Начальник

Борис Шнайдер
Сколько Виктор себя помнил,он всегда мечтал быть начальником.
Уже в раннем детстве,когда взрослые спрашивали его:
-А кем ты хочешь быть,когда вырастишь?
Он неизменно отвечал:
-Натяльником!
Этот ответ вызывал у спрашивающего улыбку.
-А каким начальником ты хочешь быть?
Маленький Витя удивлённо думал:
-Какие эти взрослые глупые,разве непонятно,что начальником,а каким-это неважно.
Вслух он говорил:
-Как папа!
Стоявший рядом отец горделиво улыбался.
Отец у Витюши был начальником в какой-то конторе.И хотя эта контора занималась сугубо штатскими вопросами,но отец одевался в полувоенную форму.Он носил брюки-*галифе*,френч,застёгнутый до самого горла,на ногах были хромовые сапоги,начищенные до зеркального блеска,на голове-картуз с матерчатым козырьком.В руке он держал кожаный,жёлтого цвета портфель.
У отца был небольшой животик и пухлые,чисто выбритые щёки.
Обычно отец брился в парикмахерской,но иногда и дома.Витюша всегда с любопытством наблюдал за процессом бритья.
Сначало отец правил опасную бритву на кожаном ремне,что-то напевая себе под нос.Он подмигивал Вите.
-Это тебе не железка,а настоящий *Золинген*.
Витя не понимал,что значит *Золинген*,но слово звучало таинственно и красиво.
Отец разводил в железной блестящей чашке мыльный порошок,затем кисточкой намыливал себе щёки и сбривал всё бритвой.Потом отец брал салфетку,опускал её в кипяток,выкручивал её охая и прикладывал к щекам,тихо постанывая.Затем наливал в ладонь немного одеколона со странным названием *Шипр* и растирал себе лицо и шею,при этом приговаривал:
-Хорошо,едрёна вошь!
Витюша любил подражать отцу.Когда никого не было дома,он брал маленькую подушечку и клал себе на живот,под майку,затем намыливал мылом руки и пену переносил на щёки,брал металлическую пластинку,подмигивал кошке,которая удивлённо на него пялилась.
-Золинген-говорил он и шкрябал пластинкой по щекам.Потом брал вафельное полотенце и вытирался,не забывая говорить:
-Хорошо,ядрёна вошь!
Мать нигде не работала,занималась хозяйством.
Перед работой,прежде чем выйти из квартиры,отец критически осматривал себя перед большим зеркалом.Левую руку он клал на поясницу,ладошкой наружу,а правую на грудь так,чтобы три пальца заходили за отворот кителя.
-Маша,ну как?
-Вылитый Наполеон!
Причём здесь Наполеон?-думал Витюша.Наполеон-это же торт,он его кушал у Светки на дне рождения,белый с кремом,очень вкусный.
Иногда к отцу заходили товарищи по работе.Подолгу о чём-то говорили.Витюше разговор их был не понятен,хотя он внимательно вслушивался в их беседу.Отдельные слова он запомнил:*вызвать на ковёр*,*доклад*,*пропесочить*,кадры решают всё* и многое другое.
-Надо будет потом спросить у отца,что эти слова означают,в жизни могут пригодиться,-думал практичный Витюша.

