Летние мистерии. Июль, август

Лариса Бесчастная
          Июль пришёл! Жаркий, страстный, яблочно-вишенный, травный…
         

          Обильный событиями, мистериями и именами: червень, страдник, сенозарник, липец, грозовик, жарник, серпень, липень…
          А за ним август плодородный томится, и тоже со множеством имён: жнивень, серпень, густырь, хлебосол,  зарев, разносол. Есть и ещё имена, но нам и этих пока хватит!
         

          Тотем июля месяца – орёл – и это не случайно. Как неслучайно и то, что начинается он Днём памяти Князя Великого Святослава, славного ратника и сына Земли Русской. И в этот же месяц отмечается Перунов День – день покровителя воинства славян.
          О празднике Купала и правомочности переноса его даты на июль мы уже рассказали, поэтому в этой новелле Ивановы дни и русальную неделю мы опустим.
          
          
          Итак,  3 июля ДЕНЬ славления Князя СВЯТОСЛАВА Игоревича (около 942—972) – по сути, это День Победы Руси над Хазарией. Он стал днём воинской славы и посвящения в ратники.
          Святослав – великий воин, прославившийся разгромом Хазарии и расширением границ Руси  от  Хазарской Белой Вежи на Волге, до Балканских земель на Дунае, и потому историк Н. М. Карамзин назвал его русским Александром Македонским. И это не преувеличение, потому как Святослав был искусным полководцем и в непростой войне с Византией победил 100-тысячное греческое войско всего 10 тысячами ратниками. В истории остались его слова перед битвой: «Не посрамим Земли Русской, ляжем тут костьми. Мёртвым нет срама. Если побежим осрамим себя. Станем же крепко. Если моя голова ляжет, промышляйте о себе». И это не у французов, это, наверняка, у рати Святослава был девиз: «Один за всех и все за одного», поскольку на эти слова ответили ему дружинники: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим».
          Испугались враги рати русской оголтелой, мира запросили. И Святослав пошёл им навстречу, заключил мир. А Византийский император вступил в сговор с Печенежским ханом Курей и, когда Святослав с малой дружиной поспешил с Дуная в Киев по зову матери своей княгини Ольги, был он разбит и пал смертью храбрых…
          Славили Великого Князя и Словом и Делом: проводили в этот день ритуальные поединки,  да воинские посвящения. А ещё славяне Перуна славили, который предков выучил ковать медь и железо, что для оружейных дел требовалось, просили не оставлять ратников «милостью своей, силою своей несокрушимой».
         
         
          А 12 июля ДЕНЬ СНОПА-ВЕЛЕСА наступает, с этого дня, называемым Велесовым начинается косовица, заготовка сена: «Коси коса, пока роса – роса долой, и мы домой!»
          Особо почитался последний связанный Сноп, поскольку считалось, что в него переходил дух поля, а с ним и дух Велеса. И сразу же начиналась подготовка пашни под сев озимых в соотвествии с пословицей: «До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса посеять». Покровителем земледельческих работ был Велес и считалось, что его священный камень – Алатырь, под которым вход в Пекло, а отвалить этот камень мог только Велес. Его и задабривали, чтобы пропустил он в свой час в Навь, чтобы не остаться неприкаянной душой. Потому и оставляли на поле один сноп несжатым, а лишь нарядно перевязанным лентой – «Велесу (Волосу) на бородку».
          В этот же день проводились выборы жертвы Перуну – подготовка к Перуновым Дням.
          Ритуал заключался в «кидании жребья». Жертвой могли быть бык или красный петух, на жертвенной крови которых через неделю жрец будет «заговаривать» оружие, и этой же кровью «помазывать чело» каждого воина. В качестве жертвы по жребию может выпасть и серебро, и «брашно» (еда), и «пря» – то есть поединки воев, которых тоже определял жребий.
         
         
          Следом за Днём Велеса, 14 июля, отмечался ДЕНЬ СТРИБОГА – славянского бога неба, воздуха и ветров-Стрибожьих внуков, которые приносят первые вести о грядущей осени. В народе о том такая поговорка: «Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету»
          В этот день приносили жертву ветру: вокруг дома разбрасывали на все четыре стороны куски хлеба и сыпали с пригорков на ветер муку или пепел от костей жертвенного петуха. Также требы Стрибогу приносились лоскутками и цветными лентами, развевающимися по ветру.
          И ещё в этот день запрещалось «бросать слова на ветер»! Очень правильное вето! Жалко только, что оно так краткосрочно…


