Махавира и джайнизм

Константин Рыжов
Страх перед будущими дурными воплощениями, желание обрести блаженство по ту сторону жизни, толкали многих индусов на крайние формы аскетизма. Топас – самоумерщвление - было признано высшим идеалом, причем не только брахманами, но и некоторыми другими религиозными учениями Индии. Никаких послаблений тут не допускалось. Настоящий аскет в полном смысле слова должен был поставить себя выше жизни. «Ему не следует иметь огонь в жилище, - читаем мы в одном из древних трактатов; - он может ходить в деревню за пищей, сохраняя молчание, равнодушный ко всему, твердый в намерениях, сосредоточенный в мыслях. Глиняная чаша, корни дерева, лохмотья, одиночество и одинаковое отношение ко всему – таков признак освобожденного».

      До крайних пределов учение о топасе было доведено джайнами. Секта эта окончательно сложилась в сер. VI в. до Р.Х., когда у нее явился идейный вождь – Махавира, сформулировавший ее теоретические основы. Сами джайны считают, что этому великому пророку предшествовали 23 других тиртханкары («нашедших брод», то есть основателя веры). Первый из них – Ришабху жил тогда, когда люди еще не умели приготавливать пищу, не знали письменности и гончарного дела. Ришабха научил всему этому древних людей; он же учредил браки, ввел обряды захоронения мертвых и поклонения богам. Двадцать третий тиртханкара – Паршвантах жил за 250 лет до Махавиры. Он считается основателем религиозного учения джайнов и создателем древнейших  монашеских джайнских общин. Что касается Махавиры, то он придал этому учению тот вид, который, в своих основах, оно имеет до нашего времени.

    Настоящее имя Махавиры было Вардхамана. Согласно традиционной биографии, он происходил из семьи знатного кшатрия Джнятрипутры и родился в 599 г. до Р.Х.. Еще в юности он пленился аскетическими идеями, а в 30 лет покинул родительский дом и стал отшельником. Двенадцать лет он бродил по стране, ведя суровую жизнь аскета, а на тринадцатом году достиг высшего знания и стал Джиной – Победителем, поборовшим земные страсти и нашедшим путь к спасению. После этого он еще тридцать лет проповедовал свое учение на территории современного Бихара и успел обратить в свою веру многих людей. Годом его смерти обычно считают 527 г. до Р.Х. 

      В некоторых своих положениях джайнизм близок к философии Упанишад (http://www.proza.ru/2010/03/18/218). Так в джайнизме признается переселение душ и закон кармы, а спасение человека видится в прекращении его возрождений. Но на этом сходство заканчивается. Прежде всего, джайнизм отрицает понятие Единого Бога или Абсолюта в том смысле, в каком о Нем говорят Упанишады. Мир, по  учению Махавиры, состоит из двух вечных несоздаваемых и неисчезающих категорий – дживы (души, духовного начала, активного агента существования) и адживы (неживого, неодушевленного, материального начала). В своей изначально естественной форме джива совершенна; именно в этой форме она являет собой тот идеал, к которому должен стремиться каждый джайн. Но в окружающем нас мире джива всегда связана с адживой, заключена в нее  и порабощена ею. Соединяясь с грубой материей джива обретает тело и появляется в форме живых существ, будь то растение, животное, человек или божество. Причем, в этой иерархии высшее ключевое звено – человек, ибо только он в состоянии дать освобождение дживе, которая словно некий страждущий дух, скованна темной и косной материей.

      Сама по себе джива не в состоянии вырваться из цепких объятий адживы. Бесконечное количество джив находится в нескончаемом процессе кругооборота живых тел, регулируемых кармой – законом о посмертном воздаянии. Едва освободившись после смерти какого-либо существа, она, подчиняясь карме, опять оказывается в плену другого тела. Очевидно, обрести свободу  нельзя, если не преодолен закон кармы. Но связи джив с кармой сложны. Освободиться от кармы очень нелегко, ибо карма не просто опутывает каждого, но и притекает к нему вновь и вновь. Задача правоверного джайна состоит в том, чтобы остановить этот приток, что достигается путем соблюдения сложных норм поведения. Но это только первый шаг. Следующий – добиться истощения и отпадения оставшейся кармы, после чего душа-джива подчиняет себе материальное тело и обретает освобождение.
 
      Из сказанного видно, чем джайнизм отличен от учения Упнишад. Если последнее первостепенное внимание уделяло Абсолюту-Брахману, то джайны главным образом размышляли об индивидуальной человеческой душе.  Как и его оппоненты-брахманы, Махавира признавал вечность души. Однако, нирвана, по его учению, заключалась не в том, что бы совершенно обезличиться и раствориться в Абсолюте, но в том, чтобы вырваться из бесконечной цепи перерождений и достигнуть вечного блаженства в потустороннем мире.  Путь к спасению, открытый Махавирой, определяется тремя «драгоценностями»: во-первых, ратнатраей – совершенной верой (верой в Джину;  смысл этого положения в том, что ищущий должен отбросить все блуждания, сомнения и с помощью веры стараться оградить себя от ложных путей и дурных советчиков); во-вторых, совершенным знанием (знанием учения Джины о душе-дживе, карме, а кроме того, знанием своего «я») и, в-третьих, совершенным поведением (соблюдением установленных Джиной правил).

