Черный день

Евгений Щукин
                «Черный день».


Был в моей армейской службе  «Черный» день.  Ну, может быть и не совсем уж «черный».

Везли мы самолетом  АН-12,  пару ящичков с  запчастями в Запорожье, и должны были  выгрузить их и, не выключая двигателей, перелететь  домой в Кривой – Рог.

Подрулив на стоянку ближайшую  к ТЭЧ, командир приказал мне, (борттехнику по АДО)   через грузовой  люк передать эти ящики встречающему нас  специалисту.

Отключив шлемофон от СПУ (самолетное переговорное устройство), я  вышел в  грузовую кабину, отшвартовал груз и, подключившись снова к  СПУ, перевел тумблер управления  грузолюком на открытие, одновременно докладывая – «створка пошла!».

От работающих  4-х двигателей в  грузовой кабине все вибрировало и гремело, верхняя створка плавно шла  к потолку. И тут в  наушниках в  этом  гуле  я   трудом  расслышал какие-то тревожные  ноты! Оглянулся назад к кабине летчиков, и  через открытую дверь увидел  отчаянную жестикуляцию старшего бортового техника!

Оглянулся    на  люк и обомлел, – на створке люка лежит фигура  нашего стрелка и вот-вот будет перерезана шпангоутом и верхней створкой! Рука мгновенно перевела тумблер в  нижнее положение!  Створка медленно  пошла вниз  вместе с неподвижным  телом несчастного.

Мелькнула мысль: – убил? – Посадят!  Но вдруг пришло  спокойствие.  Схватил я аварийный  кислородный баллончик, - маску на лицо пострадавшему, и давай массаж сердца делать.
 
Он тут же  пришел в себя, но подняться я ему не дал, – на  щеке и шее след от сдавливания.

А тут, выключив двигатели,  весь экипаж  вышел в грузовую кабину: - растерянные и  паникующие,   один я был  спокоен и попросил радиста вызвать  машину скорой помощи.

Командир Экипажа был в панике, а остальные  по моей команде  помогли  вывести пострадавшего из самолета и  уложить под крылом  на коврике. Стрелок  был в сознании и мог говорить, но встаувать мы ему  запретили.

Командиру  была  причина   паниковать, для него любое ЧП отодвигало присвоение очередного звания,  повышения по должностии и  закрывало  доступ в академию.

На скорой помощи я  отвез парня в госпиталь. Дежурный  хирург, осмотрел его и успокоил меня, раз солдат сам смог стянуть с себя  форменную курту, то – с позвоночником все в  порядке.
Рентген показал  всеже  трещинку на челюстной  кости, но врачи  меня заверили, что  пострадавший через неделю  будет в строю.

Сам же стрелок вполне оправился  от испуга,  сообщил мне, что сам командир дал ему команду выйти из кабины, хотя  по  инструкции, пока работают двигатели,  стрелок должен контролировать их работу.

А в  это  время в гостинице  члены экипажа строчил объяснительные  записки – командир приказал.  Сам он, правый летчик и штурман, обвиняли во всем меня, а радист и старший борттехник анализировали происшествие вполне объективно.
Я тоже написал,  как все было.

Правильно подмечено, что в беде познаются друзья.

На другой день на родном аэродроме нас  встречал командир части.
Выслушав доклад командира самолета, командир части  отозвал  меня  в сторонку.
Я ждал громкого разноса, но командир  спокойно пожурил:  - «Как, это ты, опытный специалист, сделал промашку?».

Я долложил ему мою версию происшествитя. Команддир  обещал разобраться, но, объявил  мне   десять  суток домашнего ареста.

На  следующий день я поездом съездил  в Запорожье, проведал  своего «увеченного»,   привез, как положено, гостинцы и получил от него о происшествии объяснительную записку, без нее  нельзя  было сделать окончательный вывод, кто нарушил инструкцию.

Вывод командования части был таков:  - я  действовал строго по инструкции, и, только благодаря  моей реакции,  все закончилось  сравнительно благополучно.  Командиру  экипажа  объявили взыскание, - не имел он права разрешать выход  стрелка, в то время, когда сам  дал мне команду  на открытие  грузового   люка.

Нашему стрелку,  - рядовому срочной службы, служить оставалось еще  еще пару  месяцев,   и командование решило  уволить  его раньше срока.  Через неделю  мы его всем экипажем проводили в  его родной Азербайджан.

Нет худа - без добра! И,  хоть  в моих действиях вины не нашли, взыскание было   снято, но я решил сам уйти из этого  экипажа.

Летал я   уже более 10 лет,  а учитывая, что летный  год  на турбовинтовых самолетах  засчитывался – за два, то  моя выслуга лет  уже позволяла уходить  на пенсию.

Кроме того, мне было уже скор под 40, а я все  еще  в звании старший лейтенант,  продолжая лететь, я в этом звании оставался бы до пенсии.

Подал я командованию рапорт – не  подписали,   но попросился в  отпуск, мотивируя  нервным потрясением,  все-таки, чуть  не лишил человека жизни,  -  разрешили.

После отпуска   я у медиков   напросился в госпиталь  и, сославшись на здоровье,    все-таки  ушел  с летной работы.  И не просчитался!

Вскоре получил звание  капитан, так  как  был назначен начальником  группы объективного контроля: –  это «черные ящики» и другое оборудование  самолета, а также  объективная инструментальная  оценка  действий  летного экипажа  при выполнении полетов, с целью  предотвращения летных происшествий.

Через четыре года, как Мастера  Спортиа СССР, меня  перевели с повышением  в штаб дивизии, где в звани майра,  я   еще 4 года  в должности  Начальника Физкподготовки и Спорта, - возглавлял спортивную работу в трех летных полках (Запррожья,Арцыза и Кривого Рога), - Криворожской ВТАД  ВТА ВВС.

Вот и как  считать тот день - «черным  денем», -  или не очень?

На  снимке: 1980 год. (Кривой Рог).
Я начальник физпоготовки и спорта дивизии принимаю парад на физкультурном  празднике частей  и подраздлений в гарнизоне Долгинцево.