          До календарной реформы на июль месяц, а именно на 21 июля, приходился ПЕРУНОВ ДЕНЬ. Но, как уже было сказано в других статьях цикла, переход на «новый стиль» летоисчисления многое спутал в славянском солнечном календаре, и не только праздник Купалы.
          Однако поскольку истинное празднование проходило в дни «старого» календаря расскажем про этот очень важный для славян день, как об июльской мистерии.
          Перун Громовержец – Воин Небесный, он держит равновесие между Навью и Явью, а своими огненными стрелами и Небо с Землей соединяет и пашню оплодотворяет. А ещё дарует священный Огонь. Потому некогда около златоусого деревянного идола Перуна всегда горел огонь.
          Перунов день – Великий Святодень всех воинов-защитников Земли Русской, а также всех честных радарей-пахарей. По поверьям славян в этот день, будто, у Перунова коня слетела в Прави подкова, да упала в воду, отчего вода с того дня начинает холодеть. Оттого Перунов день называли ещё и «сердитым днём». Славянам запрещалось работать и выгонять за околицу скот, дабы не нарваться на неприятности из-за разгуливающих по лесу зверей и змей. Зато дождь в этот день был волшебным: он смывал злые чары и болезни. Потому в этот день вызывали дождь. И… о, бедные мы, женщины! – приносили в жертву Перуну избранную для этого женщину: старательно обливали её водой!
          Но главными среди множества обрядов этого дня были воинские.
          Мужчины за неделю готовили свои доспехи и являлись на праздник «во всеоружии». После обязательных славиц Перуну и обрядового боя Перуна с Велесом начиналось освещение оружия: на щиты, положенные перед капищем с жертвенным огнём (крадой), клали холодное оружие: сулицы, мечи, топоры, колья, ножи, булавы и прочее. Затем велись другие обрядовые бои и проходили они так: воины приносили  и ставили на краду ладью с дарами, жрец разжигал её и, когда огонь прогорал, над пеплом насыпали «могилу» и начинали тризну и посвящение в воины юношей. В процессе обряда молодые парни переживали ритуальную смерть в бою и посещение Нави, проходили испытания на умение владеть оружием, на смелость, хитрость и ловкость, взаимовыручку и другие. И только после их удачного завершения и посвящения «помазанием кровью»,  как описано выше, жрец «возвращал к жизни»  испытуемых, для продолжения тризны и последующей за ней стравы (пира) с поминовением павших на полях боёв воинов.
          И в конце праздника, как водится, игрища, которые начинались с «военной» утехи – «взятия городка». Ночью же, с благословения волхва, бои переносились на любовное ложе,  ибо считалось, что воин должен одерживать победы не только над врагом…
          С принятием христианства место Перуна занял Илья Пророк, а собственно «военный праздник» совпал с Днём десантника – 2 августа…
         
         
          Закончим июльские мистерии 27-м июля – ДНЁМ ЧУРА, оберега и охранителя домашнего очага. Его ублажали вкусной «жертвой»: поили молоком. При этом сами славяне не отдалялись от дома, а старший в роду и вовсе в обязательном порядке сидел дома – для компании Чуру…
         
         
          Август – месяц трудолюбия, поскольку начиналась жатва. Отмечали в этот месяц наши предки СПОЖИНКИ (дожинки, обжимки) – 15 августа (по новому стилю).
То есть это праздник окончания жатвы  и собранного урожая.
          В этот день благодарили Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносили жертвы Макоши (Матери Урожая) и заплетали на поле из последних колосьев «бороду» Велесу. Женщины, окончив жатву, катались по стерне и приговаривали: «Жнивка-жнивка, отдай мою силку – на пест, на колотило, на кривое веретено!» – возвращая себе таким образом отданную ими земле (ниве, жниве) силу. В этот день освещали мёд, яблоки и зерно. Затем устраивали пир, на котором в обилии были каша, мёд, яблоки, хлеб, пиво. А вот говядина была запрещена.
          А 22 августа проводились Именины Лешего – Лесного Хозяина. Ему демонстрировали уважение и задабривали угощением, поскольку считали, что Леший  может раскидать снопы и, вообще, расшалиться, празднуя свои именины.


          Заканчивались мистерии лета 28 августа праздником УСПЕНИЕ ЗЛАТОГОРКИ (Овсень большой), заменённый позже Успением Божьей Матери.
          Златогорка – дочь Святогора. С ней в древних ведах связывают Золотой Век Атлантиды, когда человечество было открыто для Космического Знания. Миф об успении и воскресении Златогорки связан и со звездой Спика — Альфа Девы, под которой она родилась. В те времена (XIV тысячелетие до н. э.) Спика сместилась с орбиты и поблекла. Атлантиде грозила беда из-за власти Вия и, чтобы проникнуть в мир мёртвых, в день Успения Майя легла в каменный гроб, а Дажьбог с помощью Белеса (Велеса) опустился в царство Вия, добыл волшебное кольцо, позволившее вернуть Майе жизнь. Он надел ей волшебное кольцо на палец и Майя очнулась от смертельного сна. Она была возвращена к жизни по велению Рода, дабы родить бога Коляду…
          Этот день издревле славяне знаменовали пиром-братчиной, демонстрирующим народное единство.
         
         
          В заключение замечу, что тотем августа – рысь. И, думаю, неспроста когда-то называли себя древние славяне рысичами.  Но это уже совсем другая тема и начинать её следует с истории Атлантиды…



Источники:
http://www.razumei.ru/memory
http://www.nasled.org/vera/prazdniki/prazdniki.htm
http://boyan.narod.ru/kalendar.html
http://liblive.ru/?read=559973120&s=28533  (Атлантида и Древняя Русь)