное направление своего пути, реальные (а не наиболее приятные) способы и средства достижения поставленной цели. Не говоря уже о необходимости присутствия при этом Наставника, который пользуется максимальным уважением и доверием, в силу чего его советы и рекомендации выполняются без ущемленного самолюбия и с максимальным старанием.

Большинство людей смешивает два совершенно различных понятия: чувство собственного достоинства и гордыню. Степень реального чувства собственного достоинства заключается в том, с каким уважением человек относится к окружающим, а потом и к себе самому. А гордыня, один из самых злостных и изощренных грехов, заключается в том, насколько сильно человек пренебрегает другими и любит себя. Иначе говоря, окружающие люди воспринимают каждого из нас в виде дроби, где числитель - это то, что мы есть на самом деле, а знаменатель - это то, что мы о себе думаем. Так вот, многие думают, что они большая величина, а в действительности они таковые лишь в знаменателе.

А.Алтунин, доктор медицинских наук, психоаналитик.