Поменялась мода.Отец уже не носил полувоенную форму,а одевался в светло-серый двубортный костюм и такого же цвета полуботинки.Белоснежная рубашка была тщательно выглажена и накрахмалена.Эту картину добавляли-галстук в полоску,шляпа и неизменный жёлтый портфель.
Вечерами после ужина,отец любил сидеть в кресле под торшером и просматривать книги о великих людях.Иногда он хмыкал и крутил головой.
-Маша,ты послушай,что вытворял Веспасиан,-кричал он жене,которая мыла посуду на кухне.
-Это какой Васерман,из пятой квартиры?
-Не Васерман,а римский император Веспасиан.Ты послушай:Один его подчинённый просил тёплое место для одного человека,которого выдавал за своего брата.Веспасиан ему говорит,что такие вопросы сразу не решаются,надо мол подумать.Вызвал к себе этого человека,сам взял у него деньги,выговоренные за ходатайство,дал ему место,а когда пришёл подчинённый сказал ему:*Ищи себе другого брата,а это теперь мой брат*.
Ну,каково?-и отец раскатисто рассмеялся.
Из кухни раздался голос жены:
-Я всегда говорила,что евреи жутко хитрые.Это же надо,как этот Васерман нехорошо поступил.Теперь я понимаю,откуда у его жены такая шуба.
-Вот баба дура,-не выдержал отец,-Я ей про Фому,а она мне про Ерёму.Витя подойди ко мне.Вот послушай:был у Веспасиана сынок-Тит.Так он отца упрекал,что тот обложил нужники налогом.Веспасиан взял мрнету из первой прибыли,поднёс к его носу и спросил,воняет ли она.Нет,-ответил Тит.А ведь это деньги с мочи,-сказал Веспасиан.
-Я тебя папа упрекать не буду.
-Молодец!
Отец погладил Витю по голове.
-Ладно,иди играй.

Как и всякий ребёнок,Витюша любил играть в игры.Особенно ему нравилась игра,которую он сам выдумал.Это была игра под названием-*Начальник*.
Во дворе он подбегал к ребятишкам и предлагал:
-Давайте сыграем в *начальника*.Чукчиров,я буду начальником.
-Я тоже хочу быть начальником,-обижено сопел толстый Миша.
-Я первый сказал.Ладно,будешь моим замом.Будешь приходить ко мне с докладом.Воьми дощечку-это будет твоя папка для доклада.Будешь мне докладывать,кто что сделал не хорошее.Я их буду вызывать на ковёр прорабатывать.
Миша солидно засопел.
-Ковра нет.
Витюша призадумался.Да,непорядок.
-Женька,сбегай,где я живу,и возьми от дверей половичок.Потом вернёшь.
Ты,Светка,будешь моей секретаршей.Будешь вызывать ко мне на ковёр и печатать на машинке приказы.
Женька,ты будешь начальником снабжения.Ты,Федька,начальником производства.
Витюша взобрался на брёвна,что лежали у сараев третий год.Он сделал вид,что говорит по телефону:
-Да,да,примем все меры,обязательно выполним,виновных накажем.И вам того же,привет супруге.
Светка,ты пока ногти пили.Я когда у отца на работе был,то видел,как его секретарша пилкой ногти себе пилила.
-Как это?-испугалась Светка.
Да это не больно.Федька,дай мне палочку от эскимо,вон валяется.Смотри как,-и он показал Светке,как надо пилить ногти.
-Секретарша,вызови моего зама с докладом.Где его черти носят?.
Светка завопила:
-Мишка,иди к Витьке с окладом.
Витюша поправил.
-Не с окладом,а с докладом.И не надо орать,надо спокойно сказать:Михаил,вас Виктор Николаевич вызывает с докладом.Поняла?
Мишка стоял на коврике сопел и молчал.
-Ну,давай докладывай,что у вас там произошло,-подбодрил его Витюша.
- федька Светку за косички дёргает,а Женька язык показывает.
-Ты мне не про это говори,а почему план горит и почему поставки срываются.Я вам покажу кузькину мать,работать разучились.
Мишка обиженно засопел.
-это ты у федьки с Женькой спроси.Что ты на меня орёшь?Я,когда стану начальником,на тебя тоже орать буду.
Витюша снисходительно посмотрел на него.
-Ладно,свободен.Секретарша,вызвать на ковёр этих обормотов-сначала федьку,а потом-Женьку.
Витюша дал федьке конфету.
-Отдашь Светке,я видел,так положено. У отца один лысый дядька его секртарше за просто так шоколадку дал.
-Я тоже хочу конфетку,-обиделся Женька.
-Потом всем вынесу как зарплату,-пообещал Витюша.
Светка мечтательно улыбалась.
-Хорошо быть секретаршей-сидишь,ногти пилишь,а тебе шоколадки дают.
-Светка, не отвлекайся,давай сюда Федьку.
Светка,жеманясь и не переставая пилить ногти,прощебетала:
-Начальник плана Фёдор,зайдите к Виктору Николаевичу с докладом-почему план не выполняешь.Конфету давай!
Федька встал на ковёр и опустил голову.
-Докладывай,почему план не даёшь?-грозно спросил Витюша.
-Мне Женька этих самых не даёт.
-Конфликтующих,-подсказала Светка.
-Да,да этих самых,-закивал Федька.
-*Комплексующих* или *комплектующих*,я потом у отца спрошу.Секретарша,позови Женьку.
-Начальник обалдения Женька,с докладом к Виктору Николаевичу.Конфету давай.
-У меня нету,мне Витька,т.е.Виктор Николаевич не дал.
Женька с ходу начал оправдываться.
-Я не виноват,мне никто ничего не даёт.Где я возьму эти контифлюищии?
-А ты к кому обращался?Кому письма писал?
-Я на почту и в Москву обращался.Дали одну коклюющуюся,а Федька говорит мало.
-Конечно мало,мне три надо.А ты сколько просил?
-Я две просил.
Витюша ударил кулаком по бревну.
-Надо было шесть просить,тогда дали бы три.Всему вас учить надо,за всех я должен работать,обормоты.
Тут из открытого окна донеслось:
-Витя,Витюша,обедать!
-Ладно,я побежал на обед,после доиграем.
-Про зарплату конфетами не забудь,а то мы играть не будем,-напомнила Светка.

