Содрогающаяся земля

Галина Чеснокова
Цветаева Искушение и отречение
Галина Чеснокова
XI Царскосельские чтения : «Вузовская наука России для повышения качества жизни человека»:международная научная конференция, 24-25 апреля 2007г..под общ ред В. Н. Скворцова –Т.IV.-Спб: ЛГУ имени А. С. Пушкина,2007-172с.   Стр.40-48

ISBN 978-5-8290-0639-6
          978-5-8290=0647-1 (IV)

Отрывок из моего сочинения -эссе  Женские письма


Вечные темы любви и счастья , любви и смерти , коварства и любви приобретают в диалогах М арины и Барни  новое звучание : любовь и старость , любовь и ребёнок , любовь и одиночество . В конечном счете –или любовь и жизнь , или любовь и смерть , забвение .У людей сильной воли и характера наблюдаем ещё одно сочетание : Любовь , Свобода , Творчество .Так или иначе указанные темы и мотивы перекликаются с мировым мотивом ИСКУШЕНИЯ и ОТРЕЧЕНИЯ , отчетливо выраженном в “Фаусте “ Гёте , продолженном многими художниками двух прошедших столетий . По сути этот диалог –вечный спор человека с Богом о нравственности и созидании, греховности разрушения и способах преодоления себя , отречения ради жизни . Проблема не так легка , как кажется . Потому представляются ключевыми слова И.С.Тургенева , вложенные в уста героя его “Фауста “: ”Исполнение долга – вот о чём следует заботиться человеку “ , и слова о себе мятежной Марины :” Всякий раз , когда я отказываюсь , я чувствую , как внутри меня содрогается земля . Содрогающаяся земля –это я . Отказ ? Застывшая борьба .”