     Каким же должно быть поведение правоверного джайна? Этот вопрос был глубоко разработан основателем вероучения. Прежде всего надо сказать, что Махавира  пренебрежительно относился к Ведам и священной письменности брахманов, резко отрицал  жертвоприношения, жречество и религиозное освящение системы варн. Он учил, что только личные качества людей и их усилия определяют их благочестивость и право на спасение. К нирване ведет исключительная способность человека подняться над миром ограниченности – над миром зла и добра, над миром материи. Происхождение, божественное вмешательство или соблюдение обрядов не играют на этом пути никакой роли. Поэтому преобладающее место в жизни каждого джайна занимают не религиозные обязанности (последние сводятся в основном к почитанию божеств, посещению храмов и принесению даров), а работа над собой. Главное заключается в самом стиле жизни - соблюдении определенных норм поведения и запретов, которые и составляют  едва ли не основную суть учения. Так все джайны строго следуют ахинсе, то есть стараются ни в коем случае не причинить вреда живым существам (многие  даже носят на лице особую повязку, чтобы при дыхании не проглотить какое-нибудь крошечное насекомое) и исполняют установленные заповеди, предписывающие им быть праведными в речи, воздерживаться от присвоения чужого, сохранять целомудрие, быть свободным от прочных привязанностей к жизни и т.п. Всего заповедей 12, но правила их исполнения для мирян легче, чем для монахов. Последние призваны вести жизнь полную лишений. Это и понятно - поскольку именно желания и страсти по закону кармы вовлекают человека в новые воплощения, важнейшим признаком превращения в джину является полная победа над своими страстями путем беспощадного самоистязания. Джайнские монахи (ниргрантхи – отрешившиеся от уз) имеют право жить в монастырях и получать пропитание от членов общины – мирян - только во время сезона дождей. В остальное время года они должны собирать милостыню и постоянно скитаться по стране. Им предписывается также до предела ограничивать свой сон (с четырех часов утра монах уже на ногах) и питание (принимать пищу можно только два раза в сутки; обязательно соблюдение постов, часто весьма длительных). Однако, поскольку аскетизм всегда считался в джайнизме религиозным подвигом, многие монахи, не довольствуясь этими суровыми правилами, принимают на себя другие изнурительные обеты (например, абсолютное молчание, пребывание на холоде или на солнце, многолетнее стояние на ногах и т.п.). Самым благочестивым концом для джайна всегда считалась смерть от долгого поста, но самоубийство осуждается.

     Впоследствии, уже после смерти Махавиры, джайны разработали элементы своей собственной философии и космогонии. По их представлениям Вселенная состоит из мира и не-мира. Не-мир – это пустое пространство, акаша, недоступное для проникновения и восприятия и отдаленное от мира. Мир делится на нижний, средний и верхний. Нижний – это нечто вроде преисподней – состоит из семи слоев, наивысший из которых населен божествами, а остальные шесть – грешниками ада, живущими среди гнили и нечистот, страдающих от мучений и пыток. Верхний мир подразделен на 10 или 11 слоев и имеет 62 или 63 уровня. На каждом из них размещено множество дворцов-виманов, где обитают боги и освободившиеся от кармы джайны-сидхи. Средний мир лишь отчасти совпадает с нашим земным, но, вообще говоря, он значительно обширнее. Вся Вселенная, сверху донизу, заселена богами и демонами, которым несть числа. Кроме тех, кто обитает в среднем мире вместе с людьми (божества гор, рек, мест и т.п.), выделяются четыре класса божественных персон. К низшему из них относятся обитатели верхнего слоя преисподней, подразделяющиеся на десять категорий и частично выполняющие функции демонов. Ко второму – божества, живущие в том же верхнем слое нижнего мира, а частично в рощах и на островах мира среднего. Это тоже полубожества-полудемоны. Третий класс – божества светил (в их число включается не только солнце и луна нашего земного мира, но и множество других светил, освещающих различные части среднего мира). Наконец, четвертый, высший класс божеств – это те которые живут в небесных дворцах верхнего мира. Однако выше всех божеств джайны ставят 24-х тиртханкаров, обитающих на самом верху  верхнего мира. В своих храмах они помещают изваяния «Победителей», которым воздают божественные почести. (Как правило, это обнаженные фигуры колоссальных размеров). Почетное место в их пантеоне занимает сам Махавира. Ему поклоняются как божеству, а 11 его учеников – ганадхаров – считаются первыми джайнскими святыми.

      Первоначально вероучение джайнов передавалось изустно от учителя к ученику. Канонизация в письменной форме доктрины джайнизма произошла на Вседжайнском соборе в Паталипутре, состоявшемся в IV или III в. до Р.Х. Джайнский канон содержит 50 сочинений. Основные из них приписываются самому Махавире, хотя их окончательная редакция была осуществлена только через тысячу лет после его смерти – в V веке. (Одно из важнейших сочинений джайнизма – Кальпасутра, в которой описывается праведная жизнь 24 тиртханкаров и излагаются основы поведения аскетов).

     Джайнизм имел много последователей в период раннего средневековья, особенно в Западной Индии, но массовой религией он никогда не был.  Сейчас в Индии насчитывается около 2 млн. джайнов.

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Индия и Средняя Азия  http://www.proza.ru/2013/04/22/303