Отец пришёл с работы не в духе.Он молча переоделся и стал ужинать.Вдруг,он бросил ложку и резко отодвинул тарелку,расплескав суп на скатерть.Налил полный фужер коньяка и залпом выпил,жена и сын со страхом смотрели на него.
-Чего уставились,-раздражённо выкрикнул Николай Петрович.
-Неугодный я стал,раньше угодным был,а теперь и то не так, и это не этак.Свободу дали,теперь каждая шелупень,козявки, меня критиковать начали.Мол я костюм сменил,а методы работы у меня прежнии остались.Раньше пикнуть боялись,а теперь хвосты пораспускали.Ну ничего,я им устрою утро стрелецкой казни,век помнить будут!
Он встал и ушёл к себе в кабинет.Два дня отец ходил хмурый.Домашние боялись его трогать.Однако на третий день настроение у него улучшилось.Он подошёл к жене и протянул ей деньги.
-Завтра вечером к нам зайдёт Филип Филипыч.От него наша судьба зависит.Стол организуй по высшему разряду:ветчинки,осетринки,икорочки,маслин и поросёночка молочного зажарь.
На следущий день к ним в гости пришёл *большой человек*-Филип Филипыч.
Отец держался подобострастно.
-Это Филип филипыч моя супруга Марья Васильевна,а это сынок,наследник мой-Виктор.
Вальяжный филип филипыч снисходительно кивнул.
-Виктор,-победитель значит,хорошее имя.
Он ущипнул Виктора за щёку.
-Ты,Николай,хорошо живёшь,а стол просто царский.
Он уселся на предложенный ему стул,заткнул салфетку за ворот рубашки.
Отец наполнил три рюмки коньяком.
-За ваше здоровье Филип Филипыч!
-Нет,нет,-запротестовал гость.Сначала выпьем за хозяйку.
Все дружно выпили.Гость взял дольку лимона и со смаком отправил себе в рот.
Марья Васильевна,сославшись на дела,ушла на кухню.
Филип Филипыч со вкусом пил и ел.
-Значит, говоришь,копают под тебя.Не боись,в обиду не дадим,старая гвардия есть гвардия.Но и ты должен нос по ветру держать.Для чего человеку хребет дан?Чтобы гибким быть,а кто не гнётся,того ломают.
Приспосабливаться надо.Сейчас какой лозунг-*Догнать и перегнать*.
Будь демократичным,поинтересуйся у подчинённых,как жена,как дети.Ухо надо держать остро.Молодые на пятки наступают.Но опыта у них с гулькин нос.Что они кричат:*Лучше меньше,да лучше*.
Знаем,Ленина тоже читали.Мы с ним полностью согласны,мы демагогией не занимаемся.Если делать меньше,кого мы догоним? Умники нашлись,пусть они самые умные,но не самые главные.Николай давай выпьем за самых главных.
Вошла Марья Васильевна,собрала грязную посуду и поставила чистые тарелки.
-Сейчас поросёночка принесу.
-А я думаю,откуда этот чудесный запах.Поросёночек-это замечательно.
застолье продолжилось.Вдруг гость спросил:
-Николай,а как ты относишься к религии?
-Я Филип Филипыч,атеист.Считаю,что религия это опиум для народа.
-Я тоже атеист,но я тебя не про это спрашиваю.Я хочу сказать,что там много интересного есть.
Когда я маленький был,дед мой заставлял меня библию читать.Накушается он чеснока и лука,дышит на меня.Я морщусь,но читаю.А он даст мне подзатыльник,-что морщишься?Чеснок-цибулькин брат.
Так вот,в библии много сказано о начальниках и подчинённых.Иисус что говорил:*Богу богово,а кесарю кесарево*.Заслужи себе независимость,но не враждуй.А последователь его-Павел на слова-*люби врага* реагировал по-другому:*насыпь врагу горячие уголья на голову и покорись сильнейшему*.
Эти молодые,да ранние думают,что нравы зависят от отдельных лиц.Мол,был один правитель-одни нравы,стал другой-всё по-другому,фигушки.Ещё Павел уловил,что нравы зависят не от воли отдельных лиц,а от того,в каких общественных устройствах эти лица находятся.Без нас,без номенклатуры,никак не обойтись.Кто будет распределять по заслугам-больше усердному,меньше бездельнику.Поэтому будь послушным,чти начальника,усердствуй для него.
Большинство людей не привыкли думать,за них это делали начальники,а потому последствия обещанной беззаботности их не смущали-*птицы небесные*,а жизнь что требует?Правильно,забот и усердия.
Ты,Николай,подумай,что будет,если мы прекратим руководить...Бардак будет несусветный.Все начнут лезть,руководить и умные,и недоумки,честные и прохвосты.Сколько людей есть,и все руководят.Я этого недопущу.Дадим кому надо по мозгам,а тебе надо рости.Поступай на заочный в институт.
Филип Филипыч набрался изрядно и Николаю Петровичу пришлось отвозить его на такси домой.

