Примеры недифференцированных функций

Теория о дифференцированных и недифференцированных психических функциях здесь http://www.proza.ru/2010/07/02/571. А здесь пара маленьких примеров, наблюдения из повседневной жизни.

Недифференцированное мышление

Мария взялась делать контрольную работу по французскому языку, не для себя, для студента-заочника. Язык она уже основательно подзабыла, поговорить могла, книжку почитать могла, но задания в контрольной работе были на грамматику, а что как называется в грамматике Мария, пожалуй, забыла. И возможно, что логическое мышление вообще не ее сильная функция, а задания требовали и знания грамматики, и логического мышления. Так что минут пять Мария посидела тихо над заданием, а потом начала орать: ей мешает текущий кран, из крана капает вода, и этот шум никак не дает ей работать над контрольной, и вообще сколько можно, заездили своими контрольными, обнаглели, не чиня краны, невозможно жить с протекающими кранами, и делайте свои контрольные работы сами, - всё, бросила тетради и разругалась со всеми.

К мышлению Марии сильно примешивались ощущения - шум капающей воды - и сильно примешивались чувства - раздражение, злость, обида. Раздражение, как правило, - признак недифференцированной функции, когда к ощущениям или к мышлению примешиваются неприятные чувства.

Недифференцированные ощущения

Пример о зрительных ощущениях. Мария удивлялась сама себе. Она читала, что женщина о другой женщине может всегда точно и подробно рассказать, как и во что там была одета и обута, и как причесана, и какой макияж, и всегда описывает внешность деталированно и дифференцированно (это я уже использую терминологию Юнга), а мужчина может только сказать, хорошо была женщина одета или плохо, красиво или некрасиво. И Мария говорила, что она всегда, как мужчина, воспринимает, хорошо кто-то одет или плохо, а во что - не помнит, не замечает. Это недифференцированные ощущения. Мне кажется, что у Марии однобоко развита самая сильная функция - чувства, и она чувствует одобрение или неодобрение, нравится ей или не нравится, а восприятие (функция безоценочная, воспринимающая то, что есть) у Марии недифференцированное, вот она и не различает в деталях, что же действительно было надето на той персоне, которая, по оценке Марии, была одета "хорошо" или "плохо".

Семь раз отмерь - один отрежь

Дифференцированность можно назвать еще по-другому точностью. Чем тоньше различия, тем выше точность. При каждом из семи отмеров должна повышаться точность: не совсем правильно, вот так правильнее, и еще правильнее... - и когда видишь, что теперь правильно, и никаких сомнений (т. е. никакой амбивалентности), то тогда и отрезать. 

Как усиливать слабую функцию

Если у Марии самая сильная функция - чувствование, то самая слабая - это противоположное ей мышление. И не удивительно, что когда нагрузка на мышление, то к нему примешиваются и сенсорика, и чувства-эмоции. И если Мария хочет перевоспитаться, то нужно ей непосредственно усиливать не мышление, а воспринимающие функции: сенсорику и интуицию. Нужно ей воспринимать безоценочно, как данность, и как можно точнее (дифференцированнее) то, что происходит.

Мне без графиков трудно объяснить, почему самую слабую функцию нужно усиливать опосредованно. Да и графики мои тоже никто не понимал. Попробую объяснить так:

Самая сильная и самая слабая функции - два плеча коромысла. И чтобы коромысло выравнялось, так, чтобы противоположные функции уравновешивали друг друга, нужно усилить сначала функции на оси коромысла, его опору.


Рецензии
Давно к Вам не заходил, Елена, а очень интересно. Спасибо! Буду Вас читать.
И Вас приглашаю - кажется, я немного "углУбил и расширил" текстА! :)

Локсий Ганглери   01.07.2012 17:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.