И опять всё пошло по-старому,отец получил даже повышение.Он подмигивал сыну.
-Вот так-то Витюша,не имей сто рублей,а имей влиятельных покровителей,хотя и деньги ещё никому не мешали.

Прошло какое-то время и Виктор пошёл в школу.Особыми знаниями он не блистал и с ребятами постоянно конфликтовал.
Однажды мать пришла с собрания и стала жаловаться мужу:
-Жалуются на нашего Витюшу,учится еле-еле,с ребятами дерётся.Ты бы,Коля,сходил в школу,поговорил бы с учителями.
-Разберёмся,-буркнул Николай Петрович.
Когда мать вышла на кухню,Николай Петрович подозвал сына.
-Что,командуешь,а тебя не слушают? И правильно делают.Кто ты такой?Такой же как и они,ты для них не авторитет.Начальниками не рождаются,начальниками становятся.Твоя первая сейчас забота-учиться хорошо,чтобы потом мог в институт поступить.Диплом много в нашей жизни значит,без бумажки ты какашка,а с бумажкой человек.
Общественной работой занимайся. Организовывай,чтобы металлолома больше всех собирали или в художественной самодеятельности первое место заняли,тогда тебя заметят,двигать начнут.Кто организовал?Виктор,надо взять на заметку.
Подмечай слабые стороны у ребят,и старайся,воздействуй на них.Например,один поесть любит,другой марки собирает,третий завистливый,четвёртый любит,чтобы его хвалили.
У меня,помню,два обормота работали,копали под меня.Спелись,и давай за спиной,а иногда и на собраниях меня критиковать.Я вида не подал,что это меня трогает,а в душе...Как их звали не важно,скажем,Петров и Сидоров.Подметил я,что Петров честолюбив больно.Применил я древнюю тактику-разделяй и властвуй.
Вызываю Петрова в кабинет,поговорил  о том,о сём,а потом спрашиваю:как ты думаешь если я Сидорова начальником отдела поставлю,справится он или нет.Вижу Петров губу закусил,почему мол не его.
-Наверное справится,вы начальник,вам виднее.
-На другой день вызываю Сидорова и говорю в лоб:хотел тебя начальником отдела поставить,да вот Петров сомневается.Всё,они уже враги.Теперь все силы они на борьбу между собой тратить будут.
И в разные истины поменьше верь.Их глупцы или большие хитрецы придумали.
Все кричат,что людям нужна правда,справедливость.Это чушь.Все правду слушают,но никто не собирается с ней породниться.Если хочешь сделать человеку больно-скажи ему правду.Если кто-то тебе талдычит о справедливости,то через некоторое время ты узнаешь,что должен что-то сделать собеседнику или дать.И не верь никогда в добродетель.Из любого порока можно сделать добродетель.
Запомни-все,кто чего-то добился в жизни значительного,делают всё не так,как другие.
Ты понял о чём я говорил? Я,конечно,могу звякнуть куда надо,но для тебя это будет медвежья услуга.

После разговора с отцом Виктор сильно изменился.Он резко пошел вверх с учёбой и карьерой.Виктор окончил школу,институт,сейчас занимает большой пост(не без помощи отца) в главке.
Отец давно уже на пенсии.Он и мать держаться бодрячками.И всё было бы ничего,но с Николаем Петровичем в последнее время стало что-то твориться.Он стал переоценивать те ценности,по которым жил.Его стали терзать сомнения:правильно ли он жил,следовал истинным целям или гонялся за миражами,правильно ли воспитал сына.Что послужило толчком к этим переменам осталось загадкой.То ли то,что спустился *с небес на грешную землю*,и кончились те привилегии,которыми он пользовался будучи большим начальником,то ли небольшой инфаркт,который с ним случился,когда ему нахамили в очереди за картошкой,не будем гадать.Недаром говорится,что чем у человека меньше мирских обретений,тем в нём больше духовности.

Однажды Виктор заехал к родителям в гости.Как же он удивился,застав отца за чтением библии.
-Ты,что отец,в верующие записался? Ты же всегда атеистом был.
-Да хотел бы записаться,да моя вера на обе ноги хромает,сомнений много,но я стремлюсь.А как ты поживаешь?Небось по головам выше лезешь.--Удивляюсь я тебе отец,ты же сам меня наставлял как высот достичь.Я тебе за науку и поддержку очень благодарен. Живу неплохо и пост у меня не маленький.Управляю,как говорится народом и делами.Да ты же знаешь.
Кстати,ты знаешь,что по этому поводу Пушкин говорил?

         Паситесь,мирные народы!
         Вас не разбудит чести клич.
         К чему стадам дары свободы?
         Их должно резать или стричь.
Ну как? Поэт точно выразил мысль,гений есть гений.
Николай Петрович усмехнулся.
-И поэты,и пророки ошибаются.Они хоть и гениальные,но люди,и не могут охватить всё мироздание,а видят только часть его.
Кругом говорят,что человек-это венец творения,что он сотворён по подобию Бога.Я думаю,что это ошибка.Человек,далеко не венец,он не законченный продукт,полуфабрикат.Большинство людей,и я в том числе,как стадо баранов,всегда стремилось к сытости.Но сытость-это ещё далеко не благополучие.Так где камень преткновения? Да в самом человеке.В самом человеке сидит ущербность.И эту ущербность никакой проповедью-*люби ближнего* или стишком не выкорчевать.
Он близко придвинулся к сыну.
-В первую очередь надо думать о духовном,а потом о материальном.Ты понял меня!
-Понял батя,понял.Ты успокойся.
Но про себя он подумал:
-Блажит отец,совсем старым стал,на философию потянуло...
Он поднялся,погладил выпирающий животик.
-Ладно,пора ехать,дела.
Отец и сын стояли и смотрели друг другу в глаза.Потом,сын не выдержал и отвёл взгляд.
-Правда,пора ехать.
В дверях стояла мать и смотрела на них,и слезы текли у неё